город Томск |
|
3 февраля 2021 г. |
Дело N А27-19851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Сергея Николаевича (N 07АП-12331/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.11.2020 по делу N А27-19851/2020 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению индивидуального предпринимателя Филиппова Сергея Николаевича (город Челябинск, ОГРНИП 315746000004351, ИНН 745008411944) к прокуратуре Кемеровской области - Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433) в лице прокуратуры города Анжеро-Судженска (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 9) о признании недействительным представления от 19.08.2020 N 7-2-2020.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Ефанов Д. А. по дов. от 28.02.2020, диплом,
от заинтересованного лица: Емельянова С. А. по дов. от 21.01.2021, поручение от 25.01.2021, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Филиппов Сергей Николаевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Филиппов С.Н.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о признании недействительным представления прокуратуры города Анжеро-Судженска (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) от 19.08.2020 N 7-2-2020.
Решением суда от 09.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Филиппов С.Н. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции без предоставленных ему полномочий внес исправление в выданное предпринимателю представление; в материалах дела не содержится доказательств того, что арендованный предпринимателем объект включен в список торговых объектов или в перечень мест массового пребывания людей; представление должно быть выдано собственнику помещений.
Прокуратура в отзыве на жалобу не согласилась с доводами заявителя, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей предпринимателя и Прокуратуры, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, по поручению заместителя прокурора Кемеровской области - Кузбасса от 22.07.2020 N 27-2-2020 прокуратурой г. Анжеро-Судженска проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства объектами торговли в связи с поступившей информацией Управления по Кемеровской области - Кузбассу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия).
Из информации следует, что правообладателями торговых объектов с марта 2020 года не формируются комиссии для проведения категорирования объекта в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 (далее - Требования по антитеррористической защищенности).
В ходе проверки установлено, что на территории Анжеро-Судженского городского округа по ул. Горняцкая, д.4, расположен принадлежащий ИП Филиппову С.Н. объект торговли - магазин "RBT.ru".
В ходе проведения обследования установлено, что на указанном объекте не соблюдаются требования антитеррористического законодательства.
19.08.2020 заместителем прокурора города Анжеро-Судженска в отношении ИП Филиппова С.Н. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма.
Не согласившись с вышеуказанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и отмене.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконным представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма от 19.08.2020.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится прокуратурой на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Статья 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон N 35-ФЗ) определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Законом N 35-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Закон N 35-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 утверждены Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории) (далее - Требования N 1273).
Названные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности торговых объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов (территорий) (пункт 1).
Пунктом 2 Требований N 1273 определено, что под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 5 Требований N 1273 перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ИП Филиппов С.Н. является правообладателем торгового объекта - магазина "RBT.ru". Указанное помещение принадлежит предпринимателю на основании договора аренды нежилого помещения от 30.05.2016, заключенного с индивидуальным предпринимателем Торик А.Ю.
С учетом вышеназванных норм спорный торговый объект подлежит категорированию в интересах антитеррористической защиты.
Постановлением Губернатора Кузбасса от 18.09.2019 N 65-ПГ Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области-Кузбасса (далее - Департамент) определен уполномоченным органом по формированию перечня торговых объектов (территорий), расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Указанным нормативным правовым актом определен Порядок взаимодействия органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса, уполномоченных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований при организации работы по реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых (объектов) территорий, находящихся на территории Кемеровской области (далее - Порядок взаимодействия).
Пунктом 7 Порядка взаимодействия установлено, что Департамент в течение 5 календарных дней после утверждения перечня торговых объектов (территорий) письменно уведомляет соответствующих правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торгового объекта (территорий) в указанный перечень.
26.02.2020 Департаментом сформирован и представлен на утверждение Губернатору Кузбасса перечень торговых объектов подлежащих антитеррористической защите.
В марте 2020 года Департаментом собственникам (правообладателям) торговых объектов направлены уведомления о внесении торговых объектов в Перечень торговых объектов (территорий) подлежащих категорированию, что следует из письма Росгвардии.
Администрацией Анжеро-Судженского городского округа в период с 31.03.2020 по 07.04.2020 с правообладателями объектов, включенных в перечень торговых объектов подлежащих категорированию, проведена работа, доведена информация о включении их в перечень, вручены рекомендации, образец акта обследования и категорирования объекта, в том числе с заместителю директора магазина "RBT.ru" Гуро К.Н., о чем свидетельствует подпись в реестре ознакомления 07.04.2020.
Ка верно отметил суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие сведений о получении указанных документов, заявитель полномочия должностного лица, расписавшегося в их получении, документально не опроверг.
При этом предпринимателем в течение месяца со дня получения уведомления о включении объекта в перечень комиссионное обследование объекта не организовано и не проведено, паспорт безопасности не составлен, с уполномоченными органами не согласован, в связи с чем прокуратурой г. Анжеро-Судженска 19.08.2020 вынесено оспариваемое представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризма.
Довод апеллянта о том, что оспариваемое представление должно быть адресовано собственнику объекта недвижимости, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 3 Требований N 1273 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Как указывалось выше, ИП Филиппов С.Н. является правообладателем торгового объекта - магазина "RBT.ru". Указанное помещение принадлежит предпринимателю на праве аренды (договор аренды нежилого помещения от 30.05.2016, заключенный с индивидуальным предпринимателем Торик А.Ю.).
Из пункта 4.1.7 договора аренды недвижимого имущества от 30.05.2016 следует, что в течение всего срока аренды арендатор - ИП Филиппов С.Н. обязуется соблюдать обязательные требования и правила, установленные законодательством для видов деятельности, осуществляемых в помещении. Арендатор самостоятельно несет всю полноту ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и иных обязательных требований и правил.
Таким образом, вопреки позиции заявителя в рассматриваемом случае ИП Филиппов С.Н. как владелец объекта, использующий его в торговых целях, должен обеспечить его антитеррористическую защищенность.
Доводы заявителя о неприменении к спорным правоотношениям требований антитеррористического законодательства, поскольку магазин "RBT.ru" не является местом массового пребывания людей, одновременное пребывание и (или) передвижение людей на территории магазина составляет менее 50 человек, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Предусмотренные пунктом 12 Требований N 1273 к антитеррористической защищенности характеристики учитываются для отнесения торговых объектов к одной из трех категорий, а не для включения их в Перечень.
Согласно пункту 14 Требований N 1273 к антитеррористической защищенности для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в Перечень. Срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что только комиссия, созданная правообладателем торгового объекта, по результатам проведенного обследования торгового объекта может принять решение рекомендательного характера о необходимости исключения торгового объекта из Перечня.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции внес исправления в оспариваемое представление, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции не вносил изменения в оспариваемое представление, а лишь указал, что ошибочное указание в представлении от 19.08.2020 даты постановления Правительства РФ N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)": "25.03.2015" вместо "19.10.2017", суд расценивает как опечатку, не влекущую незаконности оспариваемого представления.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.11.2020 по делу N А27-19851/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Филиппова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19851/2020
Истец: Филиппов Сергей Николаевич
Ответчик: Прокуратура города Анжеро-Судженска
Третье лицо: Прокуратура Кемеровской области, Прокуратура Томской области