город Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2021 г. N Ф10-1721/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
2 февраля 2021 г. |
Дело N А14-2137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Осининой А.А. - представителя по доверенности N 05-27/00151 от 12.01.2021;
от Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от ликвидатора ООО "Ремонтноэксплуатационное предприятие N 33а" Лепендина Александра Васильевича: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.11.2020 по делу N А14-2137/2020, по заявлению Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Воронеж (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1073667040688 ИНН 366142821), о признании незаконными действий,
третье лицо: ликвидатор Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтноэксплуатационное предприятие N 33а" г.Воронежа (ОГРН 1033600137009 ИНН 3662083100) Лепендин Александр Васильевич
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - заявитель, Учреждение, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - МРИ ФНС N 12 по Воронежской области, Инспекция, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 33а" г.Воронежа (далее - Общество, ООО "РЭП N 33а") от 18.11.2019 N 2193668797386, и обязании исключить из ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 33а" г.Воронежа от 18.11.2019 N 2193668797386.
Решением от 24.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, МРИ ФНС N 12 по Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что государственная регистрация ликвидируемого юридического лица ООО "РЭП 33а" осуществлена налоговым органом в соответствии с требованиями статей 9, 20, 21, 23 Закона о регистрации, в связи с чем, руководствуясь ст.61, 62, ст. 63 ГК РФ ст. 9, 20, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. ст. 198, 201 АПК РФ. Также полагает, что судом не учтен тот факт, что регистрирующим органом 26.07.2019 разъяснялось, ВРО ФСС о предоставлении возражения относительно предстоящей государственной регистрации в случае представления на государственную регистрацию заявления по форме N Р16001.Следовательно, ВРО ФСС было официально уведомлено о последовательности действий, которые необходимо произвести в целях предотвращений прекращения деятельности ООО "РЭП N 33а". Учитывая отсутствие в регистрирующем органе по состоянию на 18.11.2019 представленных возражений, у Инспекции были обоснованные основания полагать, что у ВРО ФСС не сохранился интерес относительно взыскания задолженности, т.к. с момента получения письма ВРО ФСС регистрирующим органом до момента ликвидации ООО "РЭП N33а" истекло более чем 3 месяца.
В судебное заседание представители Фонда и ликвидатора ООО "Ремонтноэксплуатационное предприятие N 33а" Лепендина Александра Васильевича не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 33а" г.Воронежа было зарегистрировано в качестве юридического лица 22.02.2011 за основным государственным регистрационным номером 1033600137009. Единственным учредителем (участником) Общества и лицом, имеющим право, действовать от имени юридического лица являлся Лепендин А. В.
13.06.2019 единственным учредителем принято решение N 1 о ликвидации Общества, о назначении ликвидатором Общества Лепендина А. В., о выполнении ликвидатором действий, связанных с ликвидацией.
18.06.2019 в Инспекцию поступило уведомление о ликвидации ООО "РЭП N 33а" г. Воронежа.
25.06.2019 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии Обществом решения о ликвидации N 2193668431592.
Публикация сведений о ликвидации Общества была размещена в журнале "Вестник государственной регистрации N 27 (743) от 10.07.2019.
23.07.2019 в Инспекцию поступило письмо заявителя от 19.07.2019 N 11-27/36114880, в котором сообщалось, что Общество имеет получателей страховых выплат. Размер капитализированных платежей определен в соответствии с "Методикой расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей", утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, и подлежит в соответствии со ст.23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесению в Фонд в сумме 231 325,05 руб.
22.07.2019 заявителем в адрес ликвидатора Общества направлено письмо N 11-12/3611-4939 с требованием включить в промежуточный баланс сведения о наличии обязанности выплатить капитализированные платежи (л.д.8).
29.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса 2193668738074.
11.11.2019 в регистрирующий орган от ликвидатора поступили заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, решение от 11.11.2019 N 3 единственного учредителя об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс.
18.11.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2193668797386 о ликвидации Общества.
Не согласившись с действиями Инспекции по регистрации ликвидации ООО "РЭП N 33а", Учреждение оспорило их в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом требований Федерального закона N 14-ФЗ и устава общества.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (пункт 4 статьи 61 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В пунктах 3, 4 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу пп."а" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7570/11, от 15.01.2013 N 11925/12 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 N 308-КГ16-7615, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающих действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу пп.а п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 1 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что ликвидатором не представлены в материалы дела доказательства включения спорной задолженности в ликвидационный баланс.
Письмом от 22.07.2017 N 11-12/3611/4939 подтверждается, что ликвидатор был уведомлен о наличии обязанности по внесению в Фонд капитализированных платежей.
Таким образом, при представлении ликвидатором баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, само по себе соблюдение регистрирующим органом порядка государственной регистрации ликвидации юридического лица не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В рассматриваемой ситуации не идет речь об установлении вины регистрирующего органа при вынесении такого решения, поскольку действующим законодательством, действительно, не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений в документах, представленных на государственную регистрацию. В силу соответствующих положений Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за достоверность сведений несет лицо, представляющее данные сведения. Вместе с тем, формальное представление ликвидатором в регистрирующий орган полного пакета документов, предусмотренного статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не может служить доказательством, подтверждающим законность процедуры ликвидации общества.
В отношении довода регистрирующего органа о представлении Фондом возражений относительно предстоящей ликвидации Общества без соблюдения требования пункта 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, арбитражным судом учтено следующее.
Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма служит механизмом защиты прав заинтересованных лиц, в том числе кредиторов, предоставляя им возможность направления возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, являясь при этом основанием для приостановления государственной регистрации налоговым органом.
В то же время тот факт, что заинтересованное лицо не воспользовалось данным правом не свидетельствует о том, что это лицо утрачивает возможность судебной защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
При этом, вопреки доводу налогового органа об отсутствии нарушенного права заявителя, суд учитывает, последствия при ликвидации выражаются в виде утраты возможности получения от ликвидированного юридического лица причитающейся задолженности.
Доводы регистрирующего органа, о том, что кредитор не лишен возможности обратиться к ликвидатору о взыскании с него убытков в связи с незаконной ликвидацией, суд верно признал несостоятельными, поскольку в данном случае законодатель наделяет правом выбора способа защиты нарушенного права именно лицо, пред которым у ликвидируемого лица имеется задолженность.
С учетом изложенного оспоренные действия Инспекции по внесению записи о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 33а" г.Воронежа в ЕГРЮЛ правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Воронежской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.11.2020 по делу N А14-2137/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2137/2020
Истец: ГУ ВРО ФСС РФ
Третье лицо: Лепендин А В, МИФНС России N 12 по Воронежской области, ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 33А" города Воронежа