город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-41176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.12.2020 по делу N А32-41176/2020
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное МРУ Росприроднадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2020 N 04-02-489-Ф о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением от 14.12.2020 суд признал незаконным и изменил постановление от 03.09.2020 N 04-02-489-Ф в части размера административного штрафа, уменьшив его до 400 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что им приняты все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами. Заявитель полагает, что правонарушение может быть признано малозначительным либо совершенным в состоянии крайней необходимости, поскольку прекращение/остановка добычи воды в питьевых целях из водоразборных скважин, могло привести к более тяжелым последствиям, которые могли выразиться в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия потребителей.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ФГБУ "ЦЖКУ" в суд поступило ходатайство об участии в судебном онлайн-заседании. В удовлетворении ходатайства было отказано судом, поскольку оно подано с нарушением установленной формы и порядка, что исключало техническую возможность удовлетворения ходатайства.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Новороссийского гарнизона проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Проведенной военной прокуратурой Новороссийского гарнизона в период с 06.05.2020 по 20.05.2020 проверкой в деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ выявлены нарушения при использовании недр, выразившиеся в отсутствии лицензии на таковой вид деятельности.
Согласно положениям п. 13 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждено приказом Минобороны России от 30.12.2017 N 860) ФГБУ "ЦЖСКУ" МО РФ предназначено для организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил Российской Федерации. Данную деятельность на территории Новороссийского гарнизона осуществляет структурное подразделение ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ - ЖКС N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ЮВО).
Во исполнение п. 14 устава ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 N 607) Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе по забору, очистке воды для питьевых и промышленного нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям.
Таким образом, на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложены обязательства, для реализации которых требуется специальное государственное разрешение в виде лицензии.
Пунктом "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
В соответствии с п. 1 ст. 124, п. 3 ст. 125 и п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 1 и п.п. "б", "ж" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации (далее -Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Для реализации Минобороны России указанных полномочий, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 335, в структуре этого военного ведомства учрежден Департамент имущественных отношений (приказ Министра обороны Российской "федерации от 25.02.2014 N110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений").
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в целях добычи воды для питьевых и промышленных нужд Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет пользование недрами в отсутствие оформленного специального государственного разрешения в виде лицензии.
В связи с выявленными нарушениями заместителем военного прокурора Новороссийского гарнизона вынесено постановление от 20.05.2020 о возбуждении в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Постановление вынесено с участием представителя учреждения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Южного МРУ Росприроднадзора вынесено постановление от 03.09.2020 N 04-02-489-Ф о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 23951) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно статье 2.3, пункту 6.1 и 6.2 статьи 3 Закона N 2395-1 к общераспространённым полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении права пользования участком недр.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающим установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что проведенной военной прокуратурой Новороссийского гарнизона проверкой 20.05.2020 установлено, что согласно приказам Минобороны России от 02.03.2017 N 155 и директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 N 834, в целях осуществления основной деятельности, за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на праве оперативного управления закреплены артезианские скважины N6 (инв. N 1/2), N7 (инв. N 3/2), N 8 (инв. N8/2), расположенные по адресу: Краснодарский край, г.к. Геленджик, х. Бетта, ул. Мира, д. 50. Согласно акту приема-передачи в эксплуатацию от 31.05.2019 указанные водозаборные скважины приняты ЖКС N 4 на эксплуатационно-техническое обслуживание. Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе по забору, очистке воды для питьевых и промышленного нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям. При этом у учреждения отсутствует лицензия на пользование недрами.
Таким образом, наличие в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ как лицо, осуществляющее добычу недр при отсутствии лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы учреждения о том, что им были приняты необходимые меры для недопущения совершения правонарушения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Учреждение указывает, что им приняты все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами. Заявки, соответствующие новому законодательству, направлены в адрес Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу: Краснодарский край, г-к Геленджику, хут. Бетта, ул. Мира, д. 50, в/г 1 (3 скважины) - заявка от 05.12.2018 N 370/О/5/5/-4954 (вх. от 24.12.2018 N КК-2983) (копии находятся в материалах дела). Согласно обращению Отдела геологии и лицензирования по Краснодарскому краю от 06.04.2020 N КК-КК-ЮФО-08-081462 (копии находятся в материалах дела), заявки от 24.12.2018 NN КК-2982, КК-2983 находятся на согласовании в Департаменте по недропользованию по Южному военному округу.
Вместе с тем, отсутствие лицензии исключало недропользование.
В связи с чем доводы о принятии мер к получению лицензии не опровергают законность постановления о привлечении к административной ответственности и не свидетельствуют об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения.
Доказательства совершения правонарушения вследствие чрезвычайных, непредотвратимых и непреодолимых обстоятельств в материалы дела не представлены.
Таким образом, материалами подтверждено виновное совершение обществом правонарушения по ст. 7.3 КоАП РФ.
Административное наказание назначено министерством с учетом требований главы 4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции снизил назначенный размер штрафа до 400 000 рублей как меры, адекватной последствиям проступка, степени вины правонарушителя, обстоятельствам совершения правонарушения.
В указанной части решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о возможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного либо замены наказания на предупреждение.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершённое предприятием, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны собственности государства на недра.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности. Учреждение знало о недопустимости осуществления деятельности по добыче и использованию недр при отсутствии соответствующего разрешения.
Учреждение не признает наличие вины в допущенном правонарушении.
Согласно преамбуле Закона о недрах, этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Таким образом, допущенное правонарушение создает угрозу национальным интересам государства, а также жизни и здоровью людей, поскольку добываемая вода реализуется предприятием потребителям (при этом не имеет значения, что вода поставляется для технических нужд).
При таких обстоятельствах, правонарушение не может быть признано малозначительным, как и назначенное административное наказание не может быть заменено на предупреждение по правилам ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Также не могут быть приняты судом ссылки на то, что правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости, поскольку прекращение/остановка добычи воды в питьевых целях из водоразборных скважин, могло привести к более тяжелым последствиям, которые могли выразиться в нарушении санитарно-эпидемиологического благополучия потребителей.
Получение лицензии имеет своей целью, в том числе обеспечение безопасности добываемых ресурсов для жизни и здоровья.
Доказательств совершения проступка в состоянии крайней необходимости не представлено в материалы дела.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 14.12.2020 является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2020 по делу N А32-41176/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41176/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ в лице филиала ""Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ по южному военному округу
Ответчик: Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования