г. Москва |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А41-17166/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ТИТАН": Рокоссовский П.В., представитель по доверенности от 12.01.2021;
от Администрации городского округа Чехов: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов на решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2020 года по делу N А41-17166/19, принятое по исковому заявлению ООО "ТИТАН" к Администрации городского округа Чехов о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИТАН" обратилось в суд к Администрация городского округа Чехов с требованиями:
- Признать незаконным отказ Администрации городского округа Чехов Московской области в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Титан" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040114:12, выраженный в письме от 28.01.2019 N Р001-8535975026-19849628.
- Обязать Администрацию городского округа Чехов Московской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Титан" (ИНН: 5048037368, ОГРН: 1165048050606) проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040114:12, установив выкупную цену, равную пятнадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2020 года по делу N А41-17166/19 требования ООО "ТИТАН" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Чехов обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель ООО "ТИТАН" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Администрации городского округа Чехов, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ООО "ТИТАН", рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.12.2018 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040114:12 общей площадью 1471 кв.м. (т. 1, л.д. 12) в связи с нахождением на участке нежилого здания с кадастровым номером 50:31:0040114:123 общей площадью 394 кв.м.
06.02.2019 в письме N Р001-8535975026-19849628 администрация ответила отказом, указав на то, что на объект не движимости не было получено разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию (т. 1, л.д. 19).
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В соответствии с п. п. 14, 25 данной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая в предоставлении участка, администрация сослалась на отсутствие разрешительной документации в отношении объекта с кадастровым номером 50:31:0040114:123, расположенного в пределах испрашиваемого участка.
Однако, решением Арбитражного суда Московской области от 10.07.2020 по делу N А41-59057/19 признано право собственности ООО "ТИТАН" на двухэтажное нежилое здание, общей площадью 394 кв.м., с КН 50:31:0040114:123, расположенное на земельном участке с КН 50:31:0040114:12 по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина стр. 35\1.
Кроме того, вид разрешенного использования испрашиваемого участка "для размещения торговых объектов" соответствует объекту, расположенному в его пределах. Более того, определением от 02.07.2020 судом утверждено мировое соглашение, из которого следует, что Администрации городского округа Чехов подтверждает, что двухэтажное нежилое здание общей площадью 394 кв.м., кадастровый номер 50:31:0040114:123, расположенное по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина стр. 35\1, возведенное на земельном участке кадастровый номер 50:31:0040114:12 соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно возведено.
В пункте 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании незаконным отказа Администрации городского округа Чехов Московской области в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Титан" в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040114:12, выраженный в письме от 28.01.2019 N Р001-8535975026-19849628.
Рассматривая споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Определение судом порядка восстановления прав заявителя производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
В настоящем случае спор рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и требование об установлении цены земельного участка при заключении договора купли-продажи является преждевременным.
В абзаце 3 пункта 3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что, принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Ссылка в исковом заявлении на не подлежащие применению, сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию городского округа Чехов Московской области в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Титан" (ИНН: 5048037368, ОГРН: 1165048050606) проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040114:12.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела была подтверждена самовольность возведения объекта с КН 50:31:0040114:12, в связи с чем, по мнению Администрации, отказ является законным, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Действительно, как следует из материалов дела N А41-59057/2019 - на строительство объекта с КН 50:31:0040114:12 не выдавалась разрешительная документация.
Между тем, заявителем не учтено, что исковые требования ООО "ТИТАН" в рамках встречного иска по вышеуказанному делу удовлетворены судом исходя из того, что общество является правообладателем земельного участка, на котором осуществлено строительство, с видом разрешенного использования "для размещения торговых объектов", принимало меры к легализации строительства, построенное здание соответствует градостроительным и техническим нормам и правилам и не угрожает жизни и здоровью граждан, суд находит имеющимися основания для признания права собственности общества на спорный объект.
02.07.2020 судом утверждено мировое соглашение, в котором Администрация го Чехов отказалась от исковых требований об обязании ответчика снести за свой счет самовольно возведенный объект капитального строительства с КН 50:31:0040114:123, расположенного по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина д. 35\1, расположенный на земельном участке с КН 50:31:0040114:12, и признала встречные исковые требования о признании права собственности ответчика на нежилое здание, общей площадью 394 кв.м., этажность: 2, с кадастровым номером 50:31:0040114:123, расположенное по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина стр. 35\1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0040114:12.
В мировом соглашении администрация подтвердила, что спорный объект - двухэтажное нежилое здание общей площадью 394 кв.м., кадастровый номер 50:31:0040114:123, расположенное по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина стр. 35/1, возведенное на земельном участке кадастровый номер 50:31:0040114:12 соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно возведено; с учетом имеющегося в материалах дела N А41-59057/2019 заключения судебной строительно-технической экспертизы, двухэтажное нежилое здание, общей площадью 394 кв.м., кадастровый номер 50:31:0040114:123, расположенное по адресу: М.О. г. Чехов, ул. Гагарина стр. 35\1, возведенное на земельном участке кадастровый номер 50:31:0040114:12 является объектом капитального строительства, соответствует градостроительным и техническим нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый отказ Администрации не только полностью соответствует Регламенту оказания государственной услуги "Предоставление земельных участков в собственность за плату без торгов на момент его вынесения, но и не противоречит установленным впоследствии судом по делу N А41-59057/2019 фактам, апелляционным судом признается необоснованным в связи с тем, что как следует из решения по делу N А41-59057/2019 в период 2017-2019 годы Общество неоднократно обращалось за разрешением на строительством указанного здания магазина, однако получало отказы. Проектная документация неоднократно дорабатывалась в соответствии с указанными отказами.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2020 года по делу N А41-17166/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17166/2019
Истец: ООО "ТИТАН"
Ответчик: Администрация городского округа Чехов
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