г. Челябинск |
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А76-19815/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резниченко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.10.2020 по делу N А76-19815/2019.
В судебном заседании принял участие представитель межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - Мирзоева Д.О. (паспорт, диплом, доверенность от 18.12.2020).
Специализированная некоммерческая организация - Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" (далее - СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта МКД Челябинской области", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области и Курганских областях (далее - МТУ Росимущества в Челябинской области и Курганских областях, ответчик) о взыскании 21 043 руб. 36 коп. задолженности.
Определениями суда от 17.06.2019, от 04.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Муниципальное образование Копейский городской округ в лице Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Минфин России, Администрация Копейского городского округа, третьи лица; т. 1 л.д. 1-2, 53).
Решением суда от 07.10.2020 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Челябинской области и Курганских областях, за счет средств федерального бюджета, в пользу СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта МКД Челябинской области" взыскано 15 963 руб. 72 коп. задолженности, 1 517 руб. 22 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано (л.д. 77-81).
Не согласившись с принятым решением суда, МТУ Росимущества в Челябинской области и Курганских областях обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований к МТУ Росимущества в Челябинской области и Курганских областях отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что
жилое помещение кв. 2, общей площадью 60,4 кв.м., расположенное по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Электровозная, д. 7, не учтено в реестре федерального имущества.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области от 26.08.2009 N 1184-Р жилой дом N 7, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Электровозная, был предан в собственность муниципального образования "Копейский городской округ", а не в хозяйственное ведение.
Согласно п. 5 вышеуказанного распоряжения право собственности муниципального образования "Копейский городской округ" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Муниципальным образованием "Копейский городской округ" на основании акта приема-передачи от 03.11.2009 принято имущество, находящееся в федеральной собственности.
Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении спорного жилого помещения возлагается на муниципальное образование "Копейский городской округ".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта МКД Челябинской области" и третьи лиц не явились.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, ответчик, являясь собственником помещения, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Электровозная, д. 7, имеет задолженность по взносам на капитальный ремонт общедомового имущества перед истцом в размере 21 043 руб. 36 коп. за период с 01.03.2015 по 30.04.2019.
В подтверждение принадлежности ответчику спорного помещения, истец представил в материалы дела выписку из ЕГРН (л.д. 11-13).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 05.04.2019 (л.д. 6), с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в спорный период, послужило основанием для обращения СНОФ "РО Капитального ремонта МКД Челябинской области" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за период с марта 2015 по март 2016.
Апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя их следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятии, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 452 от 16.12.2016, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории, в том числе, и Челябинской области.
Возражая против исковых требований, ответчик представил в материалы дела распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области от 26.08.2009 N 1184-Р, согласно которому, жилой дом N 7, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Электровозная, передается в собственность муниципального образования "Копейский городской округ" (л.д. 25-26).
Согласно п. 5 вышеуказанного распоряжения право собственности муниципального образования "Копейский городской округ" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
На основании акта приема-передачи от 03.11.2009 муниципальным образованием "Копейский городской округ" принято имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе спорный многоквартирный дом (л.д. 26 оборот-27).
В последующем, регистрационным органом была внесена запись в ЕГРН о регистрации 05.07.2019 права собственности на спорную квартиру за муниципальным образованием "Копейский городской округ (л.д. 69).
Регистрация имущества или обременения на это имущество осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость" государственная регистрация прав носит заявительный характер. При этом заявителем будет являться лицо, в чью пользу осуществляется переход права собственности, или в чью пользу осуществляется обременение (ограничение) прав собственности.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание подтвержденность материалами дела факта принятия муниципальным образованием "Копейский городской округ" из федеральной собственности спорного помещения 03.11.2009, в рассматриваемом случае для целей оплаты взносов на капитальный ремонт общедомового имущества, не имеет решающего правового значения момент государственной регистрации права собственности на спорное имущество.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Челябинской области и Курганских областях.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку в удовлетворении исковых требований СНОФ "Региональный оператор капитального ремонта МКД Челябинской области" отказано, уплаченная истцом государственная пошлина остается в федеральном бюджете.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.10.2020 по делу N А76-19815/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований Специализированной некоммерческой организации-Фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области" к Межрегиональному территориальному управлению Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о взыскании 21 043 руб. 36 коп. задолженности, отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19815/2019
Истец: Специализированная некоммерческая организация-фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области"
Ответчик: МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МО Копейскуий городской округ в лице Администрации Копейского городского округа