город Омск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А70-13795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13418/2020) общества с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.10.2020 по делу N А70-13795/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" (ОГРН 1077203055082, ИНН 7204116422, адрес: 625002, Тюменская область, город Тюмень, улица