г. Хабаровск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2021 г. N Ф03-2227/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
А37-204/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Брагиной Т.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой", ОГРН 1024900965363: Суспицын А.А., конкурсный управляющий на основании решения Арбитражного суда Магаданской области от 02.03.2020 по делу N А37-2805/2019;
от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, ОГРН 1024900958708: не явились;
от Министерства финансов Магаданской области, ОГРН 1054900016786: не явились;
от Департамента цен и тарифов Магаданской области, ОГРН 1054900003872: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 13.10.2020
по делу N А37-204/2020
Арбитражного суда Магаданской области
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой"
к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
о взыскании 17 947 506,67 руб.,
третьи лица: Министерство финансов Магаданской области, Департамент цен и тарифов Магаданской области,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Востокмонтажспецстрой" (далее - истец, ООО "Востокмонтажспецстрой", общество) с исковым заявлением к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - ответчик, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области) о взыскании за счет средств казны Магаданской области убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (выпадающие доходы), за 2017 год в сумме 17 947 506,67 рублей (с учетом уточнения иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.01.2019 по 30.01.2019 в сумме 5 359 рублей 49 копеек, о продолжении начисления неустойки, начиная с 31.01.2020 до момента фактической уплаты ответчиком суммы основного долга из расчета 1/300 действующей на день уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Определениями суда от 04.06.2020, от 30.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области.
Истец заявил отказ от исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и начисления неустойки до фактической оплаты.
Решением суда от 13.10.2020 принят отказ от иска, производство по делу в указанной части прекращено. Иск удовлетворен, с Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области в пользу ООО "Востокмонтажспецстрой" за счет средств казны Магаданской области взысканы убытки в сумме 17 947 506,67 рублей.
Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что судом не проверен расчет убытков в части обоснованности показателей, включенных в расчет.
ООО "Востокмонтажспецстрой" представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи. Представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, третьи лица извещались о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ООО "Востокмонтажспецстрой" является теплоснабжающей организацией, в 2017 году истец осуществлял поставку и сбыт тепловой энергии потребителям, расположенным в поселках Омсукчан, Дукат Омсукчанского района Магаданской области, в том числе осуществляло теплоснабжение муниципального жилищного фонда и обладало необходимыми для осуществления данного вида деятельности объектами коммунальной инфраструктуры.
Для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" приказами Департамента цен н тарифов Магаданской области на 2017 год установлены следующие экономически обоснованные и льготные тарифы на тепловую электроэнергию и горячее водоснабжение:
- от 07.12.2015 N 44-1/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2016-2018 годы" установлен одноставочный тариф для населения на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 5 506,29 руб./Гкал (с учетом НДС);
- от 07.12.2015 N 2-ЖКК/63 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей ООО "Востокмонтажспецстрой" на 2016-2018 годы, утверждении производственной программы ООО "Востокмонтажспецстрой" в сфере горячего водоснабжения на 2016-2018 годы":
а) для населения пос. Омсукчан на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 установлен тариф на компонент на холодную воду в размере 34,93 руб./куб.м (с НДС), одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 5 506,29 руб./Гкал (с НДС);
б) для населения пос. Дукат на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф на компонент на холодную воду в размере 47,684 руб./куб.м (с НДС), одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 5 506,29 руб./Гкал (с НДС); на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 установлен тариф на компонент на холодную воду в размере 50,54 руб./куб.м (с НДС), одноставочный тариф на тепловую энергию в размере 5 506,29 руб./Гкал (с НДС);
- от 30.12.2016 N 58-5/э "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" населению на 2017 год" установлен льготный тариф на тепловую энергию, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" населению в 2017 году:
а) в пос. Омсукчан на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 одноставочный тариф в размере 2 134 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 одноставочный тариф в размере 2 234 руб./Гкал (с НДС);
б) в пос. Дукат на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 одноставочный тариф в размере 2 185 руб./Гкал (с НДС), на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 одноставочный тариф в размере 2 263 руб./Гкал (с НДС);
- от 30.12.2016 N 2-ЖКК/121 "Об установлении льготных тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, реализуемую ООО "Востокмонтажспецстрой" населению, на 2017 год":
а) для населения пос. Омсукчан на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф на компонент на холодную воду в размере 34,93 руб. за 1 куб.м, тариф на компонент на тепловую энергию в размере 2 134 руб. за 1 Гкал., на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 тариф на компонент на холодную воду в размере 34,93 руб. за 1 куб.м, тариф на компонент на тепловую энергию в размере 2 234 руб. за 1 Гкал.;
б) для населения пос. Дукат на период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлен тариф на компонент на холодную воду в размере 47,68 руб. за 1 куб.м, тариф на компонент на тепловую энергию в размере 2 185 руб. за 1 Гкал., на период с 01.07.2017 по 31.12.2017 тариф на компонент на холодную воду в размере 50,54 руб. за 1 куб.м, тариф на компонент на тепловую энергию в размере 2 263 руб. за 1 Гкал.
