г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2021 г. N Ф05-8205/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А41-81394/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Лаврись Н.А., доверенность от 16.07.2019,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2020 по делу N А41-81394/19 по иску ПАО "МОСЭНЕРГО" (ИНН 7705035012, ОГРН 1027700302420) к Администрации городского округа Мытищи Московской области (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814); Департамент экономической политики и развития города Москвы (ИНН 7710168515, ОГРН 1027739830161). Комитет по ценам и тарифам Московской области (ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287), о взыскании суммы,\
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОСЭНЕРГО" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Мытищи Московской области (далее - ответчик, Администрация) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений, о взыскании суммы неосновательного обогащения по договору от 31.12.2014 N 9819 за период с 3 квартала 2016 года по 31.12.2018 в размере 1617140,36 руб., об обязании внести изменения в договор аренды, установив с 01.01.2019 порядок расчета арендной платы согласно п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области; Департамент экономической политики и развития города Москвы, Комитет по ценам и тарифам Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по договору от 31.12.2014 N 9819, заключенному с Администрацией Мытищинского муниципального района Московской области, в аренду ПАО "Мосэнерго" для размещения эксплуатационной зоны ТЭЦ-27 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:53722.
В связи с изменением земельного законодательства с 01.03.2015 в части определения порядка расчета арендной платы за земельные участки специального назначения ПАО "Мосэнерго" направило в адрес Администрации городского округа Мытищи претензию от 31.05.2019 с требованием произвести перерасчет арендной платы, перечисленной по договору аренды от 31.12.2014 N 9819, возвратить переплату и внести изменения в договор аренды в части порядка определения размера арендной платы с 01.01.2019 в соответствии с частью 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку инициированный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, ПАО "Мосэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, договором аренды земельного участка от 31.12.2014 N 9819 и приложениями к нему определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ применительно к спорному периоду) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со следующей формулой: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Апл - арендная плата; Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
В период с даты заключения спорного договора по 31.12.2018 истец производил оплату аренды по указанной формуле.
Вместе с тем, с 01.03.2015 вступила в действие новая редакция пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности в пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с Основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. С 12.08.2017 Основные принципы определения арендной платы дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В пункте 2 данного Приказа установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов (для Московской области - 12,95 руб./кв. м).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), на который сослались суды, сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Согласно акту осмотра земельного участка от 07.11.2019 в границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:53722 расположен внутриплощадочный железнодорожный путь к дизельному хозяйству с кадастровым номером 50:12:0000000:52059, принадлежащий ПАО "Мосэнерго" на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРН.
Судом установлено, что земельный участок предоставлен в аренду для размещения эксплуатационной зоны ТЭЦ-27.
Исходя из целевого назначения объекта с кадастровым номером 50:12:0000000:52059 и технических паспортов, в том числе технического паспорта на энергетический производственно-технологический комплекс "ЭПТК-основное производство", а также в соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса", монтажно-сборочная площадка входит в перечень видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (Государственные районные электростанции, теплоэлектростанции, теплоэлектроцентрали, котельные) - пункт 1.1. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В этой связи суд приходит к выводу, что в период с 01.03.2015 арендная плата по договору аренды земельного участка от 31.12.2014 N 9819 подлежит расчету, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347.
ПАО "Мосэнерго" является субъектом оптового рынка - производителем электрической энергии и мощности, имеющим, в том числе, генерирующий объект ТЭЦ-27, поставляющий электрическую мощность на свободный рынок электрической мощности по цене конкурентного отбора мощности.
При тарифном регулировании затраты на тепловую и электрическую энергию распределяются пропорционально расходам условного топлива на производство тепловой и электрической энергии по каждой ТЭЦ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций", Приказом Минэнерго России от 12.09.2016 N 952 "Об утверждении Методических указаний по распределению удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, применяемых в целях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения".
В этой связи часть расходов на аренду земельных участков под объектами теплоэлектростанции подлежит включению в тариф по оплате поставляемой теплоэнергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно представленному истцом расчету, переплата по договору аренды от 31.12.2014 N 9819 составляет 1617140,36 руб. за период с 3 квартала 2016 года по 03.10.2018.
Представленный расчет неосновательного обогащения, представленный истцом, проверен судом и признан верным, поскольку такой расчет произведен с учетом объема расходов на аренду, включенных в тариф, срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, исключен истцом и периода начисления неосновательного обогащения.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
При этом статьей 453 ГК РФ установлено, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (пункт 1).
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3).
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, в связи с изменением земельного законодательства с 01.03.2015 в части определения порядка расчета арендной платы за земельные участки специального назначения ПАО "Мосэнерго" направило в адрес Администрации городского округа Мытищи претензию от 31.05.2019 с требованием произвести перерасчет арендной платы, перечисленной по договору аренды от 31.12.2014 N 9819, возвратить переплату и внести изменения в договор аренды от 31.12.2014 N 9819 с 01.01.2019 в части порядка определения размера арендной платы в соответствии с частью 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая решение суда первой инстанции, Администрация городского округа Мытищи Московской области указывает, что в связи с внесением изменений в договор аренды от 31.12.2014 N 9819 путем установления с 01.01.2019 иного порядка расчета размера арендной платы у органа местного самоуправления возникнет обязательство по возвращению переплаты, кроме того с 01.01.2020 правоотношения сторон урегулированы нормой пункта 2.5 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которой размер арендной платы за земельные участки, предоставленные без проведения торгов для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Апелляционный суд отклоняет данные доводы ответчика как несостоятельные ввиду следующего.
В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Кроме того, согласно пункту 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, поскольку п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 года, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Ссылка администрации на то, что взысканные с ответчика суммы неосновательного обогащения уже были включены в тариф при расчетах с населением, что не было учтено судом первой инстанции, не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку в предмет иска не входило установление точного размера переплаты арендных платежей с учетом отношений по тарификации. Что не лишает стороны прав на корректировку в период 2019 и 2020 годы.
Довод жалобы о том, на земельном участке не расположен объект систем электроснабжения, опровергается материалами дела, поскольку на земельном участке расположен железнодорожный путь к дизельному хозяйству, который предназначен для приема из прибывающих ж/д цистерн дизельного топлива, необходимого для бесперебойной работы ТЭЦ-27. Указанный объект служит для обслуживания деятельности по выработке электрической и тепловой энергии. Функциональное назначение объекта подтверждено двусторонним актом осмотра земельного участка и приложенными к акту правоустанавливающими документами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2020 по делу N А41-81394/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81394/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент экономической политики и развития города Москвы, КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8205/2021
01.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20614/20
02.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-81394/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-81394/19