г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-5204/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А56-23638/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.,
при участии:
от истца: представитель Фоломеева К.К., на основании доверенности от 03.08.2020,
от ответчика: представитель Латынцева Е.А., на основании доверенности от 03.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29420/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие недвижимости" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-23638/2020, принятое по иску:
истец: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН: 1027810310274, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 7830001028)
ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие недвижимости" (адрес: Россия, 197183, Санкт-Петербург, улица Дибуновская, 50, ОГРН: 1027809235640, Дата присвоения ОГРН: 10.12.2002, ИНН: 7825449520)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Развитие недвижимости" (далее - ответчик, Компания) о запрете осуществлять в границах охранной зоны тепловой сети деятельность по обустройству детской игровой площадки по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, литера А, кадастровый номер 78:34:0414307:1874, а также обязать осуществить вынос детской игровой площадки за границы охранной зоны тепловой сети.
Решением от 27.08.2020 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с указанным решением, Компания подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, считая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, что материалами дела, в частности, кадастровым паспортом земельного участка от 29.07.2014 N 78/201/14-197783 и выпиской из ЕГРН по земельному участку подтверждается, что спорный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома и в хозяйственное ведение Предприятию не передавался, сведений об охранной зоне тепловой сети в этих документах не содержится. Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.goy.ru, 04.08.2018, таким образом, установление в отношении земельного участка охранной зоны тепловой сети должно быть осуществлено в порядке, определенном в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 04.08.2018), согласно которой: ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон, однако такого акта истцом в материалы дела не представлено. Ограничение (обременение) в виде охранной зоны может быть установлено только в законном порядке с определением границы такой зоны, ее площади применительно к объекту тепловой сети и его расположению на земельном участке; местоположение границы зоны охраны тепловой сети на земельном участке ответчика, ее площадь ни в текстовом, ни в графическом формате не установлены.
В настоящем судебном заседании представитель Компании поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия представил отзыв, в котором просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в хозяйственное ведение Предприятия на основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом от 30.06.2008 N 987-рз передана тепловая сеть жилого дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенной полуподземной автостоянкой по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50.
Тепловая сеть является магистральной и проходит, в том числе на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, литера А, кадастровый номер 78:34:0414307:1874.
Проведенным 30.09.2019 осмотром земельного участка Предприятием установлены факты нарушения охранной зоны тепловых сетей, зафиксированные актом осмотра территории.
Так, на участке в границах охранной зоны тепловой сети находится детская игровая площадка.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.10.2019 вид разрешенного использования земельного участка "для размещения многоквартирного жилого дома".
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д. 50, литера А, осуществляет Компания.
Согласно письму Компании от 20.02.2020 N 25/02 обустройство детской площадки было произведено с согласия жильцов дома и оформлено протоколом общего собрания N 1/10/18 от 04.10.2018.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Использование земель в охранных зонах инженерных коммуникаций регулируется рядом нормативных актов, в том числе нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила).
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в охранной зоне тепловых сетей.
Установленная ответчиком детская игровая площадка находится на участке в границах охранной зоны тепловой сети.
Частями 8 и 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:
решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
- решением суда.
При этом, согласно части 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Согласно установленному Правилами текстовому описанию местоположения границ охранных зон тепловых сетей их границы соответствуют границам земельных участков, сформированных вдоль трасс прокладки тепловых сетей, и, следовательно, их установление в судебном порядке не требуется.
Исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил, суд пришел к верному выводу о том, что невключение сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности по соблюдению требований ОЗТС, а также не накладывает в настоящее время на эксплуатирующую организацию дополнительных обязанностей по внесению сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН.
В связи с вышеизложенным судом первой инстанции обоснованно отклонен аргумент ответчика об отсутствии на территории земельного участка с кадастровым номером 78:34:0414307:1874 охранной зоны.
Судом также установлено, что в целях внесения в ЕГРН сведений о тепловых сетях, зарегистрированных в качестве объектов недвижимости, сведений о границах ЗОУИТ Предприятием был заключен договор от 24.09.2018 N 727/РУ-2018 с ООО "Росскарта", в рамках которого подготовлены схемы границ охранных зон тепловых сетей, расположенных в Невском, Кронштадтском, Калининском, Красногвардейском и Приморском районах.
Спорная тепловая сеть вошла в общую группу тепловых сетей, которая, в свою очередь, прошла государственный кадастровый учет и объединена в тепловую сеть с наименованием "Тепловая сеть МО Черная Речка, МО N 65" (кадастровый номер 78:34:0000000:8806).
Пункт 2.17 Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введенных в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 7 (далее Правил N 7), обязывает ответчика как организацию, ответственную за содержание территорий, на которых находятся инженерные коммуникации, при обнаружении технологического нарушения (вытекание горячей воды и выход пара на тепловых сетях, вытекание холодной воды на поверхность, образование провалов и т.п.) принять меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийно-восстановительных бригад, которые должны обеспечить приезд в течение одного часа после уведомления.
Согласно приложению N 22 к Правилам N 7 максимальный срок устранения технологических нарушений на подземных трубопроводах тепловых сетей, в зависимости от диаметра труб установлен в пределах 8-ми, 13-ти, 20-ти, 24-х, 30-ти часов с момента обнаружения технологического нарушения.
Вытекание теплоносителя, кроме угрозы жизни здоровью и имуществу третьих лиц, снижает нормативное давление в трубопроводе, что влияет на температурный режим поставляемой истцом и в свою очередь влияет на температурный режим поставляемого потребителям ресурса, за качество которого истец несет ответственность.
Обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения закреплены в положениях Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункте 17 Правил.
В частности, частью 3 статьи 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлена обязанность потребителей тепловой энергии соблюдать запреты, ограничения и другие обязательные требования безопасности, содержащиеся в законе, технических регламентах и правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Пунктом 17 Правил установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Действия ответчика по несогласованному размещению детской площадки в охранной зоне на участке и непредоставлению доступа истцу к тепловой сети несут для Предприятия дополнительные правовые риски в виде нарушения теплоснабжения иных потребителей и увеличения (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на Тепловой сети.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что ответчик не только нарушает право истца на беспрепятственный доступ к тепловым сетям, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущественное положение неопределенного круга лиц, но и препятствует работам по планируемой модернизации тепловой сети, срок эксплуатации которой, с учетом года ввода в эксплуатацию (1984 год), составляет значительный эксплуатационный износ.
Кроме того, истец является лицом, на которое законом возложена обязанность возмещения вреда, причиненного объектом повышенной опасности.
Размещая в охранных зонах тепловых сетей детскую площадку, ответчик тем допускает угрозу причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц.
Исходя из положений названных норм и фактических обстоятельств дела, поскольку объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав истца при причинении ущерба третьим лицам, исковые требования удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 по делу N А56-23638/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23638/2020
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РАЗВИТИЕ НЕДВИЖИМОСТИ"