Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2021 г. N 12АП-11575/20
г. Саратов |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А57-3073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года по делу N А57-3073/2020
по исковому заявлению Министерства экономического развития Саратовской области
к Акционерному обществу "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" (ИНН 6449081479)
третьи лица - Управление федерального казначейства по Саратовской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, ЗАО "ТРОЛЗА" ООО "Оригинал"
о взыскании денежных средств (субсидий) в размере 5 712 808,99 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19 февраля 2020 г. по 20 февраля 2020 г. в сумме 1 873,05 руб. и далее за период с 21 февраля 2020 г. до момента фактической оплаты Акционерным обществом " Управляющая компания частный промышленный парк ТРОЛЗА" суммы долга,
при участии: представителя Управления федерального казначейства по Саратовской области - Савенко Сергея Вячеславовича, действующего на основании доверенности от 02.06.2020,
представителя Министерства экономического развития Саратовской области - Капыловой Марины Авроровны, действующей на основании доверенности от 14.09.2020,
представителя акционерного общества "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" - Башаевой Людмилы Александровны, действующей на основании доверенности от 31.01 2020,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство экономического развития Саратовской области (далее по тексту Истец) с иском к Акционерному обществу "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" (далее по тексту Ответчик) о взыскании денежных средств (субсидий) в размере 5 712 808,99 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19 февраля 2020 г. по 20 февраля 2020 г. в сумме 1 873,05 руб. и далее за период с 21 февраля 2020 г. до момента фактической оплаты Акционерным обществом " Управляющая компания частный промышленный парк ТРОЛЗА" суммы долга.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Исковые требования Минэкономразвития основаны на тех обстоятельствах, что согласно пункту 3 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года N 184-П "О реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" (приложение N 18, в редакции от 16 мая 2018 года) (далее - Положение), министерство экономического развития Саратовской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков (далее -субсидия) на соответствующий финансовый год.
Министерством в соответствии с пунктами 11 -15 Положения, на основании протокола заседания рабочей группы по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства области от 13 июня 2018 года, принято решение о предоставлении в 2018 году из областного бюджета субсидии акционерному обществу "Управляющая компанияЧастный промышленный парк ТРОЛЗА" (далее - АО УК ЧПП ТРОЛЗА) в размере 5 712 808,99 (пять миллионов семьсот двенадцать тысяч восемьсот восемь) рублей 99 копеек (приказ министерства от 14 июня 2018 года N 1284 "О представлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков в 2018 году").
На основании приказа министерства от 14 июня 2018 года N 1284, согласно пунктам 18-21 Положения между министерством и получателем субсидии (АО "УК ЧПП ТРОЛЗА"), в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Саратовской области от 30 декабря 2016 года N 579 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков от 22 июня 2018 года (далее-Соглашение).
Согласно платежным поручениям от 26 июня 2018 года N 453476, 27 июля 2018 года N 752721 и 17 октября 2018 года N 582048 сумма субсидии перечислена АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" в полном объеме, что не оспаривается Ответчиком.
Субсидия предоставлена получателю с учетом требований статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года (в редакции от 22 января 2018 года), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 февраля 2018 года N 67 "Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и -требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", государственной программы Саратовской области "Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 года N 546-П (в редакции от 4 июня 2018 года), постановления Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года N 184-П "О реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" (в редакции от 16 мая 2018 года).
В период с 7 октября по 14 ноября 2019 года Управлением Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области) в министерстве проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" за период с 1 января по 31 декабря 2018 года. По результатам проведенной проверки 15 января 2020 года в адрес министерства поступило представление УФК по Саратовской области от 10 января 2020 года N 60-11-46/19-39 (далее - представление УФК по Саратовской области).
Из представления УФК по Саратовской области следует, что Министерством экономического развития Саратовской области, при несоответствии представленных АО "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" документов требованиям, определенным подпунктом "е" пункта 6 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков (копии договора долгосрочной аренды земельного участка, на котором расположен частный промышленный парк со сроком аренды более 5 лет на дату предоставления заявки на участие в конкурсном отборе), являющихся основанием для отстранения в отборе заявок и для отказа в предоставлении субсидии, неправомерно принято решение и предоставлена субсидия АО "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" в общей сумме 5 712 808,99 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5 084 400,00 рублей.".
УФК по Саратовской области в вышеуказанном представлении указало, что министерству необходимо в срок до 1 июля 2020 года устранить бюджетное нарушение, приняв меры по возврату средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, в порядке, установленном пунктом 34 Положения.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктом 34 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года N 184-П "О реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" (в действующей редакции от 13 января 2020, приложение N 18), пунктом 4.1.8 Соглашения, министерством 3 февраля 2020 года лично генеральному директору АО "УК ЧИП ТРОЛЗА" Умарову М.Ш. вручено требование от 23 января 2020 года N 16-6-26/20 о возврате средств субсидии в областной бюджет в размере 5 712 808,99 (пять миллионов семьсот двенадцать тысяч восемьсот восемь) рублей 99 копеек, что подтверждается собственноручной подписью лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ответчика. Однако, в установленный нормативным правовым актом срок (в течение 15 календарных дней со дня получения требования) денежные средства от АО "УК ЧИП ТРОЛЗА" по состоянию на 19 февраля 2020 года в областной бюджет по платежным реквизитам министерства не поступили.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Саратовской области.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения условий предоставления субсидий заявленные требования удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что Министерством в соответствии с пунктами 11-15 Положения, на основании протокола заседания рабочей группы по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства области от 13 июня 2018 года, принято решение о предоставлении в 2018 году из областного бюджета субсидии акционерному обществу "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" в размере 5 712 808 руб.
