г. Саратов |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А57-8228/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 01.02.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 03.02.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года по делу N А57-8228/2020 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению Акционерного общества "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149, 410031, г. Саратов, ул. Валовая, д. 2/10)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, 410012, г. Саратов, ул. им Челюскинцев, д. 114), Костина И.Г. (Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка),
о признании недействительным предписания;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Коршунова А.А., представитель по доверенности N 9 от 23.12.2020 (срок доверенности до 31.12.2021), имеет высшее юридическое образование;
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шапкина Е.В., представитель по доверенности N 777-01-10 от 22.05.2020 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" (далее - заявитель, АО "Управление отходами", Региональный оператор, Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 17.03.2020 года N 72-05-05.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Костина Ирина Гансовна.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Акционерное общество "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось. Надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.12.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Управление отходами" является официальным региональным оператором по вывозу мусора и обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 02.03.2020 N 242-05-07 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Управление отходами" с целью рассмотрения обращения гражданина от 17.02.2020 N 2224-05-07к.
Задачами проверки являются соблюдение АО "Управление отходами" обязательных требований при начислении платы по коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами по многоквартирному дому, расположенному по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9 кв. 1 (т. 1 л.д. 29-30).
Результаты проверки отражены в акте проверки 17.03.2020 N 199-05-06 (т. 1 л.д. 26-27).
Из акта проверки усматривается, что в жилом доме, расположенном по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за декабрь 2019 года, январь 2020 года производилось без учета требований абз. 1 п. 148 (30) Правил N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), начисленный размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не соответствовал размеру определенному по формуле 9 (1) приложения N 2 к Правилам, а именно: использовалось неверное значение показателя ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 17.03.2020 N 72-05-05, которым на Общество возложена обязанность в срок до 01.06.2020 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за декабрь 2019 года, январь 2020 года в соответствии с требованиями абз. 1 п. 148 (30) Правил, а именно: размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определить по формуле 9 (1) приложения N 2 к Правилам, при этом, значение показателя ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, принимать равным двум, согласно количеству зарегистрированных в жилом доме граждан (т. 1 л.д. 14-15).
При этом, в предписании отражено, что допущено нарушение абз. 1 п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Считая, что предписание ГЖИ Саратовской области от 17.03.2020 N 72-05-05 является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы АО "Управление отходами" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса).
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу абзаца первого пункта 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из формулы 9(1) следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Согласно абзацу 2 п. 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из формулы 9(2) следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах следует определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение об осуществлении оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения для потребителей, проживающих в многоквартирных домах.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что АО "Управление отходами" региональный оператор приступил к деятельности по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям с. Горяйновка Духовницкого района Саратовской области с 14 декабря 2018 года.
С потребителем услуги, проживающим по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, письменный договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не заключен.
Согласно справке формы N 1 от 15.05.2019, представленной потребителем, в жилом помещении, расположенном по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, зарегистрировано и проживает два человека (т. 1 л.д. 125).
Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю услуги, проживающему по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, с августа 2018 года по ноябрь 2018 года не производилось. За декабрь 2018 года начисление произведено с учетом даты начала осуществления деятельности по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям с. Горяйновка Духовницкого района Саратовской области, с 14 по 31 декабря 2018 года.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что АО "Управление отходами" в платежных документах производило начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю услуг, проживающему по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, по формуле 9 (1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила). При этом, стоимость коммунальной услуги определялась исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, равного трем, тогда как по данному адресу зарегистрировано и проживает два человека.
Впоследствии на основании выписки из ЕГРН было установлено, что по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9, кв. 1 находится квартира, площадь которой составляет 76,7 кв.м., в связи с чем, АО "Управление отходами" был произведен перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 14 декабря 2018 года по февраль 2020 года по формуле 9 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354, т.е. исходя из установленного тарифа на услугу Регионального оператора Саратовской области, нормативов накопления ТКО и площади квартиры. Перерасчет платы отражен в платежном документе за март 2020 года.
При этом, факт того, что в спорный период количество проживающих и зарегистрированных граждан в рассматриваемом помещении - два человека, заявитель не оспаривает.
