г. Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2021 г. N Ф10-1527/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
2 февраля 2021 г. |
Дело N А48-14305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла: Далинская Ю.Н. - представитель по доверенности N 2 от 14.01.2020;
от индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича: Чернова Е.В. - представитель по доверенности б/н от 22.01.2020;
от индивидуального предпринимателя Терешина Сергея Николаевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Советского районного суда г. Орла апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (ИНН 5753064330, ОГРН 1165749051368) на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.07.2020 по делу N А48-14305/2019 (с учетом определения об исправлении описки от 13.10.2020) по иску индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича (ИНН 570500005157, ОГРНИП 307574121500025) к Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (ИНН 5753064330, ОГРН 1165749051368) об обязании выдать ИП Прасолову И.А., как победителю конкурса, карты маршрута регулярных перевозок по муниципальному контракту N 9 на транспортное обслуживание по автобусному маршруту N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-Метиз" по результатам проведенного конкурса в электронной форме по закупке N 0154300014619000757 и муниципальному контракту N 15 на транспортное обслуживание по автобусным маршрутам N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз" и N 2 "ул. Планерная - ул. Гайдара" по результатам проведенного конкурса в электронной форме по закупке N 0154300014619000760 на транспортные средства, предоставленные ИП Прасоловым И.А, для осмотра по акту осмотра,
третье лицо: ИП Терешин С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Прасолов Игорь Александрович (далее - истец, ИП Прасолов И.А.) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (далее - ответчик) об обязании выдать ИП Прасолову И.А., как победителю конкурса, карты маршрута регулярных перевозок по муниципальному контракту N 9 на транспортное обслуживание по автобусному маршруту N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-Метиз" по результатам проведенного конкурса в электронной форме по закупке N 0154300014619000757 и муниципальному контракту N 15 на транспортное обслуживание по автобусным маршрутам N16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз" и N2 "ул. Планерная - ул. Гайдара" по результатам проведенного конкурса в электронной форме по закупке N 0154300014619000760 на транспортные средства, предоставленные ИП Прасоловым И.А, для осмотра по акту.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Терешин С.Н. (далее - ИП Терешин С.Н., третье лицо).
Решением от 20.07.2020 Арбитражный суд Орловской области обязал Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла в течение 10 дней после вступления решения в законную силу выдать ИП Прасолову И.А. карты маршрутов регулярных перевозок по муниципальному контракту от 18.12.2019 N 9 на транспортное обслуживание по автобусному маршруту N 16 "Улица Планерная - ОАО "Северсталь-Метиз" по результатам проведенного конкурса по закупке N 0154300014619000757 и муниципальному контракту от 18.12.2019 N 15 на транспортное обслуживание по автобусным маршрутам N16 "Улица Планерная - ОАО "Северсталь-метиз" и N2 "Улица Планерная - ул. Гайдара" по результатам конкурса по закупке N 0154300014619000760 на транспортные средства, предоставленные ИП Прасолову И.А. по акту осмотра.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 13.10.2020 исправлена описка в резолютивных частях решения от 15.07.2020 и от 20.07.2020 по делу N А48-14305/2019, изложив ее в следующей редакции; "Обязать Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла в течение 10 дней после вступления решения в законную силу выдать ИП Прасолову И.А. карты маршрутов регулярных перевозок по муниципальному контракту от 18.12.2019 N 9 на транспортное обслуживание по автобусному маршруту N 16 "Улица Планерная - ОАО "Северсталь-Метиз" по результатам проведенного конкурса по закупке N 0154300014619000757 и муниципальному контракту от 18.12.2019 N 15 на транспортное обслуживание по автобусным маршрутам N16 "Улица Планерная - ОАО "Северсталь-метиз" и N2 "Улица Планерная - ул. Гайдара" по результатам конкурса по закупке N 0154300014619000760 на транспортные средства, предоставленные ИП Прасоловым И.А. по актам наличия транспортных средств". В остальной части резолютивная часть решения оставлена без изменения.
Не согласившись с указанным решением, Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
ИП Прасоловым И.А. представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда представитель Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ИП Прасолова И.А. возражал против удовлетворения доводов жалобы.
ИП Терешин С.Н. явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей ИП Терешина С.Н., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав в совокупности материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 18.12.2019, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.12.2019 N 0154300014619000757, между Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла (заказчик) и ИП Прасоловым И.А. (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 9 на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, в соответствии с которым подрядчик обязуется оплатить цену за право заключения контракта и выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршруту, установленному в приложении 1 к контракту (N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз"), а заказчик принять эти работы.
18.12.2019 на аналогичных условиях, на основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 04.12.2019 N 0154300014619000760, между Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (заказчик) и ИП Прасоловым И.А. (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 15 на право выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам (графики 8-14), установленным в приложении 1 к контракту N 15 (N 2 "ул. Планерная - ул. Гайдара". N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз").
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным в приложении N 2 к контракту (п. 1.2 контрактов).
В соответствии с п. 1.3 контрактов объемы работ установлены в приложении N 3 к контрактам.
Как следует из п. 3.1 контрактов, подрядчик, не позднее, чем за 1 рабочий день до установленного контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных контрактом, составляет и направляет заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению N 7 к контракту в двух экземплярах. К акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта.
Исходя из п.п. 3.2, 3.4 контрактов в течение 3 рабочих дней со дня получения акта о наличии транспортных средств заказчик проводит выездную проверку сведений, содержащихся в представленном акте и прилагаемых к нему документах. В случае несогласия заказчика с представленным актом наличия транспортных средств, стороны урегулируют разногласия в соответствии с разделом 8 контракта.
Согласно п. 5.2 контрактов заказчик обязан, в том числе:
- в течение 2 рабочих дней со дня подписания сторонами акта наличия транспортных средств выдать подрядчику карты маршрутов в отношении транспортных средств, указанных в данном акте;
- уведомлять подрядчика в письменной форме об известных заказчику плановых ограничениях или прекращении движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети не позднее, чем за 15 рабочих дней до наступления указанных обстоятельств.
В соответствии с п. 5.4 контрактов подрядчик обязан, в том числе:
* подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных контрактом работ, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала их выполнения;
* приступить к выполнению предусмотренных контрактом работ в течение 1 календарного дня после подписания контракта сторонами и выполнять работы по контракту по 31.12.2020;
* соблюдать сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное в приложении N 1 к контракту;
* использовать для осуществления перевозок транспортные средства количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта.
Контракты вступают в силу со дня их подписания сторонами и действуют до 31.01.2021 (п. 10.1 контракта).
В разделе 12 сторонами определены условия расторжения контрактов от 18.12.2019 N 9 и N 15, в соответствии с которым контракт может быть расторгнуть по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 12.1). Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением другой стороной контракта, иным основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе (п. 12.2).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.п. 12.5, 12.7 контрактов).
В приложении 1 к контрактам стороны согласовали схему маршрута, график движения, сводное расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов.
Согласно Приложению N 1 к контракту N 9 параметры маршрута N 16 "ул. Планерная - ОАО "Северсталь-метиз". Путь следования:
* в прямом направлении: ул. Планерная, ул. Саханская, ул. Машкарина, ул. Комсомольская, ул. Гостиная, ул. Московская, Московское шоссе, ул. Металлургов, ул. Раздольная;
* в обратном направлении: ул. Раздольная, ул. Металлургов, Московское шоссе, ул. Московская, ул. Гостиная, ул. Комсомольская, ул. Кромская, ул. Планерная.
Остановочные пункты:
- в прямом направлении: ул. Планерная (конечная), Магазин Магнит, сквер Героев-десантников, Южный рынок, Авиационная, Ботаника, маг. Уют, Автовокзал, Автосельмаш, Пенсионный фонд, Военно-исторический музей, 3-я Поликлиника, пл. К. Маркса, Гостиница Орел, Кинотеатр Родина, Завод Медведева, Институт транспорта, Завод Текмаш, Гипсовый комбинат, Электровозная, ТЦ Лента, по требованию, Прокуровка, Администрация, Магазин, Микрорайон, Магазин Паллада, КДЦ Металлург, больница Боткина, Санаторий Лесной, Профтехучилище, Промбаза, Транспортный цех, Заводоуправление ОАО "Северстал ьМетиз";
-в обратном направлении: Заводоуправление ОАО "СеверстальМетиз", Транспортный цех, Промбаза, Профтехучилище, Санаторий Лесной, больница Боткина, КДЦ Металлург, Магазин Паллада, Микрорайон, Магазин, Администрация, Прокуровка, по требованию, ТЦ Лента, Электровозная, Гипсовый комбинат, Завод Текмаш, Институт транспорта, Завод Медведева, Кинотеатр Родина, Гостиница Орел, Универмаг, пл. К. Маркса, 3-я Поликлиника, Военно-исторический музей, Пенсионный фонд, Автосельмаш, Кинотеатр "Современник", маг. Уют, Ботаника, Авиационная, Южный рынок, сквер Героев-десантников, Магазин, ул. Планерная, ул. Планерная (конечная).