Между министерством и АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" 22.06.2018 г. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков.
Денежные средства перечислены истцом в полном объеме, что подтверждено платежными поручениями от 26 июня 2018 г. N 453476 на сумму 2 760 938,21 рубля, от 27 июля 2018 г. N 752721 на сумму 2 696 629,20 рубля, от 17 октября 2018 г. N 582048 на сумму 255 241,58 рубля.
Согласно подпункту "е" пункта 6 Положения одним из условий, которому должны соответствовать участники отбора заявок на получение субсидии, является представление в министерство заверенных участником отбора копий правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии права собственности участника отбора на земельный участок, на котором расположен частный промышленный парк, или зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации договора долгосрочной аренды (со сроком аренды более 5 лет на дату предоставления заявки на участие в конкурсном отборе), заключенного участником отбора с органами власти области или органами местного самоуправления области, а также выписки из Единого государственного реестра прав па недвижимое имущество и сделок с ним по такому земельному участку.
АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" для участия в отборе заявок в министерство были представлены:
- договор аренды земельного участка от 27 октября 2003 года N 6409;
- дополнительное соглашение от 10 апреля 2006 года к договору N 6409 аренды земельного участка от 27 октября 2003 года;
- договор частичной замены стороны в обязательстве от 27 ноября 2008 года;
- дополнительное соглашение от 16 апреля 2009 года к договору частичной замены стороны в обязательстве от 27 ноября 2008 года;
- договор частичной замены стороны в обязательстве N 2016070032 от 27 июля 2016
года;
- дополнительное соглашение от 14 ноября 2016 года к Договору аренды земельного участка N 6409 от 27 октября 2003 года.
Согласно дополнительному соглашению от 14 ноября 2016 года к Договору аренды земельного участка N 6409 от 27 октября 2003 года (зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 17 января 2017 года) АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" становится стороной (соарендатором) по договору аренды земельного участка N 6409 от 27 октября 2003 года. При этом положения договора аренды земельного участка N 6409 от 27 октября 2003 года, устанавливающие срок его действия с 25 августа 2003 года по 21 мая 2023 года, не изменяется.
Заявка на участие в конкурсном отборе АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" представлена в министерство 4 июня 2018 года.
Таким образом на момент подачи заявки АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" оставшийся срок аренды земельного участка составлял 4 года 11 месяцев 18 дней.
Указанное обстоятельство в соответствии с подпунктом "е" пункта 6 и пункта 11 Положения являлось основанием для отказа АО "УК ЧПП ТРОЛЗА" в предоставлении субсидии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Ответчику субсидия была предоставлена неправомерно.
Из положений пунктов 3, 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 34 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года N 184-П "О реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области" (в действующей редакции от 13 января 2020 года, приложение N 18) следует, что: в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий ее предоставления по результатам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в следующем порядке:
министерство в течение 5 календарных дней с даты выявления нарушения издает приказ о возврате в областной бюджет субсидии получателем субсидии;
в течение 7 календарных дней со дня издания приказа о возврате субсидии министерство направляет получателю субсидии письменное требование о возврате субсидии с указанием размера субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, с приложением копии указанного приказа и платежных реквизитов для осуществления возврата субсидии;
получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии возвратить субсидию в областной бюджет;
если в течение 15 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии получатель субсидии не возвратил субсидию в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет материалы в суд для взыскания средств в судебном порядке.
Обязанность получателя субсидии осуществить ее возврат в областной бюджет на основании требования министерства следует также из пунктов 4.1.8 и 4.3.9.2 Соглашения.
Таким образом субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.
При этом как обоснованно отметил суд первой инстанции условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии.
Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
В данном случае вышеуказанные нормативные акты не содержат указаний и исключений, что в случае допущения нарушения уполномоченным органом при предоставлении субсидии и принятия ненадлежащих сведений (справок), получатель субсидии освобождается от возврата полученной субсидии.
Ответчик не представил доказательств возврата суммы субсидии Истцу.
При изложенных обстоятельствах исковые требования о взыскании с Ответчика денежных средств (субсидии), предоставленной на основании Соглашения от 11.06.2018 г. в размере 5 712 808,99 руб. суд первой инстанции обоснованно счел подлежащими удовлетворению.
Истец также просил взыскать с Ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19 февраля 2020 года по 20 февраля 2020 года в сумме 1 873,05 (одна тысяча восемьсот семьдесят три) рубля 5 копеек и далее - за период с 21 февраля 2020 года до момента фактической оплаты Акционерным обществом "Управляющая компания частный промышленный парк ТРОЛЗА" суммы долга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как указано в пункте 48 Постановления Пленума от 24 марта 2016 года N 7 сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом, день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19 февраля 2020 г. по 18 ноября 2020 г. в сумме 212630,43 руб. с начислением процентов в порядке положений статьи 395 ГК РФ за период с 19 ноября 2020 г. до момента фактической оплаты Акционерным обществом " Управляющая компания частный промышленный парк ТРОЛЗА" суммы долга в размере 5712808,99 руб.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, они были предметом оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2020 года по делу N А57-3073/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА" (ИНН 6449081479) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3073/2020
Истец: Миинстерство экономического развития Саратовской области
Ответчик: АО "Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА"
Третье лицо: ЗАО "Тролза", Министерство экономического развития Российской Федерации, ООО "Оригинал", УФК по Саратовской области