г. Пермь |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А71-10547/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
с участием в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
представителя заинтересованного лица, Купцова В.А., действующего по доверенности от 20.05.2020 N 311/20, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, публичного акционерного общества "Детский мир",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 ноября 2020 года
по делу N А71-10547/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 7707515984)
к публичному акционерному обществу "Детский мир" (ОГРН 1027700047100, ИНН 7729355029)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении публичного акционерного общества "Детский мир" (далее - ПАО "Детский мир", общество, ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Публичное акционерное общество "Детский мир" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ПАО "Детский мир" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о том, что измерение показателей микроклимата при санитарно-эпидемиологическом обследовании было произведено экспертом с нарушением установленных норм и методик для измерения микроклимата в помещениях, а также вопреки правилам эксплуатации прибора "ВИТ-2". Ссылаясь на Приказ Роспотребнадзора N 224, указывает, что порядок проведения обследования и дачи экспертного заключения нарушен: административным органом определение о назначении санитарно - эпидемиологического обследования направлено обществу уже после его проведения. При этом, экспертное заключение не является экспертизой в общем понимании, а является документом, подтверждающим проведение санитарно-эпидемиологического обследования. Указывает, что Акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764 и экспертное заключение от 21.07.2020 N 1286 при проверке условий хранения не могут являться надлежащими доказательствами для квалификации вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ. Полагает, что материалы дела не содержат достаточных доказательств наличия в противоправном деянии квалифицирующего признака правонарушения - причинение вреда либо создание реальной угрозы причинения жизни или здоровью граждан. Обращает внимание на противоречивость выводов эксперта и оснований для привлечения общества к ответственности.
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции проведенном в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел", представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивал.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей 22.06.2020 в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике жалобы гражданки Пантюхиной Д.А. (вх. N 18-00-02/023-6303-ж от 22.06.2020) Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике вынесены:
- определение о возбуждении дела о административном правонарушении и проведении административного расследования от 08.07.2020 N 152, копия которого вручена представителю общества по доверенности Крымской Е.А. 08.07.2020, а также направлена по адресу общества регистрируемым почтовым отправлением и вручена 16.07.2020;
- определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному расследованию, от 09.07.2020 N 18- 00-02/021-6415-2020 и от 21.07.2020 N 18-00-02/021-6788-2020, которые вручены представителю общества по доверенности Крымской Е.А. 09.07.2020 и 21.07.2020 соответственно. Кроме того, копии определений направлены регистрируемыми почтовыми отправлениями по адресу общества и вручены 16.07.2020, 04.08.2020.
10.07.2020 Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике во ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" направлено поручение по делу об административном правонарушении от 10.07.2020 N 169 провести санитарно-эпидемиологическое обследование предприятия - ПАО "Детский мир" по месту осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а ТРЦ "Италмас" в части соблюдения требований законодательства о техническом регулировании - ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (статья 17. Требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции (пункты 7, 9, 12).
Уведомление о поведении обследования, назначенного на 15.07.2020, вручено представителю ПАО "Детский мир" 09.07.2020.
На основании поручения по делу об административном правонарушении от 10.07.2020 N 169 врачом по гигиене питания ООСГН ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" Дербеневой Н.М. в присутствии представителя общества по доверенности от 09.05.2020 N 1575 Крымской Е.А. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование предприятия ПАО "Детский мир" по месту осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а ТРЦ "Италмас" с целью проверки соблюдения требований законодательства о техническом регулировании - ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", по результатам которого составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764, из которого следует, что на момент обследования в реализации имеется 209 наименований детских смесей, в том числе детская смесь "Similac гипоаллергенный", 375 г, с 0 мес. и "Similac гипоаллергенный", 375 г, с 6 мес., с датой изготовления 02.07.2019, срок годности до 02.07.2021, условия хранения: при температуре не выше 25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более 75%. В помещении подсортировочной (складе) на момент обследования показания термометра составляют 26,9 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - 76%. Журнал контроля температурно-влажностного режима ведется нерегулярно, последняя запись от 13.07.2020. ПАО "Детский мир" не представлены документы по поверке гигрометров психометрических "ВИТ-2", установленных в торговом зале и в подсортировочной, поэтому достоверно оценить условия хранения детских смесей не представляется возможным.
Определением от 16.07.2020 административным органом назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы акта санитарно-эпидемиологического обследования ПАО "Детский мир" на соответствие законодательства о техническом регулировании, с которым была ознакомлена представитель общества по доверенности Крымская Е.А., кроме того определение от 16.07.2020 направлено в адрес общества регистрируемым почтовым отправлением и вручено 23.07.2020.
По результатам проведенной экспертизы врачом по гигиене питания ООСГН ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" Дербеневой Н.М. составлено экспертное заключение от 21.07.2020 N 1286, из которого следует, что пищевая продукция для детского питания поступает на реализацию в торговый зал предприятия, товарный запас такой продукции хранится в помещении подсортировочной (складском помещении) на стеллажах. Сроки годности, установленные изготовителем, у продукции, находящейся на реализации, соблюдаются. Согласно маркировке потребительских упаковок продукции для детского питания продукция должна храниться при температуре не выше 25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более 75%. Для контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов в торговом зале и в помещении подсортировочной установлены гигрометры психометрические "ВИТ-2". В торговом зале предприятия показания регистрируются в журнале температурно-влажностного режима ежедневно 2 раза в сутки (в 10.00 и в 15.00), на момент осмотра температура воздуха составила 25 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха 74%, что соответствует условиям хранения, установленным изготовителем. В помещении подсортировочной показания регистрируются в журнале температурно-влажностного режима нерегулярно, последняя запись от 13.07.2020, на момент осмотра температура воздуха составила 26,9 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - 80%. Документы по поверке контрольно-измерительных приборов - гигрометров психометрических "ВИТ-2", установленных в торговом зале и в помещении подсортировочной, ПАО "Детский мир" не представлены, поэтому достоверно оценить условия хранения детских смесей не представляется возможным.
Экспертное заключение, акт санитарно-эпидемиологического обследования направлены в адрес общества регистрируемым почтовым отправлением и вручены 04.08.2020.
Определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному расследованию, от 21.07.2020 N 18-00-02/021-6788-2020 у общества истребованы документы изготовителя на гигрометры психометрические "ВИТ-2" (паспорта, инструкции по эксплуатации, документы, подтверждающие поверку данных приборов, установленных в предприятии по реализации детского питания по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а ТРЦ "Италмас").
В Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ПАО "Детский мир" представлены паспорта Мб.2.844.000ПС на гигрометры психометрические "ВИТ-2" производства ЧАО "Стеклоприбор" ТУ Украины 14307481.001-92 в 2-х экземплярах, руководство по эксплуатации Мб.2.844.000.РЭ в 2-х экземплярах.
При изучении и рассмотрении представленных документов административным органом установлено, что гигрометры психометрические "ВИТ-2" предназначены для измерения относительной влажности воздуха и температуры воздуха, знак и дата поверки обоих гигрометров - 10.2019 года. Согласно пункту 5 паспорта интервал между поверками составляет 2 года. Гигрометры психометрические ВИТ N 200366, N 200368 соответствуют требованиям технических условий ТУ 3 Украины 14307481.001-92 и признаны годными к эксплуатации.
С учетом данных обстоятельств показания гигрометров в помещениях торгового зала и в подсортировочной признаны административным органом действительными и достоверными.
28.08.2020 по факту обнаружения нарушений законодательства о техническом регулировании в части условий хранения пищевой продукции для детского питания (статья 2, пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 2, 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пункты 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции") в отношении ПАО "Детский мир", извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 24.07.2020 путем вручения уведомления представителю и 30.07.2020 путем направления уведомления по адресу общества регистрируемым почтовым отправлением, в присутствии его представителя по доверенности от 09.05.2020 N 1575 Крымской Е.А. главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении от 28.08.2020 вручена представителю общества 28.08.2020, о чем имеется подпись уполномоченного лица в протоколе.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.08.2020 обществом допущены нарушения законодательства о техническом регулировании в части условий хранения пищевой продукции для детского питания, выразившиеся в нарушении температурно-влажностного режима хранения пищевых продуктов в помещении подсортировочной и в торговом зале в ТРЦ "Италмас" по адресу места осуществления деятельности: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а, что может служить причиной размножения микроорганизмов в пищевой продукции, изменения свойств, которые могут повлиять на качество и безопасность продукции для детского питания. При употреблении такой продукции у детей с ослабленным иммунитетом, с предрасположенностью к аллергии могут возникнуть пищевые интоксикации, кишечные расстройства и другие проявления, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, в связи с чем вменяемое обществу административное правонарушение квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности состава вменяемого правонарушения в действиях (бездействии) общества, отсутствии процессуальных нарушений в ходе административного производства, а также обстоятельств, препятствующих привлечению к ответственности.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом положений законодательства, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения суда по следующим мотивам.
Согласно ч. 2 ст. 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) данный Федеральный закон определяет основы правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст.39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Закона N 184-ФЗ в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 02.11.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товаросопроводительных документах (пункт 2 статьи 19 Закона N 29-ФЗ).
В случае, если при хранении, перевозках пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами, материалами и изделиями соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны информировать об этом владельцев и получателей пищевых продуктов, материалов и изделий. Такие пищевые продукты, материалы и изделия не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой они утилизируются или уничтожаются (пункт 5 статьи 19 Закона N 29-ФЗ).
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Согласно статьям 4, 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного Союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Исходя из положений пунктов 1, 2, 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту. В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (часть 9 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
В силу части 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Административным органом было установлено и в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение нарушение обществом статьи 2, пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 2, 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пунктов 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Факт нарушения обществом требований к безопасности пищевой продукции законодательства о техническом регулировании в части условий хранения пищевой продукции для детского питания подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, актом санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764, экспертным заключением от 21.07.2020 N 1286, протоколом об административном правонарушении от 28.08.2020.
По доводам общества о нарушении методики измерений параметров со стороны экспертов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" суд апелляционной инстанции поясняет следующее.
Согласно маркировке потребительских упаковок продукции для детского питания продукция должна храниться при температуре не выше 25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более 75%.
Согласно журналу учета температурно-влажностного режима подсортировочной предприятия ПАО "Детский мир" по месту осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а ТРЦ "Италмас", показания регистрируются нерегулярно, последняя запись - 13.07.2020 (по состоянию на дату обследования - 15.07.2020), нет отметок о показателях температуры и относительной влажности воздуха за 14.07.2020, 15.07.2020 в 10 часов, 05.07.2020, то есть невозможно оценить условия хранения пищевой продукции для детского питания за перечисленные дни. Вместе с тем, в периоды 03.07.2020 - 04.07.2020 температура воздуха составила +26С, 06.07.2020 - 10.07.2020 - +27С, 11.07.2020 -13.07.2020 - +26С, относительная влажность воздуха в указанные периоды не регистрировалась.
Кроме того, 01.07.2020, 02.07.2020 относительная влажность воздуха в подсотртировочной составила 83 %.
Согласно журналу учета температурно-влажностного режима торгового зала предприятия ПАО "Детский мир" по месту осуществления деятельности по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автозаводская, 2а ТРЦ "Италмас", температура воздуха при реализации продукции для детского питания в период с 07.07.2020 по 10.7.2020 составила +26С, относительная влажность воздуха не регистрировалась.
Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764, из которого следует, что на момент обследования в помещении подсортировочной (складе) на момент обследования показания термометра составляют 26,9 градусов Цельсия, относительная влажность воздуха - 76%.
Оснований не доверять выявленным нарушениям в данной части у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку гигрометры психометрические "ВИТ-2", ВИТ N 200366, N 200368 предназначенные для измерения относительной влажности воздуха и температуры воздуха, соответствуют требованиям технических условий и признаны годными к эксплуатации, таким образом, показания гигрометров в помещениях торгового зала и в подсортировочной признаны действительными и достоверными.
Данные приборы используются юридическим лицом для контроля за соблюдением температурно-влажностного режима самостоятельно, а журналы учета температурно-влажностного режима фиксируют создаваемый микроклимат в помещениях общества при хранении пищевой продукции для детского питания.
Исходя вышесказанного, а именно имеющихся показателей приборов, снятых в день проведения исследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике", а также данных журналов учета температурно-влажностного режима подсортировочной предприятия следует, что обществом, вопреки доводам апелляционной жалобы нарушаются требования маркировки потребительских упаковок, согласно которым продукция детского питания должна храниться при температуре не выше 25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более 75%.
Доводы общества о процессуальных нарушениях, допущенных при проведении административного расследования основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Судом первой инстанции указанный довод исследовался.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами о том, что санитарно-эпидемиологическое обследование не является экспертизой, КоАП РФ не предусмотрено вынесение определений для проведения обследования. Санитарно-эпидемиологическое обследование проведено по поручению административного органа от 10.07.2020, о чем общество было заблаговременно уведомлено 09.07.2020, в присутствии представителя общества по доверенности, акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764 подписан представителем общества по доверенности Крымской Е.А. без замечаний.
Следовательно, процедура проведения административного расследования выполнена Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в соответствии с нормами законодательства и предусмотренном порядке.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание на то, что каких-либо доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отвода эксперта и фактическом нарушении прав общества при проведении экспертизы, ответчиком не приведено; акт санитарно-эпидемиологического обследования от 15.07.2020 N 764 не содержит возражений ответчика; ПАО "Детский мир" не заявляло о проведении дополнительных исследований при применении иных специальных технических средств; нарушение температурных условий хранения пищевой продукции для детского питания ответчиком по существу не опровергнуто.
На основании вышеизложенного, мероприятия контроля осуществлены органом надзора с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем оснований полагать о недопустимости добытых в ходе проверки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях муниципального учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о неправильной квалификации вменяемого административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае ПАО "Детский мир" вменяется несоблюдение условий хранения пищевой продукции, в том числе, положений Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что ПАО "Детский мир" были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства при изготовлении продукции, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях ПАО "Детский мир" доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан со стороны общества не соответствует действительности, поскольку допущенное им правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем носит общественно опасный характер. Общество, как профессиональный участник рынка, осуществляющий розничную продажу пищевой продукции потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, предназначенная для реализации, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней. Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота, в том числе хранения и реализации.
Хранение и последующая реализация пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности, уже само по себе объективно создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, и для констатации данного факта не требуется проведения каких-либо экспертиз качества такой продукции, либо наличия информации об уже заболевших или умерших людях по причине употребления данной продукции.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции также не установлено.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 ноября 2020 года по делу N А71-10547/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Детский мир" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10547/2020
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
Ответчик: ПАО "Детский Мир"