г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А56-7848/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Новоселовой В.В.
при участии:
от истца: представитель Березкин И.В. по доверенности от 21.12.2020;
от ответчика: представитель Бесова Т.Ю. по доверенности от 30.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25282/2020) Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2020 по делу N А56-7848/2020, принятое по иску
акционерного общества "Одк-Климов" (194100, город Санкт-Петербург, улица Кантемировская, 11, ОГРН: 1069847546383, ИНН: 7802375335);
к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, город Санкт-Петербург, улица Рылеева, дом 7, литер А, помещение 2-Н,5-Н,7-Н,10-Н, ОГРН: 1167847166882, ИНН: 7801305857);
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Одк-Климов" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет), выразившегося в невыявлении и невключении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона, д.8, лит. АР, кадастровый номер 78:34:0004270:3271, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный приказом Комитета от 23.12.2019, обязании включить данный объект недвижимости в указанный Перечень и направить уточненный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и разместить его в разделе Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2020 признано незаконным бездействие Комитета, выразившееся в невыявлении и невключении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Академика Харитона д. 8, лит. АР, кадастровый номер 78:34:0004270:3271, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденный Приказом Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п; на Комитет возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия соответствующих мер по вопросу включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления. Комитет считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, ни документы технического учета (инвентаризации), ни его фактическое использование не позволяли отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, по мнению Комитета, Обществом нарушен предусмотренный статьей 198 АПК РФ срок для обращения в суд.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Академика Харитона, дом 8, литера АР, с кадастровым номером 78:34:0004270:3271 (далее - Здание).
Право собственности Общества на Здание зарегистрировано 12.12.2014, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации N 78-78-90/104/2014-338.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость здания установлена в размере 593 254 188,67 руб.
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Принадлежащее Обществу Здание в указанный Перечень не включено.
Общество, ссылаясь на фактическое использование Здания для осуществления офисной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав на использование здания исключительно для административных целей.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п.5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N684-96).
Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона N 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1-1 Закона N 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Согласно п.9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
Согласно п.3 Порядка исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов, является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
В соответствии с пунктами 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" (далее - Положение), уполномоченным органом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в Санкт-Петербурге, а также на определение на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Комитет.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте Комитета в сети "Интернет".
Согласно Техническому паспорту, составленному по состоянию на 17.10.2014, спорное здание является нежилым, наименование по проекту "административно-конструкторский корпус" и представляет собой десятиэтажное здание общей площадью 15 222,2 кв.м., в том числе помещение столовой площадью 1 389,48 кв.м.
По сведениям ЕГРН Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:34:0004270:44 с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов".
14.06.2019 и 29.10.2019 Комитетом были проведены обследования Здания для определения вида его фактического использования, по результатам составлены акты N 1952-ВФИ/С/2019 и N 1952/1-ВФИ/С/2019, согласно которым Здание расположено на производственной территории и используется под размещение служебных кабинетов работников по обслуживанию предприятия, музея, а также столовой, площадь которой менее 20 % от общей площади Здания; доступ к Зданию осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
В частности, в Акте от 29.10.2019 указано, что в Здании расположены кабинеты для размещения сотрудников, обеспечивающих деятельность Общества, общей площадью 8 003, 2 кв.м (руководство, бухгалтерия, отдел продаж, правовой отдел, отдел кадров и т.п., а также конструкторское бюро), вспомогательные помещения и места общего пользования общей площадью 5 573,7 кв.м (места для приема пищи, холлы, коридоры, сантехнические узлы, лестничные клетки, архивы, складские помещения, помещения с инженерным оборудованием и т.д.), вспомогательные помещения, используемые по договору аренды для хранения инвентаря, часть помещений Здания площадью 1 178,3 кв. м используется под объект общественного питания.
Таким образом, обследованием установлено, что Здание фактически используется под объект общественного питания (столовая) площадью 1 178,3 кв.м, что составляет 7,7 % от общей площади Здания, и кабинеты для размещения сотрудников, обеспечивающих деятельность Общества со вспомогательными помещениями и местами общего пользования, музей, а также вспомогательные помещения, используемые для хранения инвентаря, общей площадью 14 043,9 кв.м, что составляет 92,3 % от общей площади здания.
Указанные данные подтверждаются представленными фотоматериалами, не противоречат сведениям, содержащимся в техническом плане здания, и по существу Обществом не оспариваются.
При этом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Общества является производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей.
Таким образом, при обследовании Комитетом установлено, что Здание, принадлежащее Обществу на праве собственности используется для целей обеспечения его уставной деятельности.
Наличие в Здании кабинетов, в которых размещаются различные службы Общества, и сотрудники осуществляют свои трудовые функции (вспомогательные помещения и кабинеты, переговорные и конференц-зал, в которых сотрудники Общества осуществляют свою трудовую деятельность, обеспечивающую производственную деятельность Общества), не может определять цель фактического использования объекта в целом как офисного здания.
Вопреки доводам Общества, термин "кабинет" не тождественен термину "офис" (определение Верховного Суда РФ от 20.09.2019 N 44-АПА19-28).
Толкование пункта 3 статьи 378.2 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда РФ от 02.08.2017 N 46-АПГ17-17, от 26.04.2017 N 46-АПГ17-13, от 11.01.2019 N 5-АПГ 18-128.
Рассматриваемое здание с учетом нахождения его на территории, на которой расположены производственные корпуса, неотделимо функционально от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве мест размещения административного персонала (управления).
При этом Обществом не представлено доказательств того, что спорное Здание и помещения в нем фактически используются в качестве размещения офисов, опосредованно не используемых в производственной деятельности Общества.
При таких обстоятельствах Комитет пришел к правильному выводу о несоответствии Здания требованиям статей 378.2 НК РФ, 1-1 Закона N 684-96 и правомерно не включил его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
С учетом изложенного отсутствуют предусмотренные ч.2 ст. 201 АПК РФ основания для признания оспариваемого бездействия Комитета незаконным..
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2020 по делу N А56-7848/2020 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7848/2020
Истец: АО "ОДК-КЛИМОВ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА