г. Тула |
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А09-655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лада-Сервис-Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1023201293334, ИНН 3235003478), заинтересованного лица - Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Тула, ОГРН 1097154013461, ИНН 7107516785), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) в лице филиала "Брянскэнергосбыт, акционерного общества "Брянск-Лада" (г. Брянск), общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" в лице филиала г. Брянск (г. Брянск), публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (г. Москва), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лада-Сервис-Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2020 по делу N А09-655/2020 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лада-Сервис-Брянск" (далее - ООО "Лада-Сервис-Брянск", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Приокскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приокское управление Ростехнадзора, управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 27.12.2019 N 17-424 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт", акционерное общество "Брянск-Лада", общество с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" в лице филиала г. Брянск, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2020 постановление управления от 27.12.2019 N 17-424 признано незаконным в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 20 000 рублей.
ООО "Лада-Сервис-Брянск", не согласившись с состоявшимся судебным актом, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, обжаловало его в апелляционном порядке.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.11.2019 N 2-1242-р Приокским управлением Ростехнадзора в период с 27.11.2019 по 13.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Лада-Сервис-Брянск" требований энергетической безопасности, по результатам которой составлен акт проверки N 1242/4-ЭП-Б.
В ходе проверки выявлены нарушения требований энергетической безопасности, выразившееся в отсутствии назначенного ответственного лица за электрохозяйство; перечня должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности; журнала учета и присвоения 1 группы по электробезопасности; присвоения 1 группы по электробезопасности работникам неэлектротехнического персонала; отсутствии перечня должностей и профессий электротехнического персонала, которым необходимо иметь группу по электробезопасности; отсутствии перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; журнала учета работ по нарядам; необеспечении порядка хранения и выдачи ключей от электроустановок; отсутствии перечня средств защиты; журнала учета и содержания средств защиты; несоставлении паспортов на заземляющие устройства; отсутствии составления однолинейных схем электроустановок; проведения испытаний электрооборудования; распорядительного документа о предоставлении административно-техническому, оперативному персоналу права выдачи нарядов, права работникам назначаться допускающим; проектной документации.
Административным органом 20.12.2019 в отношении общества составлен протокол N 17-424 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, а 27.12.2019 вынесено постановление N 17-424 о привлечении ООО "Лада-Сервис-Брянск" к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Общество, не согласившись постановлением, указывая на то, что не является субъектом правонарушения, поскольку не имеет в пользовании энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых превышает 150 киловатт с номинальным напряжением 1000 вольт и выше, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) данный Закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 29.1 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный энергетический надзор не осуществляется в отношении деятельности потребителей электрической энергии, связанной с эксплуатацией энергопринимающих устройств, использующихся для бытовых нужд, а также других энергопринимающих устройств, суммарная максимальная мощность которых не превышает 150 киловатт с номинальным напряжением до 1000 вольт и которые присоединены к одному источнику электроснабжения.
Под максимальной мощностью понимается наибольшая величина мощности, определенная к одномоментному использованию энергопринимающими устройствами (объектами электросетевого хозяйства) в соответствии с документами о технологическом присоединении и обусловленная составом энергопринимающего оборудования (объектов электросетевого хозяйства) и технологическим процессом потребителя, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязанность обеспечить передачу электрической энергии, исчисляемой в мегаваттах (абзац седьмой пункта 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 861 (далее - Правила N 861)).
Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в отношении которых потребитель намерен заключить договор, указывается потребителем в заявлении о заключении договора присоединения и впоследствии является существенным условием договора энергоснабжения (пункты 9, 19(1) Правил N 861, статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ООО "Лада-Сервис-Брянск" осуществляет техническое обслуживание транспортных средств и имеет электрооборудование и электроустановки общего назначения (распределительные устройства, кабельные линии, средства учета, электрическое освещение): розетки для подключения электроприемников, рабочее освещение в помещениях, на рабочих местах, открытых пространствах, кабельные линии 0,4 кВ для передачи электроэнергии, обеспечивающие электрическую связь между распределительными устройствами, распределительные устройства 0,4 кВт, служащие для приема и распределения электроэнергии, устройства защиты и автоматики, отвечающие понятию электроустановки, содержащемуся в пункте 1.1.3 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204.
Между ООО "ТЭК-Энерго" (продавец) и ООО "Лада-Сервис-Брянск" (покупатель) 06.04.2017 заключен договор энергоснабжения N 2196/БГО, согласно пункту 2.1 которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, а покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги.
Согласно пункту 3.2.1 договора продавец осуществляет поставку электрической энергии и мощности в точках поставки, находящиеся на границе балансовой принадлежности, определенные приложением N 1 к договору. В свою очередь, обязанностью покупателя (пункт 3.3.1 договора) является принять электрическую энергию и мощность в точках поставки по приложению N 1 к договору.
На основании приложения N 1 к договору энергоснабжения от 06.04.2017 N 2196/БГО точкой поставки электрической энергии для объекта - производственное помещение, расположенное по адресу г. Брянск, ул. Культуры, 1а - является РУ-0,4 кВ ТП-2158, максимальная мощность - 164 кВт, уровень напряжения - СН2.
Указание в приложении к договору уровня напряжения СН2 согласно пункту 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, означает, что энергопринимающие устройства ООО "Лада-Сервис-Брянск" имеют напряжение в диапазоне 20-1 кВ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что суммарная максимальная мощность энергопринимающих устройств, оборудования для принятия электрической энергии ООО "Лада-Сервис-Брянск" в точке поставки составляет 164 кВТ с номинальным напряжением 1000 вольт и выше, а поэтому общество является субъектом электроэнергетики и подпадает под федеральный государственный энергетический надзор.
Повторяемые в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у общества технической возможности и электрооборудования, позволяющего потребить договорную мощность (164 кВт), отсутствии электроустановок напряжением выше 1000 В, а равно доводы о непроведении административным органом осмотра энергопринимающих устройств общества, отклоняются судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
Исходя из пункта 3.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н, работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться лишь в сопровождении оперативного персонала, обслуживающего данную электроустановку. Сопровождающий работник должен осуществлять контроль за безопасностью людей, допущенных в электроустановки, и предупреждать их о запрещении приближаться к токоведущим частям.
Также при проведении осмотра электроустановок необходимо иметь техническую документацию электроустановок, для определения их устройства и функционирования.
Такая документация запрашивалась у общества (пункт 13 распоряжения о проведении проверки от 25.11.2019 N 2-1242-р), однако, представлена не была.
Требования к потребителям, эксплуатирующим электроустановки до 220 кВ включительно, определены Правилами технический эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила эксплуатации).
В соответствии с пунктом 1.2.2 Правил эксплуатации потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями данных Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД); своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности; обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; охрану труда электротехнического и электротехнологического персонала; охрану окружающей среды при эксплуатации электроустановок; учет, анализ и расследование нарушений в работе электроустановок, несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электроустановок, и принятие мер по устранению причин их возникновения; представление сообщений в органы госэнергонадзора об авариях, смертельных, тяжелых и групповых несчастных случаях, связанных с эксплуатацией электроустановок; разработку должностных, производственных инструкций и инструкций по охране труда для электротехнического персонала; укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; учет, рациональное расходование электрической энергии и проведение мероприятий по энергосбережению; проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
В силу пункта 1.2.3 Правил эксплуатации для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Из акта проверки, протокола об административном правонарушении следует, что у общества ответственные лица не назначены.
В нарушение пункта 1.4.4 Правил эксплуатации у общества не утвержден перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу 1 группы по электробезопасности, журнал учета присвоения 1 группы по электробезопасности, неэлектротехническому персоналу, работникам такого персонала не присвоена 1 группа по электробезопасности, отсутствует перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности (пункт 1.4.3 Правил).
Согласно пункту 1.7.2 Правил устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации.
Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям названных Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее - ОТ) и технике безопасности (далее - ТБ).
Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты.
Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами (пункт 1.7.3 Правил).
В рассматриваемом случае документов, подтверждающих учет работ по текущей эксплуатации, порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок, перечня и содержания средств защиты, обществом ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.
В нарушение пункта 1.8.1 Правил на предприятии не составлены однолинейные схемы электроустановок, не проводится испытание электрооборудования (пункты 1.2.2, 2.2.38 Правил).
При проведении проверки обществом не представлены документация, указанная в подпунктах 1.7.2, 1.8.2, 1.8.1 Правил, касающаяся предоставления оперативному, административному персоналу права выдачи нарядов и распоряжений, допуска, проектная документация.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушена, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей определено обществу судом в минимальном размере санкции статьи 9.11 КоАП РФ, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствия отягчающих обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте.
Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2020 по делу N А09-655/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-655/2020
Истец: ООО "Лада-Сервис-Брянск"
Ответчик: Приокское управление Ростехнадзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО "Брянск-Лада", АО Брянск Лада ", ООО "БрянскЭлектро", ООО "Газпром энергосбыт" в лице филиала "Брянскэнергосбыт", ООО Брянск Электро, ООО газпром энергосбыт брянск, ООО Газпром энергосбыт Брянск, ф-л "Брянскэнергосбыт", ПАО "МРСК Центра" филиал "Брянскэнерго", ПАО МРСК-Центра, ПАО МРСК-Центра, "Брянскэнерго"