г. Москва |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А40-151071/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС N 30 ПО Г. МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-151071/20
по заявлению ООО "МИНСКАЯ 10" к ИФНС N 30 ПО Г. МОСКВЕ
3-е лицо ГУ-ГУ ПРФР N 2 по г. Москве и Московской области
о взыскании излишне взысканные суммы налога в размере 5 848,20 руб., процентов на излишне взысканные суммы налога за период с 14.01.2020 г. по 08.09.2020 г. в размере 2738,88 руб., расходы на представителя в размере 50 000 руб.
при участии:
от заявителя: |
Рутковский А.Ю. по дов. от 14.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
Кумашян В.А. по дов. от 02.12.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Минская 10" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве (далее - ответчик Инспекция, налоговый орган) о взыскании излишне взысканных сумм налога 5 848,20 руб., процентов на излишне взысканные суммы налога в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с 14.01.2020 по 08.09.2020 г. в размере 2738,88 руб., расходы на представителя в размере 50 000 руб. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения заявленных требований).
Определением от 29.09.2020 г. суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ-ГУ ПРФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 суд обязал ИФНС России N 30 по г. Москве возвратить ООО "Минская 10" излишне взысканные суммы налога в размере 5 848,20 руб., проценты на излишне взысканные суммы налога за период с 14.01.2020 г. по 08.09.2020 г. в размере 2738,88 руб. Суд взыскал с ИФНС России N 30 по г. Москве в пользу ООО "Минская 10" представительские расходы в сумме 30 000 (тридцать тысяч) руб., в остальной части требований о взыскании представительских расходов в сумме 20 000 руб. отказал. Суд первой инстанции взыскал с ИФНС России N 30 по г. Москве в пользу ООО "Минская 10" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 125 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, налоговый орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.01.2020 г. со счета ООО "Минская 10" в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по г. Москве (далее также - Налоговый орган) списаны денежные средства на общую сумму 78 116,12 руб. по инкассовым поручениям N 176 от 28.12.2019, N 177 от 28.12.2019, N 178 от 28.12.2019, N 179 от 28.12.2019, N 180 от 28.12.2019, N 181 от 28.12.2019.
Заявитель обратился в налоговый орган и ему была предоставлена информация в устной форме, что вышеуказанное списание связано с имеющейся задолженностью по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год.
По обращениям заявителя от 23.03.2020 N 1, N 2, N 3, N 4, а также обращению от 29.06.2020 N 10401734 налоговым органом приняты решения об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 25.05.2020 N 4024, N 4025, N 4027, N 4028, а также решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 5036 от 02.07.2020.
Причиной отказа послужило то, что в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с названными фондами, а также в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" в 2016 году в законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения, согласно которым с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно переданному из органа ПФ РФ сальдо налогоплательщика, у Общества имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 60 975,00 руб. и пени в сумме 17 141,12 руб.
Из Письма ФНС России N ГД-4-8/6690 от 10.04.2017 и Письма Минфина N 03-02-07/2/11564 от 01.03.2017 следует, что налоговые органы самостоятельно администрируют страховые взносы с 01.01.2017 и при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ. Впредь до уплаты плательщиком страховых взносов указанных недоимки и задолженности либо их взыскания в установленном порядке отсутствует основание для принятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ органом Пенсионного фонда Российской Федерации (органом Фонда социального страхования Российской Федерации) решения о возврате указанному плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.
Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281@ в случае поступления официального обращения плательщика страховых взносов по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017 года, указанное обращение подлежит направлению в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда по принадлежности, в порядке и сроки, указанные в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Аналогично, при непосредственном обращении плательщика в налоговый орган лично, либо по телефону, следует рекомендовать обращаться в соответствующий орган ПФР или ФСС России.
Так как Общество оплачивало взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования за 2016 год уплачены в полном объеме, вышеуказанные списания денежных средств были произведены в отсутствие надлежащих оснований и подлежат возврату согласно ст. 79 НК РФ.
Общество обращалось в налоговый орган и пенсионный фонд с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм, но ему было отказано, что повлекло обращение с настоящим заявлением в суд.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по данным налогового органа по состоянию на 28.12.2019 за заявителем числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в сумме 49 500 руб. (налог), 13 915,32 руб. (пени), по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемое в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 11 475,00 руб. (налог), 3 225,80 руб. (пени).
Инспекцией в отношении заявителя было выставлено Требование N 32207 от 27.11.2019 (далее-Требование) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. Данное требование было направлено заявителю почтовым отправлением, что подтверждается почтовым реестром от 29.11.2019.
Согласно ст. пп. 4 п. 4 ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с неуплатой денежных средств по Требованию, Инспекцией было вынесено решение N 10052 от 28.12.2019 (далее-Решение) о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов на общую сумму 78 116,12 руб., а также направлены инкассовые поручения от 28.12.2019 N 176, N 177, N 178, N 179, N 180, N 181.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, и доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно п. 2 ст. 76 НК РФ Инспекцией было принято решение N 85 от 28.12.2019 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке АО "Альфа-Банк", БИК 044525593 все расходные операции по счетам Расчетный (текущий) 40702810602140001304, а также переводов электронных денежных средств.
После подачи заявителем настоящего заявления в суд 09.09.2020 Инспекцией был произведен частичный возврат излишне взысканных сумм налога платежными поручениями от 09.09.2020 N 112953 - 21 125,22 руб., N 112955 - 11 475 руб., N 112956 - 9 167,70 руб., N 115071 - 49 500 руб., в размере 72 267,92 руб.
По состоянию на 09.09.2020 сумма излишне взысканного налога составляет 5 848,20 руб., (78 116,12 руб. - 72 267,92 руб. = 5 848,20 руб.).
В силу пункта 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 1.1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Согласно п. 65.Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" имущественные требования налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа могут быть предъявлены в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафов.
В том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 N 304-КП6-3143).
Таким образом, судом обоснованно принято решение обязать ИФНС России N 30 по г. Москве возвратить ООО "Минская 10" излишне взысканные суммы налога в размере 5 848,20 руб.
В соответствии со ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением месячного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Удовлетворяя требования о взыскании процентов суд исходил из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога (страховых взносов, пени) подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. При этом проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, а процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Тем самым сумма излишне взысканных сумм подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления страхователя, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных сумм. При этом проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, а процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата страхователю сумм излишне взысканных страховых взносов.
Судом расчет проверен, признан арифметически верным. Ответчиком и третьим лицом контррасчет сумм процентов не представлен, каких-либо обоснованных доводов и возражений относительно правильности расчета не заявлено.
Таким образом, судом обоснованно принято решение обязать ИФНС России N 30 по г. Москве возвратить ООО "Минская 10" проценты в сумме 2 738,88 руб.
С ответчика в пользу истца, с учетом положений ст.ст. 101, 106, 110, 112, п. 11, 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" взысканы судебные издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела в сумме 30 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании судебных издержек следует отказано.
Исходя из разумности понесенных заявителем расходов, а также принимая во внимание объем и сложность выполненной представителем работы, объем подготовленных им документов, время, которое реально могло быть затрачено на подготовку правовой позиции по данному спору, вывод суда первой инстанции о возможности взыскания с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. является обоснованным и не противоречит требованиям ст. ст. 65 и 110 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2020 по делу N А40-151071/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151071/2020
Истец: ООО "МИНСКАЯ 10"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 30 ПО Г. МОСКВЕ