г. Вологда |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А66-5294/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Верона" Яресь М.Б. по доверенности от 05.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тверской таможни, правопреемником которой является Смоленская таможня, на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года по делу N А66-5294/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Верона" (ОГРН 1075003009190, ИНН 5003070750; адрес: 142703, область Московская, район Ленинский, город Видное, шоссе Белокаменное, владение 18, этаж 2, помещение 7; далее - общество, ООО "Верона") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне (ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; адрес: 170043, область Тверская, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 56) о признании недействительным решения от 05.02.2020 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10115070/090819/0060319", а также о понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 20-ти дней со дня вступления решения судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности, положений подпункта 2 пункта 34 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Правила определения происхождения товаров, Правила N 49) и Требований к сертификату о происхождении товара (далее - Требования к сертификату), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49. По мнению таможенного органа, не подлежит принятию в качестве документа, подтверждающего происхождение товара, сертификат, составленный на английском языке, имеющий отражение реквизитов, выдавшего лица на языке страны производителя Италии.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение первой инстанции без изменения, жалобу таможни - без удовлетворения.
Поскольку из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Тверская таможня прекратила деятельность путем реорганизации в форме присоединения, о чем 07.10.2020 внесена запись в реестр, и правопреемником является Смоленская таможня, то с учетом положений части 1 статьи 48 АПК РФ, пункта 2 статьи 58, пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести замену Тверской таможни на Смоленскую таможню (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713; адрес: 214032, Смоленская область, город Смоленск, улица Лавочкина, 105).
Таможня надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 31.05.2017 N V310517, заключенным с компанией "RANDALL EXPORTS LLP" (Соединенное Королевство (Великобритания), продавец), общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на условиях поставки "СРТ Видное" следующие товары: "кухонные и столовые приборы, из коррозионностойкой стали, итого 6 972 шт., производитель ABERT S.P.A., товарный знак ABERT: вилка 9030681UFO, сталь, артикул: 9030681UFO, модель: 9030681UFO, количество: 12 шт.; вилка столовая СЕ702, сталь, артикул: СЕ702, модель: СЕ702, количество: 2100 шт.; ложка столовая СЕ701, сталь, артикул: СЕ701, модель: СЕ701, количество: 2700 шт.; ложка чайная СЕ721, сталь, артикул: СЕ721, модель: СЕ721, количество:
2100 шт.; щипцы 9030681МРА, сталь, артикул: 9030681МРА, модель:
9030681МРА, количество: 60 шт.".
Товары помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) и задекларированы по ДТ N 10115070/090819/0060319 (товар N 1) на Тверском таможенном посту (центр электронного декларирования, далее - ЦЭД) Тверской таможни.
В графе 34 указанной ДТ декларантом заявлен код страны происхождения товара N 1 - "1Т" (Италия).
В подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товара декларантом в электронной форме представлен сертификат происхождения товаров N А/0448483.
В рамках проведения таможенного контроля правильности заявления страны происхождения данного товара таможенным органом в адрес декларанта направлен запрос документов и (или) сведений от 09.08.2019 о предоставлении до 07.10.2019 оригинала сертификата происхождения товара.
Товары, задекларированные по указанной ДТ, выпущены Тверским таможенным постом (ЦЭД) Тверской таможни 09.08.2019 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 36 154 руб. 54 коп.
Во исполнение полученного от таможни запроса ООО "Верона" представило на бумажном носителе письменные пояснения от 30.09.2019 N 10115070/090819/0060319 (реестровый учет 07.10.2019) с приложением к ним оригиналов сертификата происхождения товаров N А/0448483, инвойса от 31.07.2019 N 3841, копий экспортной декларации от 02.08.2019 N MRN 19ITQSD1T0054164E5, книжки МДП CARNET TIR ХТ83284582, международной товарно-транспортной накладной CMR N ТР861 со спецификацией, инвойса от 02.08.2019 N V020819/0511, инвойса от 02.08.2019 N NQ9LA2542688.
Проанализировав полученные от общества документы, таможня пришла к выводу о том, что представленный сертификат о происхождении товара N А/0448483 не соответствует установленным требованиям, не может быть признан документом о происхождении товара. В связи с этим невозможно идентифицировать товар, ввозимый на таможенную территорию.
С учетом сделанного вывода 05.02.2020 Тверским таможенным постом (ЦЭД) Тверской таможни вынесено оспариваемое обществом решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10115070/090819/0060319.
Не согласившись с этим решением таможни, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара - это документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании пунктов 1, 2 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В силу пункта 1 статьи 314 указанного Кодекса при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 ТК ЕАЭС).
В пункте 5 статьи 314 ТК ЕАЭС предусмотрено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 49 под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары: полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил; подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил (пункт 3 Правил определения происхождения товаров).
В силу пункта 29 Правил N 49 при обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара.
В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности.
