г. Челябинск |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А07-5622/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2020 г. по делу N А07-5622/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Орлофф" (далее - заявитель, ООО "Орлофф", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в продлении разрешения на строительство, выраженного в письме от 13.01.2020 N 01-02-41313/11.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.11.2020 (резолютивная часть решения объявлена 20.10.2020) заявленные требования удовлетворены. Отказ в продлении разрешения на строительство, выраженный в письме от 13.01.2020 N 01-02-41313/11 признан незаконным. Суд обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан рассмотреть заявление о продлении разрешения на строительство от 02.10.2018 N 02-RU03308000-1572П-2018, изложенное в письме от 25.12.2019 N 53 в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что Общество "Орлофф" обратилось в Администрацию (вх. N 01-02-41313/11 от 26.12.2019) о продлении срока разрешения на строительство N O2-RU03308000-1572П-2018 -26.12.2019, то есть, по истечении срока действие разрешения на строительство более чем на три месяца, в связи с чем, в соответствии с пунктом 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации во внесении изменений в разрешение на строительство отказано.
По мнению апеллянта, при наличии прямой императивной нормы, согласно которой подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство осуществляется не менее чем за 10 дней до истечения срока действия договора, и, учитывая, что ООО "Орлофф" обратилось с соответствующим заявлением по истечении срока действия разрешения (26.12.2019), у Администрации не имелось оснований для продления срока действия разрешения на строительство.
До начала судебного заседания от ООО "Орлофф" поступил отзыв на апелляционную жалобу, заявитель ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Администрацией также представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.12.2019 за исх. N 53 Общество "Орлофф" обратилось в адрес Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о продлении откорректированного Разрешения на строительство N02-RU03308000-1572П-2018 от 02.10.2018, в котором указало следующее: "Прошу в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пунктом 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации продлить срок действия разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Проектирование и строительство магазина "Цветы" с реконструкцией арочного проезда между домами NN 44, 46 по ул. Кирова со строительством над строя для размещения магазина "Цветы", Разрешение на строительство (корректировка) N02-RU03308000-1572 l-2018t выдано 02.10.2018 Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, срок действия до 03.09.2019, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства 02:55:010114:93, адрес земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, сроком на: 10 (десять) месяцев. Способ получения заявителем результата муниципальной услуги лично."
К заявлению исх. N 53 от 25.12.2019 были приложены следующие приложения:
1. Разрешение на строительство (корректировка) N 02-RU03308000- 1572П-2018, выдано 02.10.2018 Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, срок действия до 03.09.2019 на 3 л. в 1 экз.;
2. Раздел "Проект организации строительства" (ПОС) проектной документации "Проектирование и строительство магазина "Цветы" с реконструкцией арочного проезда между домами N N 44, 46 по ул. Кирова со строительством над строя для размещения магазина "Цветы". Корректировка", шифр 41/05-2011, выполненный ООО "Альфа-Проект+" в 2019 году с приложением Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства NСРО-П-Б-0283-01-2016 от 02.03.2016, выданного Саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство "Башкирское общество архитекторов и проектировщиков", на 46 л. в 1 экз.;
3. Справка ООО "Альфа-Проект+" об описании внесенных изменений в проектную документацию, исх. N 432 от 15.08.2019 на 1 л. в 1 экз.;
4. Копия документа, подтверждающего освоение земельного участка Акт освидетельствования скрытых работ от 08.08.2019;
5. Копия договора аренды земельного участка N 2093-10 от 16.12.2010 года с приложениями на 9 л. в 1 экз.;
6. Копия договора о передаче прав и обязанностей от 31.01.2011 по договору аренды земельного участка N 2093-10 от 16.12.2010 года на 2 л. в 1 экз.;
7. Копия письма Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N КС27184 от 16.12.2010;
8. Копия дополнительного соглашения о внесении изменений N 2 от 30.03.2015 в договор аренды земельного участка N 2093-10 от 16.12.2010 на 2 л. в 1 экз.;
9. Копия письма Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 26601 от 10.10.2016;
10. Согласие на обработку персональных данных на 1 л. в 1 экз.;
11. Доверенность ООО "Орлофф" N 21 от 25.12.2019.
В адрес заявителя 13.01.2020 поступил отказ Администрации в продлении Разрешения на строительство N 02-RU03308000-1572П-2018 от 02.10.2018 исх. 01- 02-41313/11 от 13.01.2020 (далее - отказ в продлении разрешения).
В Отказе в продлении разрешения указано: "Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев Ваше обращение о продлении разрешения на строительство N 02-RU03308000-1572П-2018 от 02.10.2018 (вх. N 01-02-41313 от 26.12.2019), сообщает следующее. В соответствии с пунктом 8 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ принятие решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в. т.ч. в связи с продлением срока его действия, может быть осуществлено при подаче заявления о внесении изменений в разрешение на строительство не менее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство. Срок действия разрешения N 02-RU03308000-1572n-2018 от 03.09.2018 истек 03.09.2019. В связи с вышеизложенным, внесение изменений в разрешение на строительство не представляется возможным".
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией не доказан факт наличия правовых оснований для отказа в продлении разрешения на строительство.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
На основании пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 ГрК РФ, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169 "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия такого разрешения (пункт 8 части 21.15 ГрК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, предусмотрен частью 7 статьи 51 названного Кодекса.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из указанных положений следует, что обязанность проводить проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства прямо возложена пунктом 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ на уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, которым в данном случае является администрация, независимо от факта наличия положительной экспертизы проектной документации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что письмо от 13.01.2020 N 01-02-41313/11 Администрации содержит единственное основание отказа в продлении разрешения на строительство: в связи с пропуском 10 дневного срока подачи заявления до истечения срока действия разрешения на строительство.
Между тем, Администрацией не учтено, что в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2020 года подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство при условии, что со дня истечения срока действия разрешения на строительство до дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство прошло не более трех лет.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Общество "Орлофф" несет бремя содержания земельного участка на основании договора аренды N 2093-10 от 16.12.2010, оплачивает арендную плату за земельный участок, который в предназначен для проектирования и строительства магазина "Цветы" с реконструкцией арочного проезда между жилыми домами N N 44, 46 по ул. Кирова со строительством надстроя для размещения помещений магазина "Цветы".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных обстоятельств данного конкретного спора, суд первой инстанции, учитывая, что материалами дела подтверждено представление Обществом предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации документов, пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию обязанности рассмотреть заявление Общества "Орлофф" о продлении разрешения на строительство N 02-RU03308000-1572П-2018 от 02.10.2018 согласно заявлению от 25.12.2019 N 53 в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что в настоящем случае суд не обязывал Администрацию продлить срок действия разрешения на строительство, а лишь возложил обязанность на Администрацию рассмотреть заявление истца в установленном законом порядке с учетом представленных документов.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, Администрацией и третьим лицом не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 ноября 2020 г. по делу N А07-5622/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5622/2020
Истец: ООО "ОРЛОФФ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН