г. Вологда |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А66-2148/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Рогатенко Л.Н. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 октября 2020 года по делу N А66-2148/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105005, Москва, улица Спартаковская, дом 2Б; далее - учреждение) о взыскании 649 201 руб. 57 коп. основного долга, 22 659 руб. 13 коп. пеней, начисленных за период с 19.09.2019 по 05.04.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением суда от 21 октября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что в состав задолженности по оплате электроэнергии, поставленной в жилые дома, находящихся под управлением учреждения, истцом необоснованно включено индивидуальное потребление ресурса нанимателями жилых помещений в этих домах. Обосновывая приведенные в жалобе доводы, истец указал на то, что Министерством обороны Российской Федерации (собственником жилого фонда) 14.11.2018 принято решение о заключении с 04.12.2018 нанимателями жилых помещений прямых договоров на предоставление коммунального ресурса с ресурсоснабжающими организациями (далее - решение от 14.11.2018), в соответствии с которым учреждение с 01.05.2019 прекратило производить начисления жителям многоквартирных домов за потребленную ими электрическую энергию.
Ответчик в отзыве с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в отзыве поддержало жалобу ответчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзывах, суд апелляционный инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из дела, учреждение создано согласно приказу Министра Обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, основной целью деятельности истца являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждению предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Судом первой инстанции также установлено и видно из дела, что истцом и ответчиком заключен контракт энергоснабжения N 6930202235 (для категории: бюджетные организации; далее - контракт).
В спорный период ответчик осуществлял управление многоквартирными домами, перечень которых указан в актах первичного учета.
Во исполнение условий контракта истец в период с августа по ноябрь 2019 года поставил ответчику электрическую энергию в объеме 220 328 кВт*ч.
С учетом частично произведенной оплаты, задолженность ответчика за спорный период составила 649 201 руб. 57 коп.
Ввиду того, что оплата потребленного в спорный период ресурса ответчиком в полном объеме не произведена, истец обратился в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего спора исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статями 157, 163, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила N 354), удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласен с такими выводами суда первой инстанции и применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора находит доводы учреждения необоснованными и подлежащими отклонению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (МКД), решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 163 данного Кодекса управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Иные способы управления, а также механизмы выбора иных способов управления, для подобных случаев законодательство не предусматривает.
Согласно частям 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункту 63 Правил 354, потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
В связи с изложенным следует признать, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
На основании пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации") общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Данная норма не распространяет свое действие на помещения специализированного жилищного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что МКД, относительно которых заявлены разногласия в настоящем споре, относятся к специализированному жилищному фонду министерства; указанные МКД специализированного жилищного фонда являются 100% собственностью Министерства обороны Российской Федерации.
Эти факты податель жалобы не оспаривает, иного не следует и из материалов дела.
В силу норм, предусмотренных ЖК РФ и Правилами N 354, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательно не предусмотрены.
При этом доказательств того, что в договорах найма жилых помещений, оформленных между наймодателем и нанимателями, предусмотрено заключение прямых договоров между нанимателями и ресурсоснабжающей организацией, материалы дела также не содержат.
Ввиду этого учреждение, являясь управляющей организацией, обязано приобретать коммунальный ресурс у поставщика ресурса для целей оказания нанимателям помещений в МКД коммунальной услуги по электроснабжению.
Доказательств ненадлежащего оказания услуг по поставке электрической энергии истцом в спорный период ответчиком не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика задолженность в заявленном обществом размере.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 22 659 руб. 13 коп. пеней, начисленных за период с 19.09.2019 по 05.04.2020 в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Расчет неустойки проверен судом, признан верным и обоснованным.
Арифметическую правильность расчета учреждение не оспаривает, контррасчет не представило.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал неустойку в заявленном обществом размере.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 октября 2020 года по делу N А66-2148/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2148/2020
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерствол обороны РФ