г. Владимир |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А43-48090/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройинвест НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2020 по делу N А43-48090/2019, по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720) к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройинвест НН" (ИНН 5256140969, ОГРН 1155256006718), при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "РЭП 2", о взыскании задолженности,
при участии представителей:
от истца - Копылова О.А. по доверенности N 7 от 11.01.2021 сроком до 31.12.2021, представлен диплом 107704 0016703 от 30.06.2016, свидетельство о заключении брака;
от ответчика - Пикулькин А.А. по доверенности от 01.01.2020 сроком действия на два года, представлено удостоверение адвоката N 2037 от 15.11.2012;
от третьего лица - Климин Д.Н. по доверенности N РЭП2-01/07-2020 от 01.07.2020 сроком действия на три года, представлен диплом ВСГ 0205234 от 14.06.2006.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дорстройинвест НН" (далее - ООО "Дорстройинвест НН", Общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N АК/547/19 от 01.01.2019 за период с 01.02.2019 по 31.07.2019 в сумме 572 466 руб. 40 коп., пени за период с 11.08.2019 по 14.11.2019 в сумме 27 477 руб. 91 коп. (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 08.07.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "Дорстройинвест НН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель считает, что вывод суда об оказании услуг Региональным Оператором ответчику является недоказанным и не соответствует материалам дела. Представленные в материалы дела истцом отчеты о прохождении контейнерной площадки не подтверждают факт оказания услуг ни с учетом локации трафика бункеровоза, ни по времени загрузки-выгрузки. Ссылаясь на статьи 307, 309, 310, 781 ГК РФ указал, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
В судебном заседании представитель истца поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Определениями от 12.11.2020, от 10.12.2020 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
После отложения судебное разбирательство было продолжено при участии представителей от сторон.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.01.2019 между ООО "Нижэкология - НН" (Региональный Оператор) и ООО "Дорстройинвест НН" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N АК/547/19.
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) их накопления, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность их вывоза, информация о размещении мест (площадок) накопления и подъездных путей к ним определены сторонами в приложении N 1 к договору.
Дата начала оказания услуг по вывозу ТБО - 01.01.2019.
В соответствии с решением РСТ по Нижегородской области от 20.12.2018 N 56/21 размер единого тарифа на услуги регионального оператора составил 665, 67 руб./м3ТКО.
Согласно решению РСТ по Нижегородской области от 28.06.2019 N 22/10 размер 665,56 руб./м3ТКО.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Нижегородской области N 905 от 26.12.2018 и составляет 0,10 м.куб. в год на 1 кв.м. площади жилого помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТБО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга.
Пунктом 22 договора предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Во исполнение приятых обязательств истец в период с 01.02.2019 по 31.07.2019 истец оказал ответчику услуги по обращению ТКО, выставив соответствующие счета и счета - фактуры для оплаты.
В нарушение приятых обязательств услуги ответчиком не оплачены, размер задолженности последнего составил 572 456 руб. 40 коп.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием погасить задолженность, оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N АК/547/19, которым определены объем твердых коммунальных отходов (2080 м3/год), объем контейнеров (20), места (площадки) их накопления (г.Н.Новгород, пер.Коммунальный, д.5 (ориентир Салгановская, д.8Б), периодичность вывоза (2 раза в неделю).
В подтверждение факта оказания услуг истец представил универсальные передаточные документы от N 11609 от 28.02.2019, N 19872 от 31.03.2019, N 22148 от 30.04.2019, N 38244 от 31.05.2019, N 47585 от 30.06.2019, N 56707 от 31.07.2019; отчеты о прохождении контейнерной площадки за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 (л.д. 38 - 39, том 1), сведения системы "АвтоГраф" за спорный период (л.д. 63 - 101, том 1).
Также между ООО "Нижэкология - НН" и ООО "РЭП 2" заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 31.10.2018, в соответствии с которым ООО "РЭП 2" приняло обязательства оказать в 2019 году услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории города Нижнего Новгорода, в том числе отходов, образующихся по адресу: г. Нижний Новгород, пер Коммунальный, д. 5 с привлечением собственной или арендованной специализированной техники.
В целях оказания услуг ООО "РЭП 2" заключен с ООО "СпецТехСервис" договор аренды транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации N А01/01-2019 ТС от 01.01.2019 (л.д. 1 - 8, том 2).
Кроме того, между ООО "РЭП 2" и ООО "Дорстройинвест" заключен договор аренды N 01/01/2019 от 0.01.2019, согласно которому ООО "Дорстройинвест" передан в пользование на условиях аренды бункер для хранения твердых коммунальных отходов объемом 20 м.куб. в количестве 1 штука (л.д. 11 - 16, том 2).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктами 16 и 20 типового договора, предусмотренного Правилами N 1156, установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пунктах 16-20 раздела VI "порядок фиксации нарушений по договору", заключенного между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N АК/547/19 (т.1 л.д. 18).
В рассматриваемом деле, оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что ООО "Дорстройинвест НН" в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора и разделом VI договора от 01.01.2019 N АК/547/19, не заявляло о выявленных нарушениях в работе Регионального Оператора, оснований полагать, что ООО "Нижэкология-НН" не исполняло обязательства перед ответчиком по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов не имеется.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Нижнего Новгорода (за исключением Сормовского района), городского округа Дзержинск и Володарского муниципального района Нижегородской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Оказание Региональным Оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период документально не опроверг.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что услуги по обращению с ТКО в период с 01.02.2019 по 31.07.2019 истцом оказаны, в связи с чем на стороне ответчика возникли обязательства по их оплате.
Поскольку доказательства оплаты долга ответчик в материалы дела не предоставил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании суммы долга в заявленном истцом размере..
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 11.08.2019 по 14.11.2019 в сумме 27 477 руб. 91 коп.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 договора предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Факт нарушения ответчиком обязательств по оплате услуг подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании неустойки обосновано удовлетворено судом в заявленном ко взысканию размере.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены коллегией судей в полном объеме и отклонены в связи с вышеизложенным.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы являются необоснованными, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2020 по делу N А43-48090/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройинвест НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48090/2019
Истец: ООО "Нижэкология - НН"
Ответчик: ООО "Дорстройинвест НН", Представитель ответчика Пкулькин Александр Александрович
Третье лицо: ООО "РЭП-2"