В 2017 году общество, оказывая потребителям услуги по отоплению и горячему водоснабжению, взимало плату по указанным тарифам.
17.03.2017 между ООО "Востокмонтажспецстрой" (получатель) и Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (главный распорядитель) заключено соглашение N 11 о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, в редакции дополнительного соглашения от 07.09.2017 N 11/д.
Согласно пункту 2.1 названного соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, составляет в 2017 году 176 750 400 рублей без учета НДС (приложение N 1).
Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области перечислило обществу "Востокмонтажспецстрой" субсидии на сумму 176 750 400 руб.
Поскольку субсидия в сумме 176 750 400 руб. не компенсировала ООО "Востокмонтажспецстрой" выпадающие в результате реализации тепловой энергии по льготным тарифам доходы, ООО "Востокмонтажспецстрой" 20.12.2019 вручило Министерству строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области письмо от 19.12.2019 N 1-с с приложением первичных документов, просило возместить доначисленные субсидии в связи с теплоснабжением поселков Омсукчан и Дукат Омсукчанского района Магаданской области в сумме 31 299 390 рублей (331 142 810,00 рублей (доход общества от оказания услуг населению по экономически обоснованным тарифам) - 123 093 020,00 рублей (фактический доход от оказания населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения по льготному тарифу) - 176 750 400 рублей (сумма субсидии, перечисленная за услуги теплоснабжения по соглашению N 11).
Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области в письме от 03.02.2020 N 568/25-23 уведомило предприятие о невозможности предоставления субсидии в связи с принятием нового Порядка предоставления из областного бюджета субсидий от 16.05.2019 N 339-пп, которым не предусмотрено возмещение межтарифной разницы за предыдущие регулируемые периоды.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, общество обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 7, 8, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 1, 2, 3 Закона Магаданской области от 11.03.2012 N 1474-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций" (далее - Закон Магаданской области N 1474-ОЗ), исходя из оценки совокупности приобщенных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Заявитель апелляционной жалобы, не предоставляя новые доказательства, полагает, что истец не доказал обоснованность заявленной суммы выпадающих доходов.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Практика рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, определена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно которому возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Постановлением правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
Названное постановление утратило силу 30.05.2019 в связи с изданием постановления правительства Магаданской области от 16.05.2019 N 339-пп, которым утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат и на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением правительства Магаданской области от 10.02.2017 N 78-пп, сторонами заключено соглашение N 11. Предметом соглашения определено предоставление из областного бюджета в 2017 году получателю субсидии в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг теплоснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (пункт 1.1 соглашения).
Субсидия предоставляется главным распорядителем в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2017 год по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 22Б0115930, вид расходов 811 (пункт 1.2 соглашения).
При исследовании представленных истцом доказательств суд первой инстанции установил, что потребность общества в выплате недополученной субсидии за 2017 год на общую сумму 17 947 506,67 руб. обоснована сведениями о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей, счетами-фактурами, сведениями о полезном отпуске тепловой энергии, реестрами пустующего жилья, оборотно-сальдовыми ведомостями, отчетами о реализации тепловой энергии за 2017 год.
Департаментом цен и тарифов Магаданской области расчет убытков проверен, произведен самостоятельный расчет недополученных ООО "Востокмонтажспецстрой" доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при оказании услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, согласно которому за 2017 год с учетом полученных субсидий истцом не получен доход в сумме 17 947 506,67 руб.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25), учитывая, что ответчиком не представлены доказательства отсутствия вины в причинении убытков истцу, не оспорен факт оказания обществом потребителям услуг теплоснабжения по льготным (сниженным) тарифам, не доказана недостоверность заявленной истцом суммы выпадающих расходов, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы относительно необоснованности расчета суммы выпадающих доходов, отклонен апелляционным судом, поскольку в суде первой инстанции ответчик о назначении судебной экспертизы в соответствии со статьей 82 АПК РФ не заявил, а расчет убытков по предложению Министерства финансов Магаданской области проверен Департаментом цен и тарифов Магаданской области. Сумма убытков, заявленная истцом, подтверждена Департаментом цен и тарифов Магаданской области в полном объеме, а также подтверждается приобщенными к материалам дела доказательствами.
Принимая во внимание совокупность установленных фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения. Нормы материального и процессуального права применены судом верно, значимые обстоятельства установлены в полном объеме.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ответчик освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13.10.2020 по делу N А37-204/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-204/2020
Истец: ООО "Востокмонтажспецстрой"
Ответчик: Министерство строительства ЖКХ и энергетики Магаданской области
Третье лицо: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области