г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2021 г. N Ф05-5864/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А40-145894/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Семикиной О.Н., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2020
по делу N А40-145894/20
по иску Минобороны России (ИНН 7704252261) к АО "ГУОВ" (ИНН 7703702341) о взыскании 3.760.766 руб. 46 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Бобышев А.Е. по доверенности от 21.09.2020,
от ответчика: Сурков А.Н. по доверенности от 07.12.2020.
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АО "ГУОВ" о взыскании неустойки в размере 3.760.766 руб. 46 коп.
Решением от 14.12.2020 в удовлетворении исковых требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением Министерство обороны Российской Федерации, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить по доводам, изложенным в ней.
Стороны в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по спору.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения решения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 19.05.2017 г. между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции зданий и сооружений.
Согласно п.2.1 контракта генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 контракта ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Пунктом 5.2 контракта установлены сроки выполнения работ: инженерные изыскания, обследования и обмеры - 15.08.2017, разработка проектной документации, градостроительной документации (1 этап) - 20.09.2017, разработка проектной документации, градостроительной документации (2 этап) - 31.10.2017, получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации (1 этап) - 01.11.2017, разработка рабочей документации (1 этап) -15.11.2017, выполнение строительно-монтажных работ (1 этап) - 30.11.2017, получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации (2 этап) - 20.12.2017, ввод объекта в эксплуатацию (1 этап) - 30.12.2017, разработка рабочей документации (2 этап) - 28.02.2018, дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 15.03.2018.
Истец основывает свои требования на том, что в указанные сроки генподрядчиком работы не выполнены и государственному заказчику не сданы.
Согласно п.18.4 контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени).
Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена контракта составляет 67 771 734 руб. 00 коп. (п. 3.1 контракта).
Общая сумма неустойки составляет по мнению истца 3.760.766 руб. 46 коп.
В соответствии со ст.309 ГК РФ - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Статья 310 ГК РФ указывает на то, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе.
На основании ст.763 ГК РФ, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 4 ст753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно п.1 ст.711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В силу п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Частью 1 ст.330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Стороны согласно ст.ст. 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно требованиям ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закона должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Начисление неустойки за нарушение срока этапа "получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации" противоречит существу обязательства.
Условиями контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (указанные мероприятия осуществляются заказчиком), в свою очередь на ответчика возложена ответственность за своевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которого не зависит от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации только заказчик или технический заказчик имеют право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В соответствии с п. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Согласно п. 10 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, (далее по тексту - Административный регламент), срок для предоставления государственной услуги составляет 60 дней, в то время как по условиям Контракта на получение положительного заключения госэкспертизы отведено всего 32 дня, что само по себе делает исполнение данного обязательства невозможным.
Истцом не учтено, что обязательство по прохождению государственной экспертизы возложено на Заказчика (п. 1 ст. 49 ГрК РФ, п. 7.1.2, 7.1.13 контракта).
Кроме того, согласно условий п. 2 Административного регламента, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является заказчик, обратившийся с заявлением.
Вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Условиями контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку п.18.4 контракта (на который ссылается Истец в обоснование исковых требований) предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения Работ.
Пункт 2.1 контракта содержит понятие работ: к ним относятся работы по разработке Технической (Рабочей) документации и капитальному ремонту объекта.
Получение положительного заключения государственной экспертизы к Работам не относится (что логично и обоснованно, поскольку ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не компетенции заказчика), следовательно, п. 18.4 контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или технический заказчик.
Доверенность на передачу документации в государственную экспертизу МО РФ, получение документации из государственной экспертизы МО РФ Ответчику не выдавалась (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Указанное действие не может быть совершено ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки, не правомерно.
В ходе рассмотрения дела ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со ст.195 ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (статья 196 ГК РФ).
Пунктом 1 ст.200 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п.2 этой же ст.200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно исковому заявлению истец просил взыскать с ответчика неустойку, в том числе, за нарушение срока окончания работ по этапам: инженерные изыскания за период с 16.08.2017 по 20.09.2017.
В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая, что исковое заявление было подано 17.08.2020 истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании неустойки до 17.08.2017 включительно.
При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Согласно п.7.1.10 контракта, заказчик до начала проектно-изыскательских работ передает генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ.