На основании пункта 34 Правил определения происхождения товаров сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
Согласно пунктам 1, 2 и 5 Требований к сертификату о происхождении товара (приложение к Правилам N 49) сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) изготавливается на листах бумаги формата А4 с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, и заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.
Сертификат должен содержать следующую информацию: наименование страны происхождения товара; номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат; наименование и адрес экспортера и (или) производителя; наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В силу пункта 9 Требований к сертификату о происхождении товара наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.
В соответствии с приложением к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, далее - конвенция) "сертификат о происхождении" означает документ определенной формы, идентифицирующий товары, в котором орган власти или орган, уполномоченный его выдавать, однозначно подтверждает, что товары, к которым относится этот сертификат, происходят из определенной страны. Этот сертификат может также включать декларацию изготовителя, производителя, поставщика, экспортера или иного компетентного лица; "декларация о происхождении" означает соответствующую отметку о происхождении товаров, сделанную в связи с их экспортом изготовителем, производителем, поставщиком, экспортером или иным компетентным лицом в коммерческом счете или любом другом документе, имеющем отношение к этим товарам; "документальное подтверждение происхождения" означает сертификат о происхождении, удостоверенную декларацию о происхождении или декларацию о происхождении.
Документальное подтверждение происхождения должно требоваться только в тех случаях, когда оно необходимо для применения преференциальных таможенных пошлин, мер экономического или торгового характера, принимаемых в одностороннем порядке или в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, либо мер, принимаемых в целях обеспечения здоровья населения или общественного порядка.
Исходя из положений главы 2 конвенции "Документальное подтверждение происхождения" применяется понятие "сертификат о происхождении" (означает документ определенной формы, идентифицирующий товары, в котором орган власти или орган, уполномоченный его выдавать, однозначно подтверждает, что товары, к которым относится этот сертификат, происходят из определенной страны).
Положения конвенции предусматривают следующие рекомендации к форме и содержанию сертификата о происхождении.
При пересмотре действующих форм или подготовке новых форм сертификатов о происхождении Договаривающиеся Стороны должны использовать образец бланка, приведенный в Приложении I к настоящей главе, в соответствии с примечаниями в Приложении II и с учетом Правил в Приложении III.
Бланки сертификата о происхождении должны быть напечатаны на языке (языках), выбранном (выбранных) страной экспорта и, если такими языками не являются ни английский, ни французский, также на английском или французском языках.
Представленный обществом сертификат о происхождении товара, содержит всю информацию, предусмотренную в пункте 5 Требований к сертификату о происхождении товара.
В частности, из предъявленного обществом сертификата о происхождении товара следует, что страной происхождения товара является Италия (п. 3). Сертификат оформлен в отношении товаров "Предметы домашнего обихода 01 Палета" (п. 6). В сертификате имеется ссылка на инвойс, оформленный на товар (от 31.07.2019 N 3841), который в полном объеме содержит информацию о ввозимом товаре.
Исходя из материалов дела, сертификат направленный в адрес таможенного органа декларантом, составлен на английском языке, что соответствует требованиям и рекомендациям приведенных выше актов.
Фирменное наименование Торгово-промышленной палаты Италии, выполненное в виде печати на итальянском языке, также не ставит под сомнение происхождение товара.
При этом таможенный орган в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара, не обращался в компетентный орган страны, выдавшей сертификат.
Таможенный орган также не ссылается и на то, что указанные в спорной ДТ товар не относятся к предметам быта, предметам обихода, бытовому оборудованию или вещам для хозяйства, домашней (столовая и кухонная) утвари и что эти приборы не являются частью товаров, находившихся на указанной в спорном сертификате 1 паллете с весом нетто (214,4 кг) и брутто (221,5 кг), а также на то, что эти товары не отражены в инвойсе от 31.07.2019 N 3841.
Таможня не отрицает и факты отсутствия невыдачи спорного сертификата или недостоверности указанных в нем сведений. Не ставит под сомнение и то, что сертификат происхождения выдан компетентным итальянским органом на товары ("HOUSEHOLD ITEMS" - предметы домашнего обихода) по инвойсу от 31.07.2019 N 3841 в количестве 1 паллеты с весом нетто (214,4 кг) и брутто (221,5 кг).
В связи с этим выявленные таможней недостатки при оформлении сертификата с учетом приложенных дополнительных документов не соответствуют тем нарушениям требований к его оформлению или заполнению, которые влекут отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для подтверждения страны происхождения в соответствии со статями 31 и 314 ТК ЕАЭС.
В связи с изложенным, суд сделал верный вывод о недействительности решения таможни от 05.02.2020 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10115070/090819/0060319" и возложил на таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы таможни, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство ответчика - Тверской таможни (ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; адрес: 170043, область Тверская, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 56) на Смоленскую таможню (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713; адрес: 214032, Смоленская область, город Смоленск, улица Лавочкина, 105).
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 августа 2020 года по делу N А66-5294/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5294/2020
Истец: ООО "ВЕРОНА"
Ответчик: ТВЕРСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Смоленская таможня