г. Вологда |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А52-3519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Рек Стайл" на решение Арбитражного суда Псковской области от 30 октября 2020 года по делу N А52-3519/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Пскова (ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362; адрес: 180000, город Псков, улица Некрасова, дом 22; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Рек Стайл" (ОГРН1076027003700, ИНН 6027104618; адрес: 180004, город Псков, улица Вокзальная, дом 20, офис 16; далее - общество, ООО РА "Рек Стайл") о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования "город Псков" от 08.12.2016.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 30 октября 2020 года по делу N А52-3519/2020 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое разрешение признано недействительным.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд необоснованно не устанавливал обстоятельства исключения из схемы размещения рекламных конструкций спорной конструкции, учитывая, что заседания комиссий проведены в 2018 году, разрешение на установку рекламных конструкций выдано 08.12.2016, с заявлением администрация обратилась в суд в 2020 году.
Администрация отзыв не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 32, 34 Устава муниципального образования "Город Псков", администрация издала постановление от 31.12.2014 N 3557 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков" (далее - Схема размещения рекламных конструкций).
На основании заявления ООО РА "Рек Стайл" от 18.11.2016 N 4013 и приложенных к нему документов администрацией издано постановление от 08.12.2016 N 1640, которым ООО РА "Рек Стайл" выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок до 01.10.2026.
По указанному разрешению ООО РА "Рек Стайл" реализовало свое право на распространение наружной рекламы путем установки и эксплуатации рекламной конструкции в виде отдельно стоящей щитовой установки среднего формата типа "билборд", форматом 3,0 кв. м х 6 кв. м, площадью 18,0 кв. м, общая площадь - 36 кв. м. Рекламная конструкция в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций размещена по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, в границах земельного участка с кадастровым номером 60:27:080102:59, расположенного по улице Кузбасской дивизии (нечетная сторона), в 35 м до пересечения с улицей Юбилейная (четная сторона) на территории Торгово-развлекательного комплекса (далее - ТРК) "Акваполис". Место размещения рекламной конструкции включено в утвержденную Схему размещения рекламных конструкций за номером 142.
Администрацией издано постановление от 01.06.2020 N 731 "О внесении изменений в постановление администрации от 31.12.2014 N 3557 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков". В результате внесенных изменений рекламная конструкция за номером 142 исключена из Схемы размещения рекламных конструкций. Согласно пункту 3 указанного постановления настоящее постановление вступило в силу со дня его официального опубликования.
Поскольку спорная рекламная конструкция перестала соответствовать Схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Псков", администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. Рассматриваемое заявление предъявлено в суд на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учел, что администрация имеет право обратиться с заявлением о признании недействительным ранее изданного ненормативного правового акта, которым выдано разрешение на установку рекламной конструкции, при этом баланс частных и публичных интересов законодательством обеспечен.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
К правоотношениям, связанным с распространением рекламы, получением разрешений на установку рекламных конструкций, применяется Закон N 38-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 19 данного Закона распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 5.8 статьи 19 упомянутого Закона органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Таким образом, схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема должна обеспечивать соблюдение требований безопасности.
Из части 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ следует, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО РА "Рек Стайл" от 18.11.2016 N 4013 администрацией издано постановление от 08.12.2016 N 1640 и выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на срок до 01.10.2026.
Постановлением администрации от 01.06.2020 N 731 рекламная конструкция за номером 142 исключена из Схемы размещения рекламных конструкций, ранее утвержденной постановлением администрации от 31.12.2014 N 3557.
Как установил суд первой инстанции, необходимость исключения из Схемы размещенная рекламных конструкций спорной конструкции, установленной на территории, прилегающей к ТРК "Акваполис", вызвана объективными характеристиками данного места. Протоколом закрытого заседания комиссии администрации Псковской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности от 13.12.2019 N 2 администрации рекомендовано: продолжить работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ТРК "Акваполис" до завершения выполнения мероприятий, предусмотренных распоряжением КЧС и ПБ области от 18.07.2018 N 17 "О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в ТРК "Акваполис" в г. Пскове"; инициировать рассмотрение вопроса о сносе рекламных конструкций N 61, 68 и 142 на территории ТРК "Акваполис" в судебном порядке. В свою очередь, распоряжением комиссии администрации Псковской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.07.2018 N 17 руководству общества с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" (как собственнику земельного участка, на котором расположен ТРК "Акваполис") указано на необходимость организовать взаимодействие с собственниками рекламных конструкций, расположенных на прилегающей к ТРК "Акваполис" территории, находящейся в зоне охраны воздушной линии электропередачи, по выполнению работ по демонтажу данных конструкций.
Суд первой инстанции принял во внимание, что обстоятельства целесообразности исключения из Схемы мест размещения рекламных конструкций спорной рекламной конструкции не подлежат установлению в рамках настоящего спора с учетом конкретного предмета настоящего судебного рассмотрения.
Ссылки апеллянта на то, что отсутствие обоснования судом целесообразности исключения спорной рекламной конструкции нарушает принцип соотношения баланса интересов прав сторон, коллегией судей не принимаются, поскольку Законом N 38-ФЗ предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций, а в случае внесения изменений в схему владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.
Кроме того, доказательств того, что постановление администрации от 01.06.2020 N 731 было оспорено и признано недействующим полностью или в части, в материалы дела не представлено.
Пункт 3 части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусматривает, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Из изложенной нормы следует, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок.
Суд первой инстанции отразил, что признание недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ограничивает права заявителя на дальнейшее использование рекламной конструкции.
Вместе с тем в силу части 20.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажом, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.
Таким образом, суд первой инстанции признал, что указанной нормой обеспечен баланс частных и публичных интересов в рассматриваемой сфере правоотношений.
На основании изложенного по заявлению органа местного самоуправления в судебном порядке может быть признано недействительным разрешение, выданное до внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в том случае, если место размещения рекламной конструкции стало не соответствовать новому порядку размещения рекламных конструкций (схеме размещения рекламных конструкций).
Поскольку в настоящее время на основании постановления администрации от 01.06.2020 N 731 рекламная конструкция за номером 142, используемая ООО РА "Рек Стайл", исключена из Схемы размещения рекламных конструкций, суд первой инстанции признал, что на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ выданное постановление от 08.12.2016 N 1640 о выдаче обществу разрешения на установку такой рекламной конструкции подлежит признанию недействительным.
При этом суд учел аналогичные выводы, содержащиеся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 304-КГ15-16366, от 21.12.2018 N 305-КГ18-22487.
Коллегия судей не принимает доводы жалобы о незаконном ограничении конкуренции и нарушениях антимонопольного законодательства, поскольку к предмету спора данные вопросы не относятся, а причины изменения Схемы размещения рекламных конструкций, обусловленные необходимостью соблюдения мер по предотвращению угрозы чрезвычайной ситуации, а не вызванные исключительно волей ответчика, администрацией отражены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в оставшейся сумме относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 30 октября 2020 года по делу N А52-3519/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Рек Стайл" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Рек Стайл" (ОГРН1076027003700, ИНН 6027104618; адрес: 180004, город Псков, улица Вокзальная, дом 20, офис 16) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.12.2020 N 162 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3519/2020
Истец: Администрация города Пскова
Ответчик: ООО "РА "Рек Стайл"