Под исходными данными (п.1.1.18 контракта) понимаются документы, необходимые Генподрядчику для разработки проектной и рабочей документации, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ заказчик до начала проектно-изыскательских работ должен передать генподрядчику в установленном порядке задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (при определении календарных сроков разработки проектной документации и выполнения последующих работ, стороны исходили из того обстоятельства, что исходные данные для проектирования со стороны Заказчика будут предоставлены в разумный срок после заключения Контракта).
Заказчик не в полном объеме и несвоевременно передал генподрядчику исходные документы.
Согласно п.7.1.13 контракта, заказчик оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции Заказчика.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий СНиП 11-02-96 утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 1033/пр заказчик прилагает к договору (контракту) задание на выполнение инженерных изысканий, материалы и документы, необходимые для выполнения работ - исходные данные,
Заказчик несвоевременно передал генпроектировщику задание на проектирование и документы, составляющие исходные данные.
Согласно п.1 ст.747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Пункт 4 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
Истец в нарушение принятых на себя обязательств несвоевременно передал правоустанавливающие документы на земельный участок спустя 441 день (03.08.2018), в то время как срок инженерных изысканий 15.08.2017, а ввода объекта в эксплуатацию 30.12.2017.
Генподрядчик неоднократно уведомлял заказчика (письма от 29.11.2017 N исх21321, от 09.10.2017 Nисх-17897, от 27.09.2017 Nисх-17045, от 05.06.2017 N9482).
Согласно разделу 23 контракта земельный участок находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе реализации контракта установлено, что земельный участок, по адресу г.Москва, Комсомольский проспект, д.20, стр.6 и д.18, стр. 2 (Участок 1), не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования организации, подведомственной Министерству оборон российской Федерации, не зарегистрировано, в связи с чем Заказчиком дано поручение о проработке вопроса по переносу места размещения объекта на другой земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 5, стр. 5 (Участок 2).
Заказчик совместно с генподрядчиком и главным управлением военной полиции Министерства обороны Российской Федерации был проработан вопрос по размещению объекта на Участке 2 площадью 1 200 кв.м. выявлено следующее, Участок 2 находится в неразграниченной государственной собственности с правом распоряжения города Москвы, не сформирован в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При анализе возможности размещения объекта на Участке 2 было выявлено, что согласно правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N9 120-ПП земельный участок расположен в зоне охраняемого природного ландшафта с особыми требованиями к осуществлению градостроительной деятельности, в том числе регулированию высотных параметром проектируемых зданий, а также в границах установленной санитарнозащитной зоны автозаправочного комплекса.
Для размещения объекта на Участке 2 потребуется внесение изменений в утвержденные правила землепользования и застройки города Москвы с проведение процедуры публичных слушаний для установления предельных показателей строительства.
На Участке 2 расположены сети инженерно-технического обеспечения, для переустройства которых отсутствует свободный технологический коридор в связи с ограничениями земельного участка красными линиям улично-дорожной сети. С учетом необходимости обеспечения охранных зон существующих инженерных коммуникаций, отступов от красных линий улично-дорожной сети, площадь застройки объекта на Участке 2 составит не более 282 кв.м., в то время как проектная площадь застройки составляет 654 кв.м.
Заместитель Министра обороны Российской Федерации 13.12.2017 утвердил решение на продолжение работ на Участке в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное у генподрядчика отсутствовала возможность выполнить работы в установленные контрактом сроки, в связи с выявленным рядом проблем с земельным участком, выделенным под реализацию контракта.
В соответствии с пп.3 п.6 ст. 48 ГРК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Указанной нормой к исходным данным относятся технические условия на подключение объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пп. 7 п. 3 ст. 55 ГРК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.
Кроме того, в соответствии со ст.48 ГРК РФ, и постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" технические условия являются основанием для выполнения проектных решений по строительству объектов капитального строительства.
В соответствии с п.7 ст.48 ГРК РФ технические условия, предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Согласно указанной норме, технические условия должен был получить заказчик (ФКП "УЗКС МО РФ").
28.03.2011 Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации был утвержден Регламент подготовки и реализации организациями Министерства обороны Российской Федерации инвестиционных проектов по созданию (модернизации) объектов специального назначения.
Согласно п.15 Регламента "орган военного управления организует работу по разработке и сбору исходных данных, необходимых для разработки проектной документации". Согласованные исходные данные представляются государственному заказчику, после чего Государственный заказчик заключает государственный контракт.
В соответствии с п.17 Регламента в состав таких исходных данных входят: кадастровый план земельного участка; свидетельство о праве собственности на земельный участок; технические условия на присоединение объекта строительства к инженерным сетям.
