г. Москва |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А40-224879/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 октября 2020 г. по делу А40-224879/19, по иску Администрации города Сочи - исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования город-курорт Сочи (ОГРН: 1022302934367, ИНН: 2320037148) к ПАО "Газпром" (ОГРН: 1027700070518, ИНН: 7736050003) третьи лица: ООО "Свод Интернешнл", Департамент имущественных отношений администрации города Сочи о взыскании задолженности по арендной плате,
при участии в судебном заседании представителей:
от третьего лица: ООО "Свод Интернешнл" Потемкин М.Д. по доверенности от 12.01.2021, диплом номер 107724 1022720 от 10.07.2015,
Иные лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ПАО "Газпром" о взыскании задолженности по арендной плате за период с 26.12.20108 по 30.06.2019 в сумме 736 660 руб. 85 коп., пени за период с 17.01.2014 по 10.04.2019 в сумме 45 121 руб. 59 коп. по договору аренды земельного участка от 17.12.2013 N 4900009296.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Представитель третьего лица в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2020 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 17.12.2013 между истцом - Муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице директора Департамента имущественных отношений администрации города Сочи (арендодатель) и ГК "Олимпстрой" (арендатор) был заключен договор N 4900009296 о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды.
В соответствии с договором арендодатель предоставил арендатору во временное владение и пользование земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с кадастровыми номерами: 23:49:0420022:1037, 23:49:0512001:361, 23:49:0512002:916, 23:49:0512001:1465, 23:49:0512002:1178, для размещения олимпийских объектов ("Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону вместимостью 16 тысяч зрителей для каждого вида соревнований, горная олимпийская деревня (1100 мест), подъездная автомобильная дорога, хребет Псехако (проектные и изыскательские работы, строительство)", Горно-туристический центр ОАО "Газпром", в том числе дороги и горнолыжные спуски, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство)).
Впоследствии, 19.12.2013 между ГК "Олимпстрой" (цедент) и ОАО "Газпром" (правопреемник - ПАО "Газпром", цессионарий) заключили договор N 07-1/3-5356 о переуступке прав в полном объеме, согласно которому цедент переуступил права и обязанности арендатора по договору аренды от 17.12.2013 N 4900009296.
12.12.2016, 26.01.2018, 20.02.2019 Администрация города Сочи и ПАО "Газпром" заключили ряд дополнительных соглашений, в соответствии с которыми из договора исключались земельные участки, в отношении которых был осуществлен перевод из муниципальной в федеральную собственность.
Таким образом, с учетом всех дополнительных соглашений к договору от 17.12.2013 N 4900009296 о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды, ПАО "Газпром" арендует следующие земельные участки:
1. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420022:1037 общей площадью 358 кв. м.
2. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0512001:361 общей площадью 79 кв. м.
3. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0512002:916 общей площадью 236 кв. м.
4. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0512001:1465 общей площадью 10 кв. м.
5. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0512002:1178 общей площадью 5771 кв. м.
Согласно п. 2.1 договора расчет размера ежегодной арендной платы за арендованные земельные участки производится на основании ставок, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов".
С учетом приказа Минэкономразвития РФ от 10.09.2008 N 270 стоимость 1 кв.м. земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов, определена сторонами в сумме 17,22 руб. 20.02.2019 истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение об изменении размера ставки арендной платы на основании отчетов об оценке величины (размера) годовой арендной платы за объекты недвижимости: от 27.12.2018 NN 03-12-28/18, 03-12-29/18, 03-12-30/18, 03-12-31/18 и 03-12-32/18.
Мотивируя заявленные исковые требования, истец указал, что в нарушение условий договора, ответчиком не внесена арендная плата за период с 26.12.20108 по 30.06.2019 в сумме 736 660 руб. 85 коп., рассчитанная истцом на основании отчетов об оценке величины (размера) годовой арендной платы за объекты недвижимости: от 27.12.2018 N N 03-12-28/18, 03-12-29/18, 03-12-30/18, 03-12-31/18 и 03-12-32/18.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть 4 передано им другому лицу по сделке (уступка требования). Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела было установлено, что все расчеты по спорному договору аренды ответчика осуществляет третье лицо - ООО "Свод Интернешнл" в качестве доверительного управляющего в рамках заключенного с ПАО "Газпром" договора доверительного управления от 22.12.2014.
Так же суд указал, что в соответствии с п.7. ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пунктах 1, 24-28 Перечня олимпийских объектов федерального значения, предоставляемых безвозмездно автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" на период организации и проведения олимпийских игр и паралимпийских игр и иных мероприятий, предусмотренных соглашением, заключенным международным Олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (утвержденного распоряжением Правительства РФ от 05.08.2009 N 1090-р) закреплено федеральное значение таких олимпийских объектов как "Горно-туристический центр открытого акционерного общества "Газпром", в том числе канатные дороги и горнолыжные спуски, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство)" и "Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горная олимпийская деревня (1100 мест), подъездная автомобильная дорога, хребет Псехако (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В соответствии с п. 1 Приказа N 270 в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, устанавливается ставка арендной платы в размере 17,22 руб. за 1 (один) кв. м. Указанный приказ утратил силу 01.01.2015.
Принятый взамен утратившего силу Приказа N 270 приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" сохранил ставку арендной платы на прежнем уровне: 17,22 руб. за кв. м.
При этом в п. 2 Приказа N 109 установлено положение о том, что ставки арендной платы, утвержденные в соответствии с п. 1, действуют до 01.01.2040.
Таким образом, ПАО "Газпром" своевременно и надлежащим образом производит оплате арендной платы по договору в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 по ставке арендной платы в размере 17,22 руб. за кв.м., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами и составленными на их основе актами сверки взаимных расчетов от 31.07.2019, от 11.12.2018, от 31.12.2018.
