г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2021 г. N Ф07-4995/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А56-60351/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Рудько И.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): Марков С.Л. (доверенность от 13.02.2020)
от ответчика (должника): Хщенович Я В. (доверенность от 23.10.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36311/2020 ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2020 по делу N А56-60351/2020 (судья Вареникова А.О.), принятое по иску Комитета по контролю, использованию и охране памятников истории и культуре к ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуре (далее - истец, КГИОП) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (далее - ответчик, Университет) об обязании в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту фасадов выявленного объекта культурного наследия "Служебный дом" в составе комплекса "Императорский гараж", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 2, лит. А, с заменой оконных заполнений на деревянные и демонтажем дополнительного инженерного оборудования (щита ГРЩ, воздуховодной трубы, слаботочных сетей, антенны), об установлении размера денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу КГИОП (50 000 рублей за каждый случай неисполнения решения суда в установленный решением суда срок), а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 100 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением от 10.11.2020 иск удовлетворен частично, суд обязал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный аграрный университет в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту фасадов выявленного объекта культурного наследия "Служебный дом" в составе комплекса "Императорский гараж", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д.2, лит. А, с заменой оконных заполнений на деревянные и демонтажем дополнительного инженерного оборудования (щита ГРЩ, воздуховодной трубы, слаботочных сетей, антенны); установил, в случае неисполнения судебного акта в указанный в нем срок взысканию с ответчика в пользу КГИОП подлежит 20 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене, сославшись на необоснованный отказ суда в направлении дела для рассмотрения по подсудности в Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как указано в решении и подтверждается материалами дела, здание (по адресу Санкт-Петербург, г. Пушкин, Академический пр., д. 2а, лит. А) является выявленным объектом культурного наследия "Служебный дом" в составе комплекса "Императорский гараж".
Пользователем объекта является Университет, за которым объект закреплен на праве оперативного управления.
Актом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 25.03.2020, проведенным на основании задания КГИОП от 25.03.2020 N01-59-146/20, осмотрен объект, в ходе которого зафиксирован факт неудовлетворительного содержания объекта.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с ч. 5 ст. 16.1 Закона N 73-ФЗ, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
На основании п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ).
На основании подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Как следует из Выписки из единого государственного реестра недвижимости от 13.03.2020 N 99/2020/319101583, правообладателем здания с кадастровым номером 78:42:0018115:1007 является Российская Федерация.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что в отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия. В соответствии со ст. 47.1 указанного закона требования к содержанию и использованию выявленных объектов культурного наследия являются ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на выявленные объекты культурного наследия.
При этом согласно п. 6 ст. 48 Закона N 73-ФЗ установленные ограничения (обременения) прав на выявленный объект культурного наследия сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу.
Из системного толкования приведенных положений, а также ст. 51 данного Федерального закона, следует, что обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия возникает на основании договора у лица, которому выявленный объект культурного наследия передан во владение или в пользование.
Таким образом, бремя по сохранению спорного объекта культурного наследия несет ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет".
Согласно статье 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В пункте 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 Кодекса в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Кодекса), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Довод ответчика о неправомерном рассмотрении дела в арбитражном суде отклонен по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
При этом согласно статье 1 названного Кодекса арбитражными судами в Российской Федерации осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области сохранения культурного наследия тесно связаны с экономической деятельностью Университета и являются иным видном экономической деятельности, что является предметом ведения арбитражного суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ответчика не имеется.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2020 по делу N А56-60351/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60351/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4373/2024
07.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42590/2023
05.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4995/2021
02.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36311/20
10.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60351/20