В обоснование доводов заявления и апелляционной жалобы, заявитель ссылается на то, что исходя из информации, содержащейся в ЕГРН, жилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1, относится к категории квартира.
ГЖИ Саратовской области, выдавая оспариваемое предписание и возражая против доводов Общества, исходит из того, что спорный объект недвижимости является индивидуальным жилым домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату (часть 1 статьи 16).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 приведенной статьи).
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".
Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Суд первой инстанции оценивая позиции сторон, правомерно исходил из совокупности документов, представленных в материалы дела, и по мнению Инспекции свидетельствующих о том, что тип жилого помещения, расположенного по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9 является индивидуальным жилым домом, в связи с чем, способ начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, следует исчислять исходя из количества проживающих граждан.
Так, в материалы дела представлен договор от 19.12.1995, заключенный между ТОО "Горяйновское" и Костиной Ириной Гансовной на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9, кв. 1 в общую собственность (долевую, совместную) - т. 1 л.д. 143-144.
Из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, составленного БТИ 23.01.1996, усматривается, что Костиной И.Г. принадлежит 1/2 доли дома, расположенного по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9. В качестве второго собственника указана Чигадаева Татьяна Михайловна (т. 1 л.д. 146).
Домовая (поквартирная) книга для регистрации граждан выдана на дом N 9/1 по улице 40 лет Победы с. Горяйновка (т. 1 л.д. 151-155). Согласно домовой (поквартирной) книге в спорный период в жилом помещении, расположенном по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1 было зарегистрировано 2 человека (Костина Ирина Гансовна и Костин Михаил Иванович).
Также, из письма Администрации Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области от 31.08.2020 N 177 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1 является индивидуальным жилым домом. К данному письму также приложен фотоматериал (т. 1 л.д. 84-87).
Судом первой инстанции при вынесении решения правомерно учтено, что в Выписке из ЕГРН на объект недвижимости - жилое помещение, кадастровый номер 64:11:120302:105 имеются сведения о том, что внесенные данные являются "ранее учтенными", назначение объекта: жилое помещение, наименование: квартира (т. 1 л.д. 99-101).
При этом, судом установлено, что права на объекты недвижимости (дом, квартиру) не зарегистрированы в Росреестре; записи носят статус "ранее учтенные".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исходя из собранных ГЖИ Саратовской области в ходе проверки документов и сведений, следует, что дом является индивидуальным жилым.
В данном случае суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 15, статей 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно исходил из того, что занимаемое Костиной И.Г. жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном доме, поскольку ГЖИ Саратовской области представлены документы на приобретение доли (доля выделена в виде части жилого дома), а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
При этом, заявителем документально не подтверждено, что у дома, расположенного по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с.Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9, имеется общее имущество как у многоквартирного дома.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования. Наличие же элементов общего имущества, таких как крыша и фундамент, может иметь место и в индивидуальном жилом доме, принадлежащем на праве собственности нескольким собственникам.
Согласно сайту dom.gosuslugi.ru - Органом местного самоуправление жилой дом по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с.Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9/1 указан как объект индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 106, 106 оборот).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения Обществом были получены из официального источника, в рассматриваемом случае подлежат отклонению, поскольку согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31.07.2018 N 420-П на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, определяется только для потребителей проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов. Так как жилое помещение (квартира) по адресу: Саратовская область, Духовницкий район, с. Горяйновка, ул. 40 лет Победы, д. 9 кв. 1 фактически является частью жилого дома, следовательно, расчет платы должен осуществляться исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание ГЖИ Саратовской области о необходимости произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по обращению с твердыми коммунальными отходами соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предписание не содержит неясностей к исполнению, оно содержит формулировки нарушений, ссылки на соответствующие нормы, позволяющие устранить указанное нарушение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 ноября 2020 года по делу N А57-8228/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8228/2020
Истец: АО Региональный оператор СО филиал "Управление отходами"
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, Костина И.Г., Управление Росреестра по Саратовской области, ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по Саратовской области