Изменение параметров маршрутов (приложение 1 к контрактам) на срок, превышающий 30 календарных дней, устанавливается дополнительным соглашением (приложение 9 к контрактам).
Приложением 2 к контрактам N 9 и N 15 утверждены требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств.
19.12.2019 истец направил в адрес Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла для подписания акты наличия транспортных средств, предусмотренных контрактами N 9 и N 15 и документы, подтверждающие наличие у ИП Прасолова И.А., в том числе договоры аренды транспортных средств, имеющиеся в материалах дела.
Управление городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла направило в адрес ИП Прасолова И.А. претензии от 23.12.2019 N 2/1519-сл с предложением подрядчику (в рамках муниципального контракта от 18.12.2019 N 9) в кратчайшие сроки заменить автобусы на автобусы, дата первой регистрации которых будет не ранее 31.12.2016, после чего будет проведена повторная выездная проверка и от 23.12.2019 N 2/1520-сл с предложением подрядчику (в рамках муниципального контракта от 18.12.2019 N15) в кратчайшие сроки заменить автобусы на автобусы, дата первой регистрации которых будет не ранее 31.12.2018, после чего будет проведена повторная выездная проверка.
Заказчик не выдал подрядчику карты маршрутов, что и послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений этого Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
Отношения, связанные с размещением государственного заказа и заключением государственных контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Истец ссылается на то, что заказчик не подписал акты наличия транспортных средств, и в нарушение п. 5.2 контрактов не выдал подрядчику карты маршрутов.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок является документом, содержащим сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
На основании части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Следовательно, карта маршрута является обязательным документом, подтверждающим законное право на осуществление перевозок по соответствующему маршруту, и только при ее наличии лицо имеет право использовать транспортное средство для осуществления регулярных перевозок пассажиров по определенному маршруту.
Согласно п. 3.1 контрактов, подрядчик, не позднее, чем за 1 рабочий день до установленного контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных контрактом, составляет и направляет заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению N 7 к контракту в двух экземплярах. К акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям контракта.
Установлено, что в рамках исполнения муниципального контракта N 9 на маршрутах требовалось 7 единиц техники, 1 единица резервная, по контракту N 15 требовалось 9 единиц техники, 1 резервная.
Установлено, что 19.12.2019 подрядчик предоставил заказчику акты наличия транспортных средств 7 единиц по контракту N 9 и 9 единиц техники в рамках контракта N 15.
Исходя из п.п. 3.2, 3.4 контрактов в течение 3 рабочих дней со дня получения акта о наличии транспортных средств заказчик проводит выездную проверку сведений, содержащихся в представленном акте и прилагаемых к нему документах. В случае несогласия заказчика с представленным актом наличия транспортных средств стороны урегулируют разногласия в соответствии с разделом 8 контракта.
19.12.2019 заказчик произвел осмотр транспортных средств, предоставленных подрядчиком, что сторонами не оспаривается.
Согласно п. 5.2 контрактов заказчик обязан, в том числе:
- в течение 2 рабочих дней со дня подписания сторонами акта наличия транспортных средств выдать подрядчику карты маршрутов в отношении транспортных средств, указанных в данном акте;
- уведомлять подрядчика в письменной форме об известных заказчику плановых ограничениях или прекращении движения транспортных средств по отдельным участкам улично-дорожной сети не позднее, чем за 15 рабочих дней до наступления указанных обстоятельств.
Заказчик акт не подписал, маршрутные карты не выдал, не уведомив подрядчика о причинах отказа.
23.12.2019 подрядчик обратился к заказчику с заявлением об указание причин невыдачи карт маршрута.
Письмами от 23.12.2019 (т. 3 л.д.6-10) ответчик указал на то, что в рамках муниципального контракта от 18.12.2019 N 9, представленные заказчику для осмотра и указанные в акте наличия транспортных средств, транспортные средства частично не соответствуют качественным характеристикам, заявленным подрядчиком при проведении конкурса и благодаря которым он стал победителем в закупке N 193575306433057530100100130334931244, а именно: дата первой регистрации автобусов должна быть не ранее 31.12.2016, что соответствует количеству баллов, полученному подрядчиком по показателю 2.3 "Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Данному требованию, по мнению ответчика, соответствуют следующие автобусы по контракту N9:
* автобус г/н Н933НТ57, VIN - Х1М32032МН0001939, дата первой регистрации которого составляет 03.10.2017, что не ранее 31.12.2016;
* автобус г/н Х761ХВ57, VIN - Х1М3205В0Е0002032, дата первой регистрации которого составляет 24.06.2017, что не ранее 31.12.2016.
Ответчик полагает, что указанные ниже автобусы имеют худшие качественные характеристики и не могут быть использованы при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам:
- автобус г/н 0811КР57, VIN - Х1М3206В0Б0005172, дата первой регистрации -09.12.2013;
-автобус г/н Р142КХ57, VIN - Х1М3205В0РБ0002197, дата первой регистрации 02.03.2016;
-автобус г/н К274ХЕ57, VIN - Х1М3205В0Б0000884, дата первой регистрации -27.06.2013; автобус г/н Х596ХВ57, VIN - Х1М3205В0Е0002043, дата первой регистрации 01.10.2014;
-автобус г/н 0478ВН57, VIN - Х1М3205В0Б0001399, дата первой регистрации 20.05.2015;
автобус г/н Е210МВ21, VIN - Х89А29720ЕВБ12006, дата первой регистрации -18.06.2014, поскольку имеют дату первой регистрации ранее 31.12.2016, соответственно имеют.
По мнению ответчика, в рамках муниципального контракта от 18.12.2019 N 15, представленные заказчику для осмотра и указанные в акте наличия транспортных средств, транспортные средства частично не соответствуют качественным характеристикам, заявленным подрядчиком при проведении конкурса и благодаря которым он стал победителем в закупке N 193575306433057530100100130314931244 (пункт 3 приложения N 12 к контракту), а именно дата первой регистрации автобусов должна быть дата не ранее 31.12.2018, что соответствует количеству баллов, полученному подрядчиком по показателю 2.3. "Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации". Данному требованию соответствуют следующие автобусы по контракту N15:
* автобус г/н О088ВЕ46, VIN - Х96А65Ю5Ь0882635, дата первой регистрации которого 30.10.2019, что не ранее 31.12.2018;
* автобус г/н Е524АН57, VIN - Х1М3205Ь0К0000203, дата первой регистрации которого 15.06.2019, что не ранее 31.12.2018.
По мнению ответчика, нижеуказанные автобусы имеют дату первой регистрации ранее 31.12.2018, соответственно имеют худшие качественные характеристики и не могут быть использованы при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам:
Автобус г/н 0169ХХ57, VIN - Х96А64Я42Б0001601, дата первой регистрации которого 29.12.2014;
автобус г/н Н731АУ152, VIN - Х1М3205Ь0Е0000794, дата первой регистрации - 02.04.2014;
автобус г/н С310УС57, VIN - Х1М3205СЖС0007355, дата первой регистрации -11.04.2013;
автобус г/н 0811КР57, VIN - Х1М3205В0Б0005172, дата первой регистрации - 09.12.2013;
автобус г/н С121УХ5 7, VIN - Х1М3205В0Б0001302, дата первой регистрации - 17.07.2015;
автобус г/н К2170С57, VIN -Х1М320511ЖЮ004675, дата первой регистрации -22.11.2013;
автобус г/н Н547СА69, VIN - Х1М3205В000000227, дата первой регистрации - 12.03.2016.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в условиях заключенных контрактов с Прасоловым И.А., ни в муниципальных контрактах, а также в конкурсной документации не предусматривалось, что иные транспортные средства, предоставляемые истцом для обслуживания маршрута, должны быть аналогичными по году выпуска с транспортным средством, указанным в заявке.
Между тем, судебная коллегия отмечает, что в соответствии п. 10 ч. 4 ст. 28 Закона N 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указываются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 26 Закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Общие правила толкования договорных условий определены ст. 431 ГК РФ, применение которых осуществляется с учетом правовых позиций, изложенных в п. 43-46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Так, условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ). При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование). Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Таким образом, при толковании условий договора арбитражный суд использует различные способы толкования с тем, чтобы установить действительное содержание анализируемого условия договора, в частности, помимо буквального и системного толкования, фактического поведения сторон, учитывает также цели договора и существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательства.
В рассматриваемом случае государственные контракты заключены с целью осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам.
Как следует из материалов дела, 18.12.2019 между ИП Прасоловым И.А. и Управлением городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла были заключены муниципальные контракты N 9 и N 15, сроком действия до 31.01.2021, по итогам открытых электронных конкурсов, состоявшихся 30.10.2019 и 04.12.2019, победителем которых был признан ИП Прасолов И.А. с итоговым рейтингом 97,6. Итоговый рейтинг ИП Терешина С.Н., который участвовал в конкурсе, составил 92,2 присвоен 2 номер.
В силу п. 1.2 контрактов для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным в приложении N 2 к контракту.
В силу п. 1 приложения N 2 к контрактам максимальный срок эксплуатации транспортных средств на момент окончания срока выполнения работ - 8 лет. Максимальный срок эксплуатации транспортных средств на момент окончания срока выполнения работ (8 лет), который установлен в соответствии с требованиями Реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла (постановление Администрации города Орла от 23.04.2012 N 1239, в редакции на спорный период).
При этом, в п. 9 приложения N 2 к контрактам отражено, что выполнение работ осуществляется технически исправными транспортными средствами подрядчика, определенными в приложении N 12 к контракту согласно параметрам маршрута (приложение N1) и карт маршрута регулярных перевозок, предусмотренных действующим законодательством, выдаваемых подрядчику заказчиком вместе с подписанным экземпляром контракта по графикам, указанным в п. 1.1 контрактов.
В приложении N 12 к контракту N 9 отражено, что срок эксплуатации транспортных средств - дата первой регистрации в органах ГИБДД 02.12.2017.
В приложении N 12 к контракту N 15 отражено, что срок эксплуатации транспортных средств - дата первой регистрации в органах ГИБДД 30.07.2019.
При этом указанное приложение заполняется согласно заявке на участие в открытом электронном конкурсе подрядчика.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, вышеприведенные даты срока эксплуатации транспортных средств, отраженные в приложениях N 12 были ограничены сроком эксплуатации транспортных средств, предложенных ИП Прасоловым И.А. в заявках при участии в конкурсе.
Как следует из конкурсной документации конкурса при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки "выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршрутам (по результатам которого были заключены МК N 9, 15) установлены показатели, на основе которых оценивалась заявка участника открытого конкурса в электронной форме.
Одним из показателей являлся показатель 2.3. "Обеспеченность участника открытого конкурса материально-техническими ресурсами, необходимыми для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок". Значимость показателя: 60%. Коэффициент значимости показателя: 0,60.
Содержание показателя: оцениваются транспортные средства (автобусы) участника открытого конкурса исходя их срока эксплуатации транспортных средств (срок эксплуатации ТС с даты первой регистрации в органах ГИБДД), предлагаемых к заявке, и подтверждается представленными в составе заявки следующими документами: - копиями паспортов транспортных средств (ПТС) и копиями документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на каждую единицу транспортных средств (автобусов), предлагаемых к использованию в своей заявке. В случае, если участник открытого конкурса представляет в качестве подтверждения копию дубликата ПТС, датой начала эксплуатации транспортного средства считается дата выдачи утраченного, сданного, утилизированного ПТС.
Подсчет количества баллов по сроку эксплуатации транспортных средств осуществляется по всем транспортным средствам как среднеарифметическое. Каждому транспортному средству (автобусу) присваиваются баллы в соответствии с датой начала эксплуатации транспортного средства, баллы суммируются и делятся на общее количество транспортных средств.
Количество баллов, присуждаемых каждому транспортному средству, участника открытого конкурса определяется по шкале:
- срок эксплуатации транспортных средств на момент окончания срока выполнения работ по контракту - срок эксплуатации от 0 до 2 (включительно) лет - 100 баллов; срок эксплуатации от 2 до 4 лет (включительно) лет - 90 баллов; срок эксплуатации от 4 до 6 (включительно) лет - 40 баллов; срок эксплуатации от 6 до 8 лет - 10 баллов.
ИП Прасолов И.А. представил в открытых конкурсах для оценки по одному ТС:
- в рамках контракта N 9 был представлен ПАЗ-32054, дата регистрации 02.12.2017. Оценка данного транспортного средства была произведена следующим образом: 90 баллов * 0,6 коэффициент значимости показателя =54 балла;
- в рамках контракта N 15 был представлен CITROEN JUMPER 20083-03, дата регистрации' 30.07.2019. Оценка данного транспортного средства была произведена следующим образом: 100 баллов *0,60 коэффициент значимости показателя =60 баллов.
Истец принял участие в конкурсах, стал победитель, в том числе, и благодаря оценке данных транспортных средств с учетом даты их регистрации, подписал контракты на данных условиях. Условия контрактов были известны предпринимателю, поскольку полностью соответствуют конкурсной документации. В конкурсной документации также имелось приложение N 12, которое по итогам конкурса должно было быть заполнено.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. При вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность. ИП Прасолов И.А. как субъект предпринимательской деятельности, принявший от своего имени решение заключить спорные контракты на таких условиях, не мог не предвидеть невозможность их исполнения транспортными средствами не соответствующим условиям контрактов.
При исполнении государственного контракта допустима замена транспортного средства в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу части 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В рамках проведения конкурса N 0154300014619000757, на основании ч.ч. 7, 8 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ, Управление городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла (заказчик) разместило в единой информационной системе, в частности, следующие разъяснения положений конкурсной документации конкурса: квалификация участников закупки (а именно, опыт участников закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера, коэффициент ДТП повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника закупки, а также срок эксплуатации транспортных средств) оказывает непосредственное влияние на определение подрядчика по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, так как является не сопоставимым критерием оценки.
В частности выполнения работ по государственному контракту, заключенного по результатам такого открытого конкурса в электронной форме, должно осуществляться транспортным средством, заявленным при проведении такого открытого конкурса в электронной форме.
При этом во исполнение принципов открытости, эффективности и результативности закупок, а также недопущения недобросовестной конкуренции при исполнении государственных (муниципальных) контрактов (в частности, при проведении открытых конкурсов в электронной форме указание в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме более новых транспортных средств, а использование при исполнении контрактов более старых) предусмотрено заполнение Приложения N 12 на основании заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Как установлено из материалов дела, лишь данному требованию соответствуют следующие автобусы по контракту N 9:
* автобус г/н Н933НТ57, VIN - Х1М32032МН0001939, дата первой регистрации которого составляет 03.10.2017, что не ранее 31.12.2016;
* автобус г/н Х761ХВ57, VIN - Х1М3205В0Е0002032, дата первой регистрации которого составляет 24.06.2017, что не ранее 31.12.2016;
по контракту N 15:
* автобус г/н О088ВЕ46, VIN - Х96А65Ю5Ь0882635, дата первой регистрации которого 30.10.2019, что не ранее 31.12.2018;
* автобус г/н Е524АН57, VIN - Х1М3205Ь0К0000203, дата первой регистрации которого 15.06.2019, что не ранее 31.12.2018.
Между тем, количество транспортных средств по контракту N 9 требовалось 7, по контракту N 15 - 9. Сокращение количества транспортных средств на маршруте недопустимо, поскольку приведет к нарушению графиков маршрута и, соответственно, нарушений условий контрактов.
Судом установлено, что в соответствии с п. 10.1 контракта вступает в законную силу со дня его подписания сторонами и действует по 31.01.2021 включительно. Истечение срока действия контрактов влечет прекращение обязательств по контрактам.
Согласно п.12.2 контрактов сторона вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов в связи с существенным нарушением другой стороной условий контрактов, иным основаниям.
Установлено, что 08.04.2020 заказчиком были приняты решения об одностороннем отказе от исполнения спорных муниципальных контрактов N 9 и N 15.
27.05.2020 указанные решения были размещены в Единой информационной системе.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требования истца об обязании ответчика выдать ему, как победителю конкурса, карты маршрута регулярных перевозок по муниципальному контракту N 9 и контракту N 15 на транспортные средства, предоставленные ИП Прасоловым И.А. по акту осмотра, не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт следует отменить, а апелляционную жалобу ответчика удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче апелляционной жалобы заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 110 АПК РФ с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и транспорта Администрации города Орла удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.07.2020 (с учетом определения об исправлении описки от 13.10.2020) по делу N А48-14305/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Прасолова Игоря Александровича (ИНН 570500005157, ОГРНИП 307574121500025) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-14305/2019
Истец: ИП Прасолов Игорь Александрович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Третье лицо: ИП Терешин Сергей Николаевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Лыкин Е.Г.