г. Чита |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А58-4471/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2020 года по делу N А58-4471/2020 по исковому заявлению Министерства строительства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435079270, ОГРН 1031402029141, адрес: 677018, г. Якутск, ул. Аммосова, 8) к Муниципальному образованию "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010, адрес: 678300, Республика Саха (Якутия), Кобяйский район, п. Сангар, ул. Ленина, 10) о взыскании 57 893 100,27 руб.,
(суд первой инстанции - Г.Л. Николаева),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
от истца: Харлампьев В.В. - представитель по доверенности от 13.01.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Муниципальному образованию "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик) о взыскании нереализованной в соответствии с целями адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда 2013-2017 года" суммы в размере 57 893 100, 27 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) взыскано с муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в лице Администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в пользу Министерства строительства Республики Саха (Якутия) за счет казны муниципального образования 57 893 100, 27 рублей.
В обосновании суд указал, что при рассмотрении дела ответчиком не представлены доказательства наличия правовых оснований для удержания спорной суммы, также как и доказательства возврата денежных средств.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2020 N А58-4471/2020 отменить. Принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что истец знал о нарушении своего права с 20.04.2017 г., т.е. до подписания дополнительных соглашении N 7 от 23.08.2017, N 8 от 08.11.2017 к соглашению от 15.05.2015 N 23/РАП2015 дополнительных соглашений N4 от 23.08.2017, N 5 от 08.11.2017 к соглашению от 10.06.2016 N 32/РАП2016, то есть срок исковой давности по исковым требованиям на момент обращения в суд истек.
Денежные средства были перечислены ответчику на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия), Соглашений от N 23/РАП2015 от 15.05.2015, N 32/РАП2016 от 10.06.2016. Ответчик не приобрел денежные средства в сумме 57 893 100, 27 рублей для увеличения своего дохода или имущества. Денежные средства перечислены застройщику согласно Предмету Соглашений от N 23/РАП2015 от 15.05.2015, N 32/РАП2016 от 10.06.2016., то есть, использовал их по целевому назначению.
На апелляционную жалобу ответчика поступил отзыв истца, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.12.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Ответчик просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.05.2015 между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство, государственный заказчик) и муниципальным образованием "Поселок Сангар" (участник программы) заключено соглашение N 23/РАП2015, определяющее порядок взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий этапа 2015 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 г. N 193 за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
По пункту 3.3.12 соглашения в обязанности участника программы входит в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции принимать меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств Фонда и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) при реализации Программы.
Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 соглашения от 15.05.2015 участник программы за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обязался приобрести у застройщиков жилые помещения в многоквартирных домах или завершить строительство жилых помещений в собственность муниципального образования для предоставления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда и полное освоение финансовой поддержки республиканского бюджета до 30.11.2016, завершить переселение всех граждан до 31.12.2016 с оформлением правоустанавливающих документов.
Между сторонами также были подписаны дополнительные соглашения N 3 от 09.12.2015, N 4 от 09.11.2016, N 5 от 09.12.2016, N 6 от 22.12.2016, N 7 от 23.08.2017, N8 от 08.11.2017.
Министерство перечислило участнику программы 181 540 035,25 руб. платежными поручениями N 1121 от 09.11.2015, N 1322 от 18.12.2015, N 1390 от 22.12.2015, N 339 от 24.05.2015 N 1102 от 05.11.2015, N 1119 от 09.11.2015, N 1391 от 22.12.2015, N 402 от 24.05.2015 N 771 от 12.08.2016, N 803 от 18.08.2016, N 1406 от 22.11.2016, N 1944 от 27.12.2016 N 243 от 12.04.2017, N 985 от 16.08.2017, N 1070 от 24.08.2017, N 1492 от 15.11.2016 N 1520 от 20.11.2017, N 1548 от 24.11.2017, N 812502 от 12.10.2017 (возврат). Этапом 2015 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 г. N 193 (в ред. от 26.05.2017 года N180), в муниципальном образовании "Поселок Сангар" было предусмотрено переселение 106 граждан из 46 жилых помещений площадью 2 035,10 кв.м. путем приобретения жилых помещений у застройщика.
В целях исполнения этапа 2015 года программы переселения Администрация МО "Поселок Сангар" заключила 5 муниципальных контрактов на сумму 148 976 700,60 рублей, в том числе 3 муниципальных контракта N 0116300027415000035 от 10.12.2015, N 0116300027415000031 от 27.10.2015, N 0116300027415000029 от 28.10.2015 с ООО ГПСК "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-14" на приобретение 13 жилых помещений общей площадью 675,81 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кобяйский улус (район), п. Сангар, ул. Ленина, д. 60, на сумму 43 474 857,30 рублей.
В связи с неисполнением обязательств застройщиком ООО ГПСК "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-14", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.08.2017 года N 276 внесены изменения в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" в части изменения способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда граждан с приобретения жилых помещений у застройщика на приобретение квартир на вторичном рынке.
С учетом внесенных изменений по этапу 2015 года стоимость переселения 96 граждан из 44 жилых помещений общей площадью 2 035,10 кв.м. составила 144 190 167,07 руб., в том числе за счет средств из местного бюджета - 1 589 118,26 руб. (Приложение N 1 к республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства").
Объем финансовой поддержки на сумму 144 190 167,07 руб. согласован сторонами в дополнительном соглашении N 8 от 08.11.2017 к соглашению от 15.05.2015 N 23/РАП2015.
Всего на реализацию этапа 2015 года программы переселения в бюджет МО "Поселок Сангар" Министерством перечислены средства субсидии в сумме 181 540 035,25 руб., что превышает предусмотренные Программой переселения объемы финансирования на 38 938 986,44 руб.
Соглашением N 32/РАП2016 от 10 июня 2016 года между Министерством архитектуры и строительного комплекса PC (Я) и муниципальным образованием "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района), определен порядок взаимодействия сторон в целях реализации мероприятий этапа 2016 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2018 годы, в том числе с учетом развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 года N 193, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
По пункту 3.3.12 соглашения в обязанности участника программы входит в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции принимать меры, необходимые для недопущения нецелевого использования средств Фонда и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) при реализации Программы.
Согласно пунктам 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 соглашения от 10.06.2016 участник программы за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) обязался приобрести у застройщиков жилые помещения в многоквартирных домах или завершить строительство жилых помещений в собственность муниципального образования для предоставления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда и полное освоение финансовой поддержки республиканского бюджета до 31.07.2017, завершить переселение всех граждан до 31.08.2017 с оформлением правоустанавливающих документов.
Между сторонами также были подписаны дополнительные соглашения N 1 от 09.11.2016, N 2 от 09.12.2016, N 3 от 22.12.2016, N 4 от 23.08.2017, N 5 от 08.11.2017.
Министерство перечислило участнику программы 178 292 255,34 руб. платежными поручениями N 772 от 11.08.2016, N 773 от 11.08.2016, N 800 от 16.08.2016, N 801 от 16.08.2016 N 1405 от 18.11.2016, N 1411 от 18.11.2016, N 1932 от 24.12.2016, N 244 от 12.04.2016 N 455 от 24.05.2017, N 592 от 27.06.2017, N 984 от 16.08.2017, N 1071 от 24.08.2017, N 1193 от 22.09.2017, N 1493 от 20.11.2017, N 1547 от 24.11.2017, N 81313 от 22.11.2017 (возврат).
Этапом 2016 года республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2013 г. N 193 (в ред. от 26.05.2017 года N180), в муниципальном образовании "Поселок Сангар" было предусмотрено переселение 106 граждан из 49 жилых помещений площадью 2 267,90 кв.м. путем приобретения жилых помещений у застройщика.
В целях исполнения этапа 2016 года программы переселения Администрация МО "Поселок Сангар" заключила 4 муниципальных контракта на сумму 168 370 672,00 рублей, в том числе 1 муниципальный контракт N 0116300027416000012 от 22.06.2016 с ООО ГПСК "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-14" на приобретение 11 жилых помещений общей площадью 514,05 кв.м. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кобяйский улус (район), п. Сангар, ул. Ленина, д. 60, на сумму 34 154 510,10 руб.
В связи с неисполнением обязательств застройщиком ООО ГПСК "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-14", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 года N 357 внесены изменения в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" в части изменения способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда граждан с приобретения жилых помещений у застройщика на приобретение квартир на вторичном рынке.
С учетом внесенных изменений по этапу 2016 года стоимость переселения 106 граждан из 49 жилых помещений общей площадью 2 267,90 кв.м. составила 161 896 974,59 руб., в том числе за счет средств муниципального образования 2 193 013,68 руб. (Приложение N 1 к республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018 годы, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства"), за счет внебюджетных источников финансирования 365 819,40 руб.
Объем финансовой поддержки на сумму 161 896 974,59 руб. согласован сторонами в дополнительном соглашении N 5 от 08.11.2017 к соглашению от 10.06.2016 N 32/РАП2016.
Всего на реализацию этапа 2016 года программы переселения в бюджет МО "Поселок Сангар" Министерством перечислены средства субсидии в сумме 178 292 255,34 руб., что превышает предусмотренные Программой переселения объемы финансирования на 18 954 113,83 руб.
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) является правопреемником Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), за исключением функций, связанных с управлением в области архитектуры и градостроительной деятельности (пункт 1.2. Положения о Министерстве строительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства PC (Я) N 326 от 21 ноября 2018 года).
Указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании 57 893 100,27 руб. неосновательного обогащения.
До предъявления иска в суд истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо от 19.03.2020 N 14108-416, в ответ на которое ответчик сообщил о принятии им мер по возврату денежных средств с общества с ограниченной ответственностью Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07.05.2018 по делу N А58-9482/2017 с общества с ограниченной ответственностью Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14" (ИНН 1435280041, ОГРН 1141447004940) в пользу администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010) взыскано 5 211 732,70 руб. основного долга по договору N 0116300027415000029 от 28.10.2015, 102 592,61 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.06.2018 по делу N А58-9483/2017 с общества с ограниченной ответственностью Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14" (ИНН 1435280041, ОГРН 1141447004940) в пользу администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010) взыскано 19 186 562,65 руб. основного долга по договору N 0116300027415000031 от 27.10.2015, 377 686,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2018 по делу N А58-9484/2017 с общества с ограниченной ответственностью Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14" (ИНН 1435280041, ОГРН 1141447004940) в пользу администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010) взыскано 14 619 720,50 руб. основного долга по договору N 0116300027415000035 от 10.12.2015 287 788,19 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2018 по делу N А58-9486/2017 с общества с ограниченной ответственностью Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14" (ИНН 1435280041, ОГРН 1141447004940) в пользу администрации муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1413261817, ОГРН 1061413000010) взыскано 18 954 113,83 руб. основного долга по договору N 0116300027416000012 от 22.06.2016, 373 110,43 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя министерства в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Исходя из существа заявленных требований и правовой природы отношений, вытекающих из соглашений от 15.05.2015 N 14РАП2015, от 10.06.2016 N 32/РАП2016, суд первой инстанции правильно посчитал, что к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.
В пункте 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Пунктом 6.1 соглашений предусмотрено наступление ответственности за несоблюдение условий соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по итогам реализации программы переселения граждан из аварийного жилья цели, определенные соглашениями от 15.05.2015 N 14РАП2015, от 10.06.2016 N 32/РАП2016, на которые были выделены средства республиканского бюджета, в согласованные сторонами сроки достигнуты не были -контракты с застройщиком (ООО Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14") были расторгнуты, что установлено при рассмотрении арбитражным судом дел NN А58-9482/2017, А58-9483/2017, А58-9484/2017, А58-9486/2017. Средства финансовой поддержки в сумме, заявленной по настоящему делу к взысканию, не достигли адресатов - граждан, подпадающих под программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
Факт перечисления истцом на счет ответчика денежных средств в общей сумме 359 832 290,59 руб. подтвержден представленными в дело платежными поручениями и ответчиком не оспаривается.
По дополнительному соглашению N 8 от 08.11.2017 к соглашению от 15.05.2015 объем финансовой поддержки на этап 2015 год составляет 144 190 167,07 руб., по дополнительному соглашению N 5 от 08.11.2017 к соглашению от 10.06.2016 объем финансовой поддержки на этап 2016 год - 161 896 974,59 руб., всего 306 087 141,66 руб.
С учетом суммы денежных средств из местного бюджета и внебюджетных источников финансирования 4 147 951,34 руб., стоимость переселения граждан за счет средств истца составила 301 939 190,32 руб.
Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, размер переплаты составляет 57 893 100,27 руб.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что перечисленные обстоятельства свидетельствуют о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения, что является основанием для возврата полученной спорной суммы субсидии в соответствующий бюджет. При рассмотрении дела ответчиком не представлены доказательства наличия правовых оснований для удержания спорной суммы, также как и доказательства возврата денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства были использованы по целевому назначению, отклоняются апелляционным судом, поскольку ответчику не предъявляется претензий в части целевого использования, а рассматривается вопрос о превышении объемов денежных средств полученных над теми, которые должны быть выделены в соответствии с Программой.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ
В силу пункта 3.13. Положения о Министерстве архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства PC (Я) N 417 от 24.11.2014 года Министерство осуществляет функции главного администратора доходов, главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.
Установив отсутствие у ответчика правовых оснований для удержания спорной суммы, суд первой инстанции правильно посчитал требование истца о взыскании 57 893 100,27 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика, приведенные и суду апелляционной инстанции, об отсутствии неосновательного обогащения за счет истца, правильно отклонены судом первой инстанции как опровергнутые материалами дела. Более того, как правильно отметил суд первой инстанции, учитывая, что ответчик ранее взыскал с недобросовестного подрядчика ООО Группа Производственно-Строительных Компаний "Дальний Восток-14" денежные средства, указанное подтверждает, что на его стороне имеется неосновательное обогащение.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, также приведенные и в апелляционной жалобе, судом первой инстанции правомерно не приняты по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу положений пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела, срок исковой давности по заявленному требованию о взыскании неосновательного обогащения подлежит исчислению со дня заключения сторонами дополнительных соглашений от 08.11.2017, так как с этого момента истец должен был узнать об излишнем перечислении денежных средств. Настоящее исковое заявление в суд поступило 07.07.2020, то есть в пределах трёхлетнего срока исковой давности.
Из содержания статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в результате заключения договоров от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких договоров, является само публичное образование.
Согласно пункту 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ таким исполнительно - распорядительным органом является Администрация муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения подлежат удовлетворению за счет средств казны муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2020 года по делу N А58-4471/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4471/2020
Истец: Министерство строительства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Администрация муниципального образования "Поселок Сангар" Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)