город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-32229/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сергеевой Оксаны Александровны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2020 по делу N А32-32229/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубанская электросетевая компания" (ИНН 2309135367, ОГРН 1132309002242)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Сергеевой Оксаны Александровны
о признании незаконным и отмене полностью постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении и представления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубанская электросетевая компания" (далее - ООО "КЭК") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2019 N 023/04/9.21-210/2019 и признании недействительным представления от 26.06.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 26.06.2019 по делу N 023/04/9.21-210/2019.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Сергеева Оксана Александровна.
Решением от 15.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Сергеева О.А. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Сергеева О.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что договорные обязательства должны были быть исполнены обществом не позднее 12.04.2019, обеспечительные меры приняты судом общей юрисдикции от 23.04.2019, решение о признании недействительным договора вступило в силу 06.08.2020.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Кубанская электросетевая компания" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение Сергеевой О.А. (вх. по эл. почте от 16.04.2019 года N 3730) на действия ООО "КЭСК".
Антимонопольный орган установил, что в нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), общество не приняло меры по выполнению условий договора от 13.12.2018 года N 20Б-11-18 и подключению объекта Сергеевой О.А. к электрическим сетям в срок до 03.04.2019.
Уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС 16.05.2019, при участии представителя общества по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-210/2019, в котором действия (бездействие) ООО "КЭСК" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Заместителем руководителя управления 26.06.2020 вынесено постановление N 023/04/9.21-210/2019 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей.
Также управлением 26.06.2019 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 26.06.2019 по делу N 023/04/9.21-210/2019.
Считая незаконными постановление и представление, ООО "КЭСК" оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Повторное совершение названного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами N 861 и носят однократный характер.
Согласно абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 установлены порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861 сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как следует из пункта 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем -физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с требованиями подпунктов "б", "и" и "л" пункта 9 Правил N 861 заявитель предоставляет:
- наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
- сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
- наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (пункт 19 Правил N 861).
Пунктом 87 Правил N 861 установлено, что сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя.
По результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет в 2 экземплярах акт осмотра (обследования) электроустановки.
По результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий (пункт 88 Правил N 861).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что между Сергеевой О.А. и ООО "КЭСК" заключен договор от 13.12.2018 N 20Б-11-18 об осуществлении технологического присоединения (далее - договор) жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Гасконская, д. 40 (далее - объект).
25.12.2018 со стороны заявителя внесена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям согласно пункту 10 Договора от 13.12.2018 N 20Б-11-18.
11.04.2019 ООО "КЭСК" составлен акт о выполнении заявителем техническим условий и осмотре приборов учета (ТУ N 20Б-11-18 от 13.12.2018).
Заключением по результатам проверки установлено, что технические условия выполнены, замечаний нет.
Согласно пункту 5 договора от 13.12.2018 N 20Б-11-18, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.
В соответствии пунктом 21 договора от 13.12.2018 N 20Б-10-18 и пунктом 15 Правил N 861, договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Договор N 1 ОБ-10-18 заключен 03.12.2018.
Таким образом, ООО "КЭСК" обязано было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Сергеевой О.А. согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 и пункта 5 договора от 13.12.2018 N 20Б-10-18 в срок до 03.04.2019.
Судом установлено, что в Прикубанском районном суде г. Краснодара находилось на рассмотрении дело N 2-2958/2019, в рамках которого ООО "КомЭнергоСервис" оспаривался, в том числе договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 13.12.2018 N 20Б-10-18, заключенный между ООО "КЭСК" и Сергеевой О.А.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 18.02.2020 по делу N 2-29/2020 (N 2-2958/2019), признан недействительным ранее заключенный между ООО "КЭСК" и Сергеевой О.А. договор от 13.12.2018 N20Б-12-18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергоиринимающих устройств с момента его заключения (совершения).
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 06.08.2020 по делу 33-21749/2020 указанное решение оставлено без изменения.
Судебными актами установлено, что обществу не представляется возможным по независящим от сетевой организации обстоятельствам исполнить обязательства, в том числе, по договору от 13.12.2018 N 20Б-10-18 об осуществлении технологического присоединения, у общества не возникла обязанность по исполнению условий договоров об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе, объекта Сергеевой О.А.
Указанные обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, судебными актами суда общей юрисдикции установлено отсутствие у общества объективной возможности исполнения договора от 13.12.2018 N 20Б-10-18. Суд признал недействительным договор об осуществлении технологического присоединения, заключенный между Сергеевой О.А. и обществом.
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях (бездействии) общества нарушений подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что договорные обязательства должны были быть исполнены обществом не позднее 12.04.2019, обеспечительные меры приняты судом общей юрисдикции от 23.04.2019, решение о признании недействительным договора вступило в силу 06.08.2020.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установленные судебными актами суда общей юрисдикции обстоятельства отсутствия у общества возможности осуществления технологического присоединения, свидетельствуют об отсутствии вины ООО "КЭСК" в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, материалами дела не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 211 АПК РФ постановление Краснодарского УФАС от 26.06.2019 N 023/04/9.21-210/2019 является незаконным и подлежит отмене.
Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
С учетом незаконности постановления о привлечении к административной ответственности, на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ, ст. 29.13 КоАП РФ является недействительным представление от 26.06.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС от 26.06.2019 по делу N 023/04/9.21-210/2019.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 15.12.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 по делу N А32-32229/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32229/2019
Истец: ООО "Кубанская электросетевая компания", Сергеева Оксана Сергеевна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Исаева С Р, ООО "Европейский финансовый дом", ООО "КЭС", Сергеева Оксана Александровна
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21886/20
15.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32229/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32229/19
19.08.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-32229/19