г. Чита |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А19-12343/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 02 ноября 2020 года по делу N А19-12343/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, адрес: 107174, город Москва, улица Н.Басманная, дом 2) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д.7) к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 11023801428738, ИНН 3810031323, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) о признании незаконным решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.05.2020 г. N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956,
(суд первой инстанции - Л.А. Куклина),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 (далее - Управление Пенсионного фонда, пенсионный фонд) от 14.05.2020 г. N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области решения ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 от 14.05.2020 г. N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956 о привлечении ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД" к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признаны незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N1 в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" государственную пошлину в размере 27000 рублей.
В обосновании суд указал, что страхователем до момента обнаружения Управлением Пенсионного фонда несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решений от 14.05.2020 г. N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956, были переданы необходимые корректирующие сведения в соответствии с пунктом 39 Инструкции N766н, у ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 ноября 2020 года по делу N А19-12343/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что дополнительное представление сведений на работников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок и несоответствий в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц, а дополнительным представлением сведений. Поскольку эти сведения представляются впервые и за пределами установленного законом срока, привлечение страхователя к ответственности является правомерным.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, страхователем - ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ДИРЕКЦИЕЙ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД" в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены дополняющие сведения за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года на 196 застрахованных лиц.
В связи с подачей страхователем дополняющих сведений за указанные периоды Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что первоначально представленные сведения, включенные в исходную форму СЗВ-М за указанные отчетные периоды, являются несвоевременно поданными.
По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда установлен факт неполноты указанных сведений, о чем составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.03.2020 г. N 048S18200007045, N 048S18200007046, N 048S18200007047, N 048S18200007048, N 048S18200007050, N 048S18200007051, N 048S18200007052, N 048S18200007053, N 048S18200007054.
14.05.2020 г. ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 приняты решения N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956, в соответствии с которым ВОСТОЧНОСИБИРСКАЯ ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД" привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей 98000 рублей за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года.
Не согласившись с указанными решениями, ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице филиала "ВосточноСибирская железная дорога" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" и его структурные подразделения являются страхователями по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, действующей с 19.02.2017 г.
Так, согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
То есть, вопреки мнению фонда, пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п в поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено обязательное проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
* код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
* код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N766н и Постановления N83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Как правильно установлено судом первой инстанции, страхователем - ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ДИРЕКЦИЕЙ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ПО РЕМОНТУ ПУТИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД" в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены сведения:
* за апрель 2019 года 15.05.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 16.05.2019 г. 16.05.2019 г. направлена дополняющая форма на 1 застрахованное лицо (принято протоколом контроля отчетности от 16.05.2019 г.);
* за май 2019 года 13.06.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 13.06.2019 г. 14.06.2019 г. направлена дополняющая форма на 4 застрахованных лица (принято протоколом контроля отчетности от 14.06.2019 г.);
* за июнь 2019 года 11.07.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.07.2019 г. 15.07.2019 г. направлена дополняющая форма на 5 застрахованных лиц (принято протоколом контроля отчетности от 15.07.2019 г.);
* за июль 2019 года 12.08.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 12.08.2019 г. 12.08.2019 г. направлена дополняющая форма на 2 застрахованных лица (принято протоколом контроля отчетности от 12.08.2019 г.);
* за август 2019 года 12.09.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 12.09.2019 г. 12.09.2019 г. направлена дополняющая форма на 3 застрахованных лица (принято протоколом контроля отчетности от 12.09.2019 г.);
* за сентябрь 2019 года 11.10.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 11.10.2019 г. 14.10.2019 г. направлена дополняющая форма на 2 застрахованных лица (принято протоколом контроля отчетности от 14.10.2019 г.);
* за октябрь 2019 года 12.11.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 12.11.2019 г. 13.11.2019 г. направлена дополняющая форма на 1 застрахованное лицо (принято протоколом контроля отчетности от 13.11.2019 г.);
* за ноябрь 2019 года 11.12.2019 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 12.12.2019 г. 16.12.2019 г. направлена дополняющая форма на 1 застрахованное лицо (принято протоколом контроля отчетности от 16.12.2019 г.);
* за декабрь 2019 года 13.01.2020 г., то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.01.2020 г. 14.01.2020 г. направлена дополняющая форма на 1 застрахованное лицо (принято протоколом контроля отчетности от 15.01.2020 г.)
Страхователем самостоятельно выявлено, что в исходных сведениях по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды допущены ошибки, в связи с чем, и были представлены дополняющие сведения за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года на 196 застрахованных лиц.
Имея в виду приведенное выше правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к ответственности за вмененное правонарушение (несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах), поскольку заявитель самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях, предоставленных в исходной форме СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, выразившуюся в не отражении одного застрахованного лица, и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки Управлением Пенсионного фонда.
В то же время позиция ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 о необходимости квалификации действий заявителя как несвоевременное представление о застрахованных лицах при представлении исходной формы СЗВ-М за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, что было выявлено Управлением Пенсионного фонда только при представлении Обществом дополняющих форм, противоречит не только упомянутым нормам, но и Инструкции N 766н, а также письму ПФР от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ".
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права, по тем же мотивам, что и судом первой инстанции. Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как ук4азанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае страхователем до момента обнаружения Управлением Пенсионного фонда несоответствия между представленными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, и, соответственно, до вынесения решений от 14.05.2020 г. N 048S19200011946, N 048S19200011949, N 048S19200011950, N 048S19200011951, N 048S19200011952, N 048S19200011953, N 048S19200011954, N 048S19200011955, N 048S19200011956, были переданы необходимые корректирующие сведения в соответствии с пунктом 39 Инструкции N766н, у ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N1 отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, поэтому оспариваемые решения не соответствуют Закону N27-ФЗ, нарушают права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате финансовых санкций.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заявленные требования ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" подлежат удовлетворению, а оспариваемые решения - признанию незаконными.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года по делу N А19-12343/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12343/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1