г. Москва |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А40-136984/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда
пенсионного и социального страхования по Республике Дагестан
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-136984/23
по заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Республике
Дагестан
к Казначейству РФ
об оспаривании представления от 21.03.2023 N 17-02-02/7331-ДСП в части
при участии:
от заявителя: |
Османов М.М. по доверенности от 29.01.2024; |
от заинтересованного лица: |
Ухов К.А. по доверенности от 15.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Республике Дагестан обратилось в арбитражный суд заявлением к Федеральному казначейству РФ об оспаривании представления от 21.03.2023 N 17-02-02/7331-ДСП в части пунктов с 1 по 4, которыми было установлено нецелевое расходование средств ПФР в сумме 1 233 380 544,66 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заинтересованное лицо возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представило письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 13.10.2022 N 319п в период с 24.10.2022 по 12.12.2022 года в отношении заявителя была проведена внеплановая выездная проверка использования средств фонда, в результате которой составлен акт от 27.12.2022 года.
21.03.2023 N 17-02-02/7331-ДСП ответчиком было вынесено представление с требованием устранения допущенных нарушений путем возврата средств в доход федерального бюджета в срок до 01.09.2023 года.
Заявитель считает, что представление в части пунктов с 1 по 4, которыми было установлено нецелевое расходование средств ПФР в сумме 1 233 380 544,66 рублей, является незаконным.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным казначейством обоснованно установлен факт нарушений Отделением фонда пенсионного и социального страхования по Республике Дагестан в оспариваемой части, следовательно, отсутствует совокупность обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов).
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
По существу, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают вывод суда первой инстанции, сделанный на основе установленных фактических обстоятельств спора, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены решения в апелляционном порядке.
По доводам апелляционной жалобы Заявитель настаивает на несогласии с формулировкой нарушений, изложенных в пунктах 1-4 Представления - это указание на нецелевое расходование средств бюджета ПФР, источником финансового обеспечения которых являются трансферты из федерального бюджета.
Однако соответствующие выводы Федерального казначейства сделаны только по пунктам 1-3 Представления, в которых отражены факты направления бюджетных средств на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4 БК РФ).
Поскольку цели представления материнского (семейного) капитала, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ), в случаях, указанных в пунктах 1-3 Представления, не достигнуты (ни один из заявителей не улучшил свои жилищные условия, приобретя жилье с использованием заемных средств КПК), вывод о нецелевом использовании является единственно верной квалификацией данных нарушений.
Также следует отметить, что доводы Заявителя о неисполнимости Представления не подтверждены какими-либо доказательствами и в любом случае не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Довод о том, что из Представления и Акта неясно, из каких сумм, перечисленных владельцам материнского сертификата, образовался размер нецелевого расходования средств бюджета не был указан Заявителем в иске.
В этой связи необходимость представления расчетов сумм нецелевого расходования (использования) денежных средств отсутствовала.
Вместе с тем, по каждому пункту нарушений Казначейством расчеты произведены на основании выплатных дел лиц, проверенных в ходе контрольного мероприятия, с использованием иных подтверждающих документов, которые приобщены к акту проверки в электронном виде.
В качестве доказательства наличия расчетов по каждому из обжалуемых пунктов Казначейство к отзыву на апелляционную жалобу представило расчеты сумм по пунктам 1-3 Представления (приложения N 1-3 к отзыву на апелляционную жалобу). Процессуальные документы приобщены к материалам дела (статья 262 АПК РФ). Дополнительные доказательства также приобщены к материалам дела, поскольку представлены в обоснование и подтверждение правомерности принятого судебного акта (абзац 2 части 2 статьи 268 АПК РФ) в опровержение доводов апелляционной жалобы заявителя.
Также, как обратил внимание представитель Казначейства, расчет суммы нарушения по пункту 4 Представления произведен с учетом (за минусом) сумм нарушений по КПК и СХПК, указанным в пункте 1 Представления.
Относительно доводов, о формальном подходе Федерального казначейства к установлению факта строительства жилых домов следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом Заявителем не представлено доказательств осуществления в установленном порядке строительства жилых домов ЖСК, указанными в пункте 1 Представления.
