город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-28584/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Скляров А.А. по доверенности от 15.12.2020, диплом от 17.06.2003, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2020 по делу N А32-28584/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление) от 07.07.2020 N 216/13 о привлечении к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку бетонные буны не относятся к гидротехническим сооружениям. Повреждение буны не может привести к чрезвычайной ситуации, а также к затоплению территорий. Кроме того, апеллянт ссылается на то, что ОАО "РЖД" не является собственником, либо водопользователем водного объекта на котором расположены буны.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) административного органа от 08.06.2020 N РП-271-1373-0 в период с 15.06.2020 по 26.06.2020 в отношении ОАО "РЖД" была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки сведений, изложенных в обращении гражданина, поступившего из Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных агентства водных ресурсов от 30.04.2020 N 06-20/1630 (вх. 270/16546 от 06.05.2020) и Сочинской транспортной прокуратуры от 14.06.2020 N 103ж/1791 (270/16551 от 06.05.2020), а также мотивированного представления заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями от 08.06.2020 о нарушениях требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей.
В ходе проведения проверочных мероприятий выявлены нарушения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений": не осуществляется техническое обслуживание и текущий ремонт гидротехнических сооружений, что подтверждается следующими нарушениями:
1. Локальное разрушение и обрушение железобетонной конструкции буны:
- локальное разрушение и обрушений конструкции колонн N 1, 2, 3, 4, 5, 6 и балки между колоннами расположенных на буне N 1 со зданием лодочной станции;
- частично разрушена колонна с балкой, деформированное тело буны N 4 с аэрарием;
- обрушена подводная часть тела буны N 2 с аэрарием;
- скол части основания буны N 3;
- деформированное тело буны N 5.
2. Вымоины и раковины на поверхности бетона железобетонной конструкции бун N 2 и N 4 с аэрариями.
3. Трещины на поверхности железобетонной конструкции шириной и глубиной более 5 см. на бунах N 2 с аэрарием, N 4 с аэрарием и N 5.
4. Поверхностная и сквозная коррозия металлических конструкции колон 1, 2, 3, 4, 5 и балки между колоннами расположенных на буне N 1 со зданием лодочной станции.
5. Оголение арматуры железобетонной конструкции колон 1, 2, 3, 4, 5, 6 и балки между колоннами на буне N 1 со зданием лодочной станции, колонны с балкой на буне N 4 с аэрарием, а так же оголение арматуры на головной части буны N 3.
6. Отсутствие ограждающих металлических конструкций аэрариев установленных на буне N 2 с аэрарием.
7. Просадка и сползание отдельных участков железобетонных конструкций на буне N 1 со зданием лодочной станции и буне N 2.
8. Растительное обрастание подводных и надводных элементов буны:
- буна N 1 со зданием лодочной станции и буна N 2;
- систематически не анализируются причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения, что подтверждается нарушениями, указанными в пункте 1 акта проверки от 19.06.2020 N 73/13;
- не финансируются мероприятия по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, что подтверждается нарушениями, указанными в пункте 1 6 акта проверки от 19.06.2020 N 73/13;
- отсутствуют правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
- отсутствуют критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении;
- не обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и осуществление на основании полученных данных оценки безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярной опенки безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружениях;
- не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнических сооружений, в порядке, установленном постановлением Правительства для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с инвентарной карточкой учёта объекта основных средств от 01.04.2015 N 120000000956 Буны Г16 М-200 87 км/1970-1971 км находятся в собственности ОАО "РЖД" (структурное подразделение "Сочинская дистанция инфраструктуры Северо-Кавказской ДИ").
Вместе с тем, в период с 15.06.2020 по 19.06.2020 проверка показала, что обществом не приняты меры по исполнению законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений.
При выезде на место фактического осуществления деятельности: пляж бывшего санатория "Заря" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Курортный проспект, 105, произведено визуальное обследование данных гидротехнических сооружений.
По результатам обследования сделан вывод, что гидротехнические сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии. Эксплуатация данных сооружений создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 22.06.2020 N 216/13.
Административный орган вынес постановление от 07.07.2020 N 216/13, которым общество привлечено к административной ответственности предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ).
В силу статьи 7 Федерального закона N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
- содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;
- обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
- обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона N 117-ФЗ установлено, что нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
- строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
- невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;
- невыполнение предписаний органов государственного надзора;
- нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений;
- непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
- отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении N 216/13 от 22.06.2020, подтверждено, что ОАО "РЖД" допущена эксплуатация бетонных бун с нарушением требований к обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнического сооружения.
В соответствии с инвентарной карточкой учёта объекта основных средств от 01.04.2015 N 120000000956 Буны Г16 М-200 87 км/1970-1971 км находятся в собственности ОАО "РЖД" (структурное подразделение "Сочинская дистанция инфраструктуры Северо-Кавказской ДИ"), соответственно, ОАО" РЖД" как собственник гидротехнического сооружения является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "РЖД" о том, что бетонные буны не относятся к гидротехническим сооружениям, указанным в статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ и повреждение бетонной буны не может привести к чрезвычайной ситуации или затоплению территории.
Анализируя признаки гидротехнических сооружений, перечисленных в пункте 3.2 СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения и положения СП 32-103-97 Проектирование морских берегозащитных сооружений. Берегозащитные сооружения морские гидротехнические сооружения, используемые для защиты морских берегов и пляжей от разрушения их волнами и течениями, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что согласно СП 32-103-97 Проектирование морских берегозащитных сооружений. Буна - пляжеудерживающее сооружение для удержания наносов из естественного вдольберегового потока наносов и сохранения естественного или искусственного пляжа в межбунных отсеках.
Соответственно, на бетонные буны распространяются положения Федерального закона N 117-ФЗ и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовой статус гидротехнических сооружений.
Принимая во внимание, что общество использует (эксплуатирует) спорное гидротехническое сооружение, на него возложена обязанность соблюдения обязательных требований, в связи с чем, доводы заявителя жалобы о том, что ОАО "РЖД" не является собственником, либо водопользователем водного объекта на котором расположены буны, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
С учетом имеющихся в деле доказательств, суд считает установленным факт эксплуатации обществом "РЖД" бетонной буны, относящейся к гидротехническому сооружению.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Предусмотренные статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания незаконным постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.07.2020 N 216/13 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей отсутствуют.
Также отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным, с учетом повышенной опасности проступка, представляющего угрозу для жизни и здоровья людей, сохранность имущества.
При таких обстоятельствах, решение суда от 08.12.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2020 по делу N А32-28584/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28584/2020
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору