г.Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-10643/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А40-73388/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2020 по делу N А40-73388/20 (120-554)
по заявлению АО "Московская кольцевая железная дорога"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ГУП г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И.Ленина", 2) ООО "Гранд Кадастр", 3) АО "Мосинжпроект"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Яровикова Е.А. по дов. от 01.01.2021; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 30.12.2019; |
от третьих лиц: |
1) Петкевич А.И. по дов. от 08.11.2018; 2) не явился, извещен; 3) Каширин А.В. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Московская кольцевая железная дорога" (далее также - заявитель, АО "МКЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения от 06.02.2020 N 77-0-1-71/3122/2019-1316.
Решением суда от 19.10.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия у ответчика оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ГУП "Московский метрополитен" также поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители третьих лиц - ООО "Гранд Кадастр" и АО "Мосинжпроект", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьего лица, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, АО "МКЖД" является собственником объекта недвижимого имущества - Транспортно-пересадочные узлы ОАО "МКЖД" на Малом кольце Московской железной дороги: этап N 01. Объект строительства в составе транспортно-пересадочного узла "СИТИ". Шифр объекта ТПУ-1, площадью 6115,0кв.м с кадастровым номером 77:01:0000000:3338 (далее также - здание, объект).
Объект расположен по адресу: г.Москва, ул.Тестовская, д.1.
Как следует из заключения кадастрового инженера (стр.63 технического плана от 19.12.2019), приложенного к подготовленному техническому плану при постановке здания на государственный кадастровый учет 19.12.2017, технический план от 24.03.2017 содержал ошибочные сведения, которые были включены в ЕГРН в результате постановки здания на государственный кадастровый учет, а именно:
1) имеется пересечение с объектом недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004042:4888 (станция метрополитена "Международная" площадью 10769,8 кв.м.), при этом оба объекта имеют наземные контуры, которые согласно сведениям ЕГРН пересекаются. Фактически же объекты вплотную примыкают друг к другу, что изначально было предусмотрено проектной документацией (включена в состав приложения к техническому плану);
2) не указан подземный контур здания (здание имеет подземную часть (подвал)); не указаны контуры опор 2 этажа, относящиеся к зданию; надземный контур определен только по части, выходящей за пределы наземной (не целиком); из контура не вырезаны части, являющиеся опорами третьего транспортного кольца и не относящиеся к рассматриваемому объекту кадастрового учета;
3) ошибки в сведениях о кадастровом номере земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости. Обоснование: определены неверно при сопоставлении координат самого объекта и координат сведений ЕГРН об участках, в пределах которых расположен объект;
4) ошибки в номере кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости. Обоснование: определены неверно при сопоставлении координат самого объекта и координат сведений ЕГРН о кадастровых кварталах, в пределах которых расположен объект. При постановке были указаны кварталы 77:01:0004042, 77:01:0004043, 77:01:0004047, 77:01:0000000. Между тем фактически здание (и по координатам) расположено только в кварталах 77:01:0004042, 77:01:0004043;
5) ошибка в разделе "План этажа (этажей)", поскольку ошибочно показаны опоры, не относящиеся к объекту 77:01:0000000:3338. Указанные опоры являются опорами пролетных конструкций третьего транспортного кольца.
В целях исправления выявленной реестровой ошибки Общество обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 29.10.2019 N 77-0-1-71/3122/2019-1316.
Уведомлением от 06.11.19 N 77-0-1-71/3122/2019-1316 Управление приостановило регистрационные действия до 06.02.2020 ввиду следующих обстоятельств:
1) в нарушение п.34 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в техническом плане неверно отображен контур здания;
2) выявлены противоречия в части сведений о контуре здания между техническим планом объекта учета в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и представленной проектной документацией (контур здания, полученный по представленным координатам, не соответствует контуру здания по сведениям представленной в его составе документации);
3) в результате анализа пространственных данных выявлено, что объект недвижимости, заявленный к кадастровому учету изменений, не входит в земельные участки с кадастровыми номерами N N 77:01:0000000:2717, 77:01:0000000:3057, 77:01:0004042:7017, 77:01:0004043:1083, 77:01:0004043:1084, 77:01:0004043:1085, 77:01:0004043:1089, 77:01:0004043:1091, 77:01:0004043:1092, 77:01:0004047:8 частично или полностью;
4) в представленном техническом плане "Заключение кадастрового инженера" содержатся противоречивые сведения кадастрового инженера о характере произошедших изменений касаемо допущенных ошибок кадастровым инженером;
5) в составе технического плана отсутствуют документы, подтверждающие факт ранее ошибочно внесенных сведений об объекте недвижимости.