Ставя под сомнение компетенцию Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой Дагестана) как уполномоченного в сфере вопросов строительства органа, и приводя доводы о том, что за разрешением на строительство необходимо обращаться не в региональный Минстрой, а в органы местного самоуправления, Заявитель умалчивает о выявленных проверкой фактах: при которых в личных делах, например, Давдаевой Жовхар Висхановны, Абдулаевой Мадины Магомеднуровны, Бабаевой Натальи Анатольевны содержались копии писем именно Минстроя Дагестана от 04.09.2020 N 11-02-230/470, от 18.07.2019 N 11-02-31/277 и от 26.08.2019 N 11-02-31/278, направленные в ответ на соответствующие запросы управлений ОПФР по РД по районам Республики Дагестан и подтверждающие осуществление ЖСК "Хенел", ЖСК "Родной край" и ЖСК "Народный дом" жилищного строительства по адресу, указанному заявителями в выписках из реестра членов указанных ЖСК.
Таким образом, направляя указанные выше запросы, органы СФР по Республике Дагестан сами определили Минстрой Дагестана в качестве компетентного органа в вопросах подтверждения осуществления строительства многоквартирных домов.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру предоставления средств материнского капитала, приводя доводы о том, что сотрудники Отделения СФР по Республике Дагестан, участвующие в указанной процедуре (включая рассмотрение документов), ограничены как полномочиями по проверке представленных заявителями данных и документов, так и регламентированными сроками принятия решения, установленными Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ).
Также приводятся доводы об ограниченном перечне органов и организаций, участвующих в межведомственном взаимодействии при проверке документов, представленных заявителями для получения средств материнского капитала.
При этом самим Заявителем подтверждается, что действия граждан, проживающих на территории Республики Дагестан, влекущие фактически обналичивание средств, являющихся мерами социальной поддержки материнства, а не улучшение жилищных условий, являлись предметом его неоднократных обращений в правоохранительные органы и основанием для возбуждения уголовных дел.
Вопреки указанным выше доводам Заявителя следует отметить, что часть информации, например выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении любых юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, имеется в публичном доступе на официальном сайте ФНС России (egrul.nalog.ru).
В этой связи, как отметил представитель Казначейства, проверить любому специалисту Отделения СФР по Республике Дагестан как факт осуществления ЖСК фактической деятельности, так и ФИО его председателя (относимо также к пункту 2 Представления) не составило бы труда.
Так, при проверке Федеральным казначейством было установлено, что 29.06.2022 ЖСК "Комфортное жилье" (ИНН 0572027384), ЖСК "Чистое небо" (ИНН 0572027391) ЖСК "Звезда" (ИНН 0572027377), ЖСК "Светлый дом" (ИНН 0572027360) признаны недействующими (фактически прекратившими свою деятельность) юридическими лицами, и приняты решения о предстоящем исключении указанных ЖСК из ЕГРЮЛ.
В последующем ЖСК "Комфортное жилье", ЖСК "Чистое небо", ЖСК "Звезда", ЖСК "Светлый дом" исключены из ЕГРЮЛ 21.10.2022. Вся указанная информация имеется в открытом доступе.
Однако, несмотря на признание 29.06.2022 ЖСК "Комфортное жилье" (ИНН 0572027384), ЖСК "Чистое небо" (ИНН 0572027391) ЖСК "Звезда" (ИНН 0572027377), ЖСК "Светлый дом" (ИНН 0572027360) фактически прекратившими свою деятельность юридическими лицами, ОПФР по РД продолжал принимать заявления о распоряжении средствами материнского капитала для погашения займов на строительство жилых помещений, выданных КПК "Береза" и КПК "Укал", с приложением выписок из реестра членов указанных ЖСК, датированных периодом с июля по октябрь 2022 года.
Кроме того, в электронных делах лиц, обратившихся в 2022 году в ОПФР по РД с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу для уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса в ЖСК "Комфортное жилье", ЖСК "Чистое небо", ЖСК "Звезда", ЖСК "Светлый дом", а также ЖСК "Мега-строй", ЖСК "Строй-сервис", имеются выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), согласно которым у указанных ЖСК отсутствуют какие-либо права на земельные участки для осуществления жилой застройки. Однако, несмотря на отсутствие прав на земельные участки для осуществления строительства многоквартирных домов, ОПФР по РД приняты решения об удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала на погашение займов, взятых для уплаты паевых взносов в указанные ЖСК.
При проявлении должностными лицами Отделения СФР по Республике Дагестан должной осмотрительности, указанных фактов удалось бы избежать.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, утвержденным постановлением Правления ПФР от 13.07.2021 N 114, (далее - Положение N 114) ОПФР по РД обязан обеспечить контроль за правильным и рациональным расходованием средств ПФР.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан, утвержденным постановлением Правления ПФР от 05.05.2021 N 159п, (далее - Положение N 159п) ОПФР по РД осуществляет свою деятельность на территории Республики Дагестан во взаимодействии с органами государственной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе общественными организациями, а также физическими лицами.