Кроме того, согласно п. 2.2 договора размер ежегодной арендной платы пересматривается по требованию арендодателя, в связи с изменением установленных ставок арендной платы, изменением кадастровой стоимости участков на условиях и порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 9.1 договора изменений и дополнения условий договора, оформляются сторонами в письменной форме, в том числе путем заключения дополнительного соглашения, подлежащего государственной регистрации в установленном законом порядке.
Между тем, ответчик и третье лицо (1) дополнительное соглашение от 20.02.2019 к договору аренды ответчик не подписывали, в связи с несогласием с установленной истцом арендной платы, рассчитанной истцом в одностороннем порядке на основании отчетов об оценке величины (размера) годовой арендной платы за объекты недвижимости: от 27.12.2018 N N 03-12-28/18, 03-12-29/18, 03-12-30/18, 03-12-31/18 и 03-12-32/18.
Принимая во внимание, что письменное соглашение сторон об изменении размера арендной платы между сторонами отсутствует, предоставленным правом арендодатель в одностороннем порядке изменять условия договора аренды, не воспользовался, поскольку истцом в материалы дела не представлены уведомления об изменении ставки арендной платы в указанный период, направленные в адрес ответчика, дополнительное соглашение от 20.02.2019 между сторонами не подписано, не зарегистрировано в установленном договором порядке.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик надлежащим образом исполнял обязательства по внесению арендной платы в порядке, предусмотренном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
На основании договора от 19.12.2013 N 07-1/3-5356 ГК "Олимпстрой" в полном объеме переуступил свои права и обязанности по Договору аренды ОАО "Газпром" (впоследствии ПАО "Газпром"), которому в соответствии с актом приема-передачи земельных участков, являющимся приложением к договору о переуступке, были переданы указанные выше земельные участки.
В качестве целей предоставления земельных участков во владение и пользование ПАО "Газпром" в договоре о переуступке и в акте приема-передачи указано, что они передаются для строительства олимпийских объектов федерального значения "Горно-туристический центр открытого акционерного общества "Газпром", в том числе канатные дороги и горнолыжные спуски, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство)" и "Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горная олимпийская деревня (1100 мест), подъездная автомобильная дорога, хребет Псехако (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Согласно пункту 2.1 Договора расчет размера ежегодной арендной платы за арендованные земельные участки производится на основании ставок, установленных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов".
С учетом положений данного нормативного акта стоимость 1 м2 (одного квадратного метра) земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов, определена сторонами в сумме 17 руб. 22 коп. (Приложение N 2 к Договору).
Исходя из указанных ставок арендной платы, расчёты по арендной плате по Договору произведены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В пункте 2.1 Договора определено, что расчет размера ежегодной арендной платы производится на основании ставок арендной платы за участки, установленных Приказом N 270.
Размер ежегодной арендной платы пересматривается по требованию Арендодателя в связи с изменением установленных ставок арендной платы, изменением кадастровой стоимости участков на условиях и в порядке, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации (пункт 2.2 Договора).
Вместе с тем из представленных истцом в материалы дела документов следует, что в течение указанного им периода времени по Договору действовали изначально определённые ставки арендной платы.
Согласно пункту 1 Приказа N 270 ставка в размере 17,22 руб. за 1 (один) м2 земли была установлена до 01.01.2015, и с вступлением в силу принятого взамен данного нормативного акта Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 стоимость земельных участков с 01.01.2015 осталась на прежнем уровне: 17, 22 руб. за м2.
Истец, игнорирует установленное в пункте 2 Приказа N 109 положение о том, что ставки арендной платы, утвержденные в соответствии с пунктом 1, действуют до 01 января 2040 года.
Соответствующий нормативно-правовой акт имеет приоритетное определяющее значение при установлении ставок арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 (это следует из пункта 1 Приказа N 109).
Как было указано выше, участки, поименованные в Договоре и договоре о переуступке от 19.12.2013 N 07-1/3-5356, изначально были предоставлены ПАО "Газпром" для целей строительства олимпийских объектов федерального значения "Горно-туристический центр открытого акционерного общества "Газпром", в том числе канатные дороги и горнолыжные спуски, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство)" и "Совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горная олимпийская деревня (1100 мест), подъездная автомобильная дорога, хребет Псехако (проектные и изыскательские работы, строительство)", включенных в пункт 176 и пункт 2 Программы соответственно.
Таким образом, ставки, применяемые истцом, не согласуются с изложенным выше законодательно регулируемым порядком установления ставок применительно к целевому использованию земельных участков, а кроме того, не соответствуют требованиям закона об их применении.
Так в частности, из материалов дела видно, что истец при расчете суммы задолженности по арендной плате применяет ставку в размере 39 руб. за м2, которая в соответствии с пунктом 2 постановления главы города Сочи от 15.06.2007 N 791 утверждена в качестве базовой ставки арендной платы за земли, отнесенные к муниципальной собственности в городской черте города Сочи и в поселке Красная Поляна.
Между тем земельные участки, на которых расположены указанные выше объекты "Горно-туристический центр...." и "Совмещенный комплекс...", находятся в селе Эсто-Садок Адлерского района г. Сочи, что также подтверждается данными Публичной кадастровой карты на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.
Таким образом, учитывая, что ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, применение ПАО "Газпром" в заявленный истцом по иску период ставок арендной платы, установленных за земельные участки, используемые для строительства олимпийских объектов, является правомерным.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2020 г. по делу А40-224879/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224879/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ
Ответчик: ПАО "ГАЗПРОМ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ, ООО "Свод Интернешнл"