г. Челябинск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2021 г. N Ф09-2328/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А47-12120/2020 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2020 по делу N А47-12120/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Ключевые персоны" (далее - заявитель, ООО "Ключевые персоны", общество) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, МРУ Росфинмониторинга по ПФО, административный орган) от 12.08.2020 N 04-20/88/1 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 18.11.2020) требования заявителя удовлетворены, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРУ Росфинмониторинга по ПФО обратилось с апелляционной жалобой, просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней податель жалобы ссылается на доказанность состава вменяемого правонарушения в действиях общества, выводы суда о недоказанности факта оказания обществом посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества считает несоответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ключевые персоны" против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заместителем прокурора Ленинского района города Оренбурга 06.07.2020 принято решение N 132 о проведении с 07.07.2020 по 05.08.2020 проверки деятельности ООО "Ключевые персоны" в целях обеспечения защиты охраняемых законом интересов государства и граждан, профилактике правонарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Результаты проверки зафиксированы помощником прокурора в акте от 08.07.2020.
Письмом от 09.07.2020 N 1р-2020 руководитель ООО "Ключевые персоны" 10.07.2020 извещен лично о необходимости явки 13.07.2020 в прокуратуру для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности
13.07.2020 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Ключевые персоны" по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, которое направлено МРУ Росфинмониторинга по ПФО с материалами административного дела для рассмотрения. Копия постановления вручена руководителю общества 13.07.2020.
Определением от 06.08.2020 административным органом назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем ООО "Ключевые персоны" извещено телеграммой.
Полагая, что ООО "Ключевые персоны", оказывая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", не разработав правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, не назначив специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию, не проводя обучение в целях ПОД/ФТ, не утверждая перечень сотрудников, обязанных проходить подготовку и обучение, допустило правонарушение, выразившееся в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем, или финансирования терроризма, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, МРУ Росфинмониторинга по ПФО вынесено постановление от 12.08.2020 N04-20/88/1, которым обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Ключевые персоны" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является нарушение установленного федеральным законодательством порядка противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом правонарушения являются юридические лица, указанные в статье 3 Закона N 115-ФЗ, в том числе осуществляющие посреднические функции.
Статьей 3 Закона N 115-ФЗ установлено, что для целей этого закона под операциями с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
При этом клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а внутренний контроль - как деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Статьей 5 Закона N 115-ФЗ установлено, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (часть 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Из системного анализа приведенных норм следует, что обязанности, установленные пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, возникают только при условии фактического осуществления деятельности, указанной в статье 5 данного закона. При этом само по себе отнесение организации к перечню, содержащемуся в статье 5 Закона N 115-ФЗ, не влечет для него обязанности предоставления вышеуказанных сведений при оказании услуг, не связанных с осуществлением им операций с денежными средствами и иным имуществом, и не является основанием для возложения на организацию обязанности по предоставлению информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом которые оно само не осуществляет.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к выводу, что под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона N 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.
Судом установлено, что ООО "Ключевые персоны" вменяется нарушение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в виде отсутствия надлежащего осуществления обществом внутреннего контроля.
Однако, при рассмотрении настоящего дела административным органом не представлено доказательств в подтверждение своих выводов.
Суд первой инстанции верно отметил, что материалы административного и судебного дела не содержат сведений, подтверждающих заключение между обществом и участниками сделок от 24.05.2020 N 44/2020 и от 04.06.2020 N61/2020 договоров, предметом которых является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, когда общество выступало от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвовало в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляло операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.
Так, из пункта 2.1. договора от 24.05.2020 N 44/2020 следует, что агентство оказывает маркетинговые, юридические и иные действия, направленные на поиск потенциальных покупателей до момента перехода прав собственности к покупателю и получения клиентом полной суммы оплаты.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО "Ключевые персоны" не является участником сделки, повлекшей установление, изменение или прекращение связанных с ней гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества.
Указание в ЕГРЮЛ и уставе общества на осуществление деятельности агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе в качестве основного предмета деятельности само по себе не является доказательством фактического осуществления обществом такой деятельности. Такое указание при отсутствии доказательств фактического оказания таких услуг, не является безусловным основанием отнесения ООО "Ключевые персоны" к субъектам, указанным в статье 5 Закона N 115-ФЗ.
Заключение договоров с некорректным наименованием "о возмездном оказании услуг по отчуждению недвижимого имущества", также не свидетельствует о том, что заявитель являлся посредником при осуществлении сделки купли-продажи недвижимого имущества от 24.05.2020 и от 04.06.2020.
Из материалов административного дела следует, что операций с имуществом, подлежащих контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ, а также с денежными средствами при продаже гражданином квартиры покупателю, обществом непосредственно и самостоятельно не производилось.
При таких обстоятельствах в данных правоотношениях ООО "Ключевые персоны" не является субъектом административной ответственности и в его действиях (бездействии) отсутствуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Материалами административного и судебного дела не подтверждено, а административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) ООО "Ключевые персоны" признаков нарушения положений Закона N 115-ФЗ, а, следовательно, и события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ закреплено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава и события административного правонарушения.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных обстоятельств следует согласиться с выводом суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях ООО "Ключевые персоны" объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, правомерно удовлетворил заявленные обществом требования о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2020 N 04-20/88/1.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику, отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушения единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражающие несогласие МРУ Росфинмониторинга по ПФО с судебной оценкой обстоятельств по делу, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.12.2020 по делу N А47-12120/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12120/2020
Истец: ООО "Ключевые персоны"
Ответчик: Федеральная служба по финансовому мониторингу в лице Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу