г. Москва |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А41-14945/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ЗАО "Совхоз имени Ленина" (ИНН 5003009032, ОГРН 1025000658099) - Севеева К.В. (по доверенности от 18.08.2020);
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910- Бородин А.А. (по доверенности от 11.01.2021);
от Правительства Московской области (ИНН: 7710342058 ОГРН: 1027739809460) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН: 5024105481 ОГРН: 1095024003910) на решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года по делу N А41-14945/19, по заявлению ЗАО "Совхоз имени Ленина" к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, третье лицо: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений МО об оспаривании распоряжений
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" (далее -ЗАО "Совхоз имени Ленина") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - Министерство) с требованиями - признать незаконными распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 26.11.2018 N 747-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", от 26.07.2019 N 508-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", от 26.07.2019 N 510-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области";
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись 50:21:0020508:11-50/001/2018-2 от 07.12.2018 о наличии ограничения прав Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0020508:111, регистрационную запись 50:21:0020508:74-50/021/2019-4 от 19.08.2019 о наличии ограничения прав Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020508:74, регистрационную запись 50:21:0020508:77- 50/021/2019-4 от 19.08.2019 о наличии ограничения прав Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0020508:77. (т. 1 л.д. 2-9).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области..
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года по делу N А41-14945/19 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 8 л.д. 106-110).
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела постановлением Правительства Московской области от 09.11.2016 года N 838/39 утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 года N 838/39 в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области внесены изменения.
На основании ранее утвержденного проекта планировки территории Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры 28.11.2018 принято распоряжение N 747-р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", в соответствии с которым в целях реконструкции автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области подлежит изъятию для государственных нужд Московской области дорога с кадастровым номером 50:21:0050208:111 протяженностью 358 м, принадлежащая на праве собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина".
Также на основании ранее утвержденного проекта планировки территории Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры 26.07.2019 приняты распоряжения N 508-Р, N 510-Р, в соответствии с которыми в целях реконструкции МКАД-ДроздовоБеседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области подлежат изъятию для государственных нужд Московской области части земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0020508:74, 50:21:0020508:77.
Как пояснили стороны, распоряжения N 508-Р, N 510-Р приняты в связи с принятием распоряжения от 28.11.2018 N 747-р.
ЗАО "Совхоз имени Ленина", посчитав, что указанные распоряжения приняты с нарушением норм действующего законодательства, не соответствуют утвержденному и действующему в настоящий момент проекту планировки, а распоряжение от 28.11.2018 N 747-р принято в нарушение принципа единства судьбы земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, признал их обоснованными.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Министерство указывает на то, что решение суда неправомерное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.2 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практике по гражданским делам связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы.
Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442. Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).
Как следует из постановления Правительства Московской области от 09.11.2016 года N 838/39 на чертеже планировки территории указывались границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства автомобильной дороги МКАД-ДроздовоБеседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской и границы красных линий.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, представленным в материалы дела заявителем и не оспоренным заинтересованным лицом следует, что имеются части спорных земельных участков, не подлежащие изъятию, но занятые частью изымаемой автомобильной дороги, границы образуемых в результате изъятия их частей земельных участков по координатам не соответствуют координатам границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0020508:74, 50:21:0020508:77.
Таким образом, дорога с кадастровым номером 50:21:0020508:111 изымается без изъятия в полном объеме всех земельных участков, на которых она расположена. Следовательно, изъятие дороги заведомо не позволит осуществить размещение планируемого к реконструкции линейного объекта.
Что касается оспариваемых распоряжений, принятых позднее, на основании которых подлежат изъятию части земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0020508:74, 50:21:0020508:77, то следует также отметить следующее.
На правоотношения по изъятию земельных участков для государственных нужд распространяются, в том числе нормы Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" согласно части 2 статьи 1 которого положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43- ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и настоящего Федерального закона на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок.
При образовании земельных участков учитывается документация по планировке территории. В случае выявления несоответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и документацией по планировке территории при образовании земельного участка, предоставленного ранее физическому лицу или юридическому лицу, границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации", в случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Следовательно, при изъятии части земельного участка его изымаемая часть должна образовываться с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера подтверждается и не опровергнуто заинтересованным лицом, что предусмотренная проектом планировки территории зона планируемого размещения реконструированной автомобильной дороги - Каширское шоссе, расположенная в границах земельных участков с кадастровыми номерами в несколько раз превышает изымаемые части земельных участков.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Как следует из заключения кадастрового инженера, представленного в материалы дела ЗАО "Совхоз имени Ленина" в границы изымаемого земельного участка не была включена полоса отвода планируемого к размещению линейного объекта - автомобильной дороги "Каширское шоссе".
На основании изложенного суд приходит к выводу, что изначально изымаемые части земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0020508:74, 50:21:0020508:77 были определены с нарушением действующих норм.
Более того, как следует из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 года N 838/39 внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 09.11.2016 года N 838/39.
В соответствии с указанными изменениями проект планировки территории для реконструкции автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км 0,0 - км 1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области утвержден в новой редакции.
С момента принятия указанного постановления распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 26.07.2019 N 508-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", от 26.07.2019 N 510-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" стали противоречить проекту планировки территории, что и послужило в дальнейшем основанием их отмен распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 26.08.2020 года N 590-р.
Между тем в период с 30.12.2019 года по 26.08.2020 года оспариваемые распоряжения не соответствовали требованиям утвержденного проекта планировки территории, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
. Поскольку на основании оспариваемого распоряжения в ЕГРН внесены регистрационные записи о наличии ограничения прав Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0020508:74, 50:21:0020508:77 в связи с их изъятием, а также в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 50:21:0020508:111, то указанные записи подлежат исключению из ЕГРН.
В ходе судебного разбирательства суд отказал в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица об объединении дела с делом N А41-94391/18 и А41-94826/18 о признании незаконным распоряжений Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры от 03.09.2018 N 500-Р и от 03.09.2018 N 501-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" по основаниям ст. 130 АПК РФ, поскольку указанные распоряжения касаются изъятия разных объектов (распоряжение N 501-р - земельного участка с КН 50:21:0050208:77, распоряжение N 500-р - земельного участка с КН 50:21:0050208:74), дела N А41-94826/18 и А41-94391/18, и А41-14945/19 не связаны по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 октября 2020 года по делу N А41-14945/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14945/2019
Истец: ЗАО "Совхоз имени Ленина"
Ответчик: ИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