Указанные положения Регламента полностью согласуются с императивными нормами ст. 759 ГК РФ и ст. 48 ГРК РФ, согласно которым исходные данные предоставляются заказчиком.
Технические условия на подключение к сетям получены Заказчиком и переданы Генподрядчику несвоевременно.
Просрочка предоставления Технических условий составила 191 день (просрочка кредитора), в то время как установленные контрактом сроки разработки проектной документации этапа - 20.09.2017, 2 этапа -31.10.2017.
В соответствии с п. 1 ст. 759 ГК РФ заказчик до начала проектно-изыскательских работ должен передать Генподрядчику в установленном порядке задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (при определении календарных сроков разработки проектной документации и выполнения последующих работ, стороны исходили из того обстоятельства, что исходные данные для проектирования со стороны Заказчика будут предоставлены в разумный срок после заключения контракта).
Начало работ 19.05.2017 г. (п. 5.1 контракта).
Согласно ст.ст. 44, 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок препятствует подготовке градостроительного плана земельного участка, подготовке проектной документации и прохождению государственной экспертизы проектной документации.
Под исходными данными согласно п. 1.1.18 контракта понимаются документы, необходимые Генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документаций, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с условиями контракта генподрядчик получает у заказчика утвержденное задание на разработку проектной документации.
В силу п. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные.
Тактико-техническое задание на проектирование и строительство (реконструкцию) административно-технического комплекса для размещения и подготовки личного состава команды противопожарной защиты и спасательных работ Управления коменданта охраны Министерства обороны Российской Федерации было утверждено начальником главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации 25.09.2017, в то время как начало работ по контракту 19.05.2017.
Задание на проектирование, по объекту (шифр Т-42/16-155) очередь, утверждено заместителем руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации лишь 28.12.2017, в то время как срок окончания выполнения работ по разработке проектной документации, градостроительной документации (1 этап) - 20.09.2017, (2 этап) - 3 1,10.2017.
Несвоевременное утверждение государственным заказчиком задания на проектирование привело к увеличению срока окончания работ по разработке проектной документации.
Фактически своевременность выполнение работ генподрядчиком полностью зависела от своевременности предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок (письмо от 31.07.2018 N ФКП/14/9084 к генподрядчику_ 03.08.2018 и необходимых исходных данных в полном объеме.
Частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд" установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Поскольку своевременность предоставления исходных данных (необходимых для выполнения инженерных изысканий, обследований и обмеров) полностью зависело от действий Заказчика усматривается, что срок выполнения проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ по реконструкции здания был нарушен по вине истца и подлежит соразмерному продлению на время просрочки кредитора (на 441 день).
Невыполнение истцом взятых на себя обязательств не только нарушает условия контракта, но и противоречит положениям ст.ст.718, 759, 762 ГК РФ, кредитор при таких условиях в силу ст.406 ГК РФ считается просрочившим, а должник на основании ст. 405 ГК РФ таковым не считается.
Раздел 23 контракта (требования к работам) устанавливает последовательность выполнения работ, качество выполнения работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СанПиН и пр. и не может являться исходными данными.
Поскольку под исходными данными понимаются документы, необходимые генподрядчику для выполнения инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документаций, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с п.8.2.4 контракта генподрядчик осуществляет сбор необходимых исходных данных для подготовки градостроительной документации и выполнения проектных работ, которые не вошли в состав данных, представленных заказчиком.
Пунктами 7.1.10, 7.1.13 контракта предусмотрено, что заказчик представляет генподрядчику исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ; оказывает содействие генподрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе документации, устранение которых находится в компетенции заказчика.
Таким образом, условия контракта не могут изменять императивные нормы ст.759 ГК РФ и ст.48 ГРК РФ. Переложение выполнения контрактных обязательств с заказчика на исполнителя недопустимо.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается добросовестность, ответственность и исполнительность действий ответчика.
Вина ответчика в срыве сроков отсутствует, следовательно, отсутствуют основания для взыскания неустойки (ст.401 ГК РФ).
Истец, в нарушение норм ст.65 АПК РФ, доказательств, опровергающих доводы ответчика, не представил суду.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал верный вывод, что исковые требования Минобороны России удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права при принятии определения судом первой инстанции не допущено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2020 по делу N А40-145894/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
А.Л. Фриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145894/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"