В силу пункта 11.2.1 Положения N 159п ОПФР по РД обязан осуществлять организацию, координацию и контроль деятельности клиентских служб, в том числе по вопросам приема, проверки, обработки и регистрации заявлений и документов, в целях установления и выплаты дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно пункту 20 Плана мероприятий по совершенствованию системы контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала, утвержденного распоряжением Правления ПФР от 14.05.2012 N 129р "Об организации контроля за расходованием средств материнского (семейного) капитала" (далее - План N 129р), на руководителей отделений ПФР возложена обязанность по обеспечению осуществления контроля за правильностью и своевременностью направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала по заявлениям граждан.
При этом, ведя речь о нарушении, вмененном в п. 1 Представления, следует обратить внимание на то, что пункт 7 части 2 ст. 8 Закона N 256-ФЗ содержит одно из оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении - это несоответствие организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 Закона N 256-ФЗ, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, помимо указанных выше нарушений СКПК "Катынъ", СКПК "Орел", СКПК "Сберзайм", СКПК "Пчела Майя", КПК "Укал", КПК "Береза", КПК "Рассвет" не соответствовали условию, содержащемуся в п. 3 ч. 7 ст. 10 Закона N 256-ФЗ, поскольку осуществляли соответствующую деятельность, связанную с предоставлением займов менее трех лет со дня государственной регистрации.
Данное обстоятельство, в свою очередь, уже являлось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 2 Представления отражены факты принятия 137 заявлений о распоряжении средствами материнского капитала при предоставлении недостоверных (не имеющих юридической силы) выписок из реестра членов ЖСК "Менделеева-46").
Частью 1 статьи 8 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ заявление о распоряжении средствами материнского капитала подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Установить достоверность выписок (точнее - поставить под сомнение их подлинность) в течение указанного срока путем обращения на официальный сайт ЖСК "Менделеева-46", на сайт egruI.nalog.ru и сопоставления полученных данных не представляет больших трудозатрат, что доказала проверка Федерального казначейства.
Так, выборочной проверкой было установлено, что ОПФР по РД в 2021 - 2022 годах принял 137 (82 в 2021 году и 55 в 2022 году) заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займам, предоставленным КПК "Виктория" (ИНН 4312041169) и СКПК "Альянс" (ИНН 0508000071) для уплаты паевого взноса в ЖСК "Стелла" (ИНН 5445028169), осуществляющего строительство многоквартирного дома по адресу: Дзержинский район, г. Новосибирск, ул. Есенина стр. 12/1 (отмечу - именно г. Новосибирск, в то время, как заявления подавались жителями Республики Дагестан).
Один только факт нахождения строящегося жилья в совершенно другом субъекте РФ (достаточно удаленным, с совершенно иными климатическими условиями) в сочетании с массовостью случаев якобы приобретения жилья в данном субъекте посредством участия в одном и том же ЖСК при должной осмотрительности сотрудников Отделения СФР по Республике Дагестан как минимум должен был вызвать повышенный интерес и быть проверен всеми возможными способами.
Аналогичное нарушение в 2022 году допущено ОПФР по РД при перечислении средств материнского капитала КПК "Стабильный" и КПК "Морской фонд" средств в объеме 82 925 514,20 руб. на основании 140 заявлений о распоряжении средствами материнского капитала, к которым приложены недостоверные выписки из реестра членов ЖСК "Менделеева-46".
Указанное ЖСК решением Арбитражного суда Омской области от 03.04.2021 по делу N А46-4649/2021 признано несостоятельным (банкротом) и в его отношении открыто конкурсное производство.
Согласно представленным выпискам из реестра членов ЖСК "Менделеева-46" указанной организацией осуществляется строительство многоквартирного дома в г. Омске на ул. Малиновского. Выписки подписаны председателем ЖСК "Менделеева-46" Косенко Ириной Викторовной и датированы периодом с сентября по октябрь 2022 года.
Однако согласно выписке из ЕГРЮЛ функцию руководителя ЖСК "Менделева-46" на момент выдачи выписок из реестра членов ЖСК, являлся Каребо Антон Сергеевич -конкурсный управляющий.
Кроме того, согласно информации, размещенной в ЕИСЖС, ввиду банкротства ЖСК "Менделеева-46" наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" 30.12.2020 принято решение о выплате возмещения гражданам - членам ЖСК "Менделеева-46" в отношении объекта строительства, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Малиновского. Плановым сроком окончания строительства, указанный в ЕИСЖС, являлся второй квартал 2021 года.
Таким образом, с 30.12.2020 строительство многоквартирного дома в городе Омск на ул. Малиновского ЖСК "Менделеева-46" было фактически прекращено.
В ходе проверки информация о фактическом прекращении ЖСК "Менделеева-46" хозяйственной деятельности доведена участниками проверочной группы до сотрудников ОПФР по РД.
Также, в ходе проверки письмом от 29.11.2022 N 28/11340 ОПФР по РД направило в адрес начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Дагестан запрос о проведении проверки деятельности КПК "Морской фонд" по выдаче займов владельцем сертификатов на материнский капитал для уплаты паевых взносов на приобретение квартир в строящемся ЖСК "Менделеева-46", признанного банкротом, многоквартирном доме по адресу Омская область, г. Омск, ул. Малиновского.
Следует отметить, что в период до 29.11.2022 (с 28.10.2022 по 27.11.2022) КПК "Морской фонд" выдавал займы исключительно для уплаты взносов в ЖСК "Менделеева-46". После 29.11.2022 в ОПФР по РД стали обращаться лица, получившие сертификат, с заявлениями о распоряжении средствами материнского капитала на погашение займа, выданного КПК "Морской фонд" для уплаты паевого взноса ЖСК "На Петухова" (ИНН 5405030820).
При этом Заявитель после направления вышеуказанного письма от 29.11.2022 N 28/11340 продолжило принимать решения об удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала на погашение займов, выданных другим кредитно-потребительским кооперативом - КПК "Стабильный" на уплату паевых взносов в ЖСК "Менделеева-46". Так, решениями от 02.12.2022 удовлетворены заявления о распоряжении средствами материнского капитала Абдуллаевой Маликат Минкаиловны и Ибрагимовой Айшат Магомедовны, средства МСК в объеме 1 049 055,80 перечислены на расчетный счет КПК "Стабильный".
Необходимо отметить, что в ходе проверки Федеральным казначействаом в адрес Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации направлен запрос от 28.11.2022 N 17-02-06/2963 8-ДСП о проверке наличия граждан в реестрах членов ЖСК.
К проверке представлено письмо конкурсного управляющего ЖСК "Менделеева-46" от 21.12.2022 N 71, направленное в Управление Министерства внутренних дел по Омской области, согласно которому 56 владельцев сертификатов, подавших в ОПФР по РД заявления о распоряжении средствами материнского капитала для погашения основного долга и уплату процентов по займам, выданным КПК "Стабильный" в целях уплаты паевых взносов в ЖСК "Менделеева-46", не являются и не являлись ранее членами ЖСК "Менделеева-46".
При этом, проверка достоверности выписок из реестра членов ЖСК (в том числе ЖСК "Менделеева-46" и ЖСК "Стелла") возможна общедоступным образом - путем формирования выписок из единого государственного реестра юридических лиц без направления запросов в соответствующие ЖСК.
Кроме того, выводы Федерального казначейства подтверждены сведениями, представленными Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации письмом от 31.01.2023 N 7/25-1233, направленным в ответ на вышеуказанный запрос Федерального казначейства от 24.11.2022 N 17-02-06/29381 ДСП.
Вопреки доводов Заявителя, по пункту 3 Представления в ходе проверки установлены случаи подачи заявлений о распоряжении средствами материнского капитала на погашение займа, выданного для уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса в жилищно-строительный кооператив, при том, что в прилагаемых к заявлениям договорах займа отсутствовала информация о конкретном жилом помещении, приобретаемом заявителем (лицом, получившим сертификат), а также не указан жилищно-строительный кооператив для уплаты паевого взноса в который предоставлялся займ, либо информация о жилом помещении, указанная в договорах займа, противоречила информации, указанной в справках о внесенной суммы паевого взноса за жилое помещение и об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса.
Однако, несмотря на несоответствие представленных заявителями документов требованиям пункта 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, ОПФР по РД были перечислены средства на расчетные счета КПК "Виктория" и СКПК "Альянс", предоставивших займы.
Вывод Федерального казначейства о допущенном ОПРФ по РД нецелевом использовании средств материнского (семейного) капитала в объеме 115 294 377,61 руб. основан на сведениях, представленных по запросу Федерального казначейства письмом Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.01.2023 N 7/25-1233.
Согласно представленным данным, ОПФР по РД средства материнского (семейного) капитала направлены на погашение займов граждан, выданных КПК и СКПК для уплаты паевых взносов в ЖСК "Менделеева-46", ЖСК "Трио-комфорт", ЖСК "Новатор", ЖСК "Баррикадная-24", ЖСК "Централ Парк" и ЖСК "Авиатор-3", тогда как указанные граждане не являлись членами ЖСК.