16.12.2019 и 20.12.2019 Общество обратилось в Управление с заявлениями о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана.
Уведомлением от 27.12.19 N 77-0-1-71/3122/2019-1316 заявителю сообщено об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта.
Решением от 06.02.2020 N 77-0-1-71/3122/2019-1316 Обществу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, указанных в уведомлении от 06.11.2019 N 77-0-1-71/3122/2019-1316.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "МКЖД" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "МКЖД" требований.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Статьей 61 означенного Федерального закона установлен порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, а также дано понятие технической ошибки.
Так, пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ определено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
При этом статьей 26 указанного Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В настоящем случае, как правомерно указал суд первой инстанции в своем решении, приведенные Управлением в уведомлении от 06.11.2019 N 77-0-1-71/3122/2019-1316 выводы являются необоснованным и подлежат отклонению в силу следующего.
Так, местоположение характерных точек контура здания определено кадастровым инженером в соответствии с п.7 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, утв. Приказом Минэкономразвития от 01.03.2016 N 90, и п.34 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений.
Согласно п.34 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений местоположение точек контура объекта недвижимости определяется кадастровым инженером.
Координаты контура, включенные в состав технического плана, были определены кадастровым инженером с помощью высокоточного геодезического оборудования, имеющего соответствующие действующие на момент измерения поверки.
Вывод о неверном определении контура Управлением не обоснован и противоречит представленным документам - техническому плану, подготовленному кадастровым инженером в установленном законом порядке, что невозможно без фактического обследования объекта недвижимости.
Приведенный в техническом плане контур здания определен в результате фактических измерений.
Противоречия между контуром здания в техническом плане и включенной в его состав проектной документации отсутствуют. А именно, в техническом плане координаты здания отображены на стр.36-59 технического плана от 19.12.2019; в проектной документации координаты местоположения здания отсутствуют. При этом контур здания изображен на поэтажных планах проектной документации (стр.97-99 технического плана от 19.12.2019).
Таким образом, выводы Управления о несоответствии контура здания проектной документации правомерно отклонены судом как необоснованные.
При выполнении кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что объект капитального строительства расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0000000:2717, 77:01:0000000:3057, 77:01:0004042:7017, 77:01:0004043:1083, 77:01:0004043:1084, 77:01:0004043:1085, 77:01:0004043:1089, 77:01:0004043:1091, 77:01:0004043:1092, 77:01:0004047:8, сведения о которых были получены путем запроса выписок из ЕГРН на указанные земельные участки. Сведения о выписках приведены в разделе "Исходные данные" технического плана.
Таким образом, в результате фактического обследования, проведенного в установленном законом порядке, и анализа имеющихся в ЕГРН сведений, установлено, что объект капитального строительства расположен в границах вышеуказанных земельных участков.
В чем именно заключается противоречивость сведений о характере произошедших изменений Управлением не указано.
При этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют противоречия относительно сведений, в отношении которых подано заявление о кадастровом учете изменений.
Таким образом, является необоснованным вывод Управления о противоречивости сведений о характере произошедших изменений.
В составе представленного в Управление технического плана присутствует проектная документация, которая является документом, на основании которого в технический план вносятся сведения.
Кроме того, ГУП "Московский метрополитен" также указывает на отсутствие фактического пересечения ТПУ "СИТИ" (кадастровый номер 77:01:0000000:3338) со станцией метрополитена "Международная" (кадастровый номер 77:01:0004042:4888).
При таких данных у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, который противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, обязав Управление в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ исправить реестровую ошибку и осуществить государственный кадастровый учет изменений спорного объекта на основании представленного в Управление технического плана.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2020 по делу N А40-73388/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73388/2020
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА", АО "Мосинжпроект"