Таким образом, довод ОПФР по РД о том, что его специалисты не могут нести ответственность за достоверность/недостоверность сведений, представленных гражданами, проверить которые невозможно в силу отсутствия соответствующих полномочий, не соответствует действующему нормативному правовому регулированию использования бюджетных средств, предусмотренных для предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Возражения Заявителя относительно нарушения, отраженного в пункте 4 Представления, основано на неверном толковании им положений ч. 7 статьи 10 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ и подпункта "в" пункта 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, из которых следует, что направление средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займам, предоставленным гражданам по договору займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с КПК или СКПК, возможно только в случае осуществления соответствующим КПК или СКПК деятельности по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) на протяжении не менее трех лет.
Как установлено проверкой, КПК "Укал", КПК "Береза", СКПК "Орел", СКПК "Альянс", СКПК "Сберзайм", СКПК "Пчела Майя", КПК "Рассвет", СКПК "Содействие XXI", КПК "Гарант", КПК "Финстандарт", КПК "Доверие", КПК "Омарчи", ПК общественного развития "Катынь", КПК "Тинаки", СППК "Карат", КПК "Капиталинвест", не осуществляли деятельность в качестве кредитных организаций не менее трех лет со дня государственной регистрации.
Установлен данный факт при проверке из общедоступных источников информации - из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (сайт e2rul.nal02.ru) и сведениям, размещенным на официальном сайте Банка России (cbi\ru).
Заявитель ошибочно полагает, что отсчет срока начала осуществления деятельности кредитного потребительского кооператива, предусмотренный п. 3 ч. 7 ст. 10 Закона N 256-ФЗ, должен начинаться с даты государственной регистрации его как юридического лица.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о видах экономической деятельности хозяйствующих субъектов содержатся в ЕГРЮЛ.
Виды экономической деятельности и соответствующие коды по ОКВЭД, определяются юридическим лицом самостоятельно и указываются в представленных для государственной регистрации документах. На основании представленных документов коды по ОКВЭД вносятся в ЕГРЮЛ с отражением даты соответствующего внесения.
Согласно части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ) кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов последующих уровней, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон N 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 223-ФЗ членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 40.2 Закона N 193-ФЗ нарушение кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" является основанием для его ликвидации в судебном порядке.
Проверкой было установлено, что согласно Государственному реестру сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, размещенному на официальном сайте Банка России (cbr.ru), СКПК "Орел", СКПК "Сберзайм", СКПК "Пчела Майя" и ПК общественного развития "Катынь" в период выдачи займов лицам, получившим сертификат, в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка не состояли.
В проверяемом периоде было принято 3 754 заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займам, выданным вышеуказанными КПК и СКПК.
Необходимо отметить, что вывод Федерального казначейства о недопустимости направления средств материнского капитала в кредитный потребительский кооператив, осуществляющий деятельность по финансовой взаимопомощи менее трех лет, подтвержден позицией Министерства финансов Российской Федерации, представленной на запрос Федерального казначейства письмом от 22.11.2022 N 13-05-30/113891.
Проверкой Федерального казначейства выявлено множество нарушений, имевших место в деятельности ОПФР по РД, в том числе, связанных с нецелевым и неправомерным использованием средств бюджета ПФР, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Все указанные нарушения отражены в Акте и впоследствии - в Представлении.
Из материалов проверки, а также представленных самим же Заявителем документов следует, что на территории Республики Дагестан имеют место быть массовые случаи незаконного обналичивания средств материнского (семейного) капитала.
Однако, как показала проверка, меры, принимаемые Заявителем как органом, ответственным за целевое расходование выделенных средств, в том числе те, о которых указано в Заявлении, не препятствуют реализации преступного умысла гражданами, вследствие чего являются недостаточными.
Более того, ОПФ СС по РД приводит доводы об отсутствии у его сотрудников компетенции, а также должного уровня межведомственного взаимодействия с другими органами в рамках проверки представленных заявителями документов.
Однако, как показало контрольное мероприятие, в рамках проверки сведений, представленных заявителями, использование части информации, например, сведений о руководителях организаций или о видах экономической деятельности (дате начала течения данного срока) и другой информации из общедоступных источников данных в сети "Интернет", при должном уровне обходительности (тем более в условиях общеизвестных массовых фактов действий по незаконному обналичиванию средств материнского (семейного) капитала) выявленные проверкой факты могли быть пресечены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое Представление издано в соответствии с нормами действующего законодательства и не может являться злоупотреблением правом по смыслу ст. 10 ГК РФ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.11.2023 по делу N А40-136984/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136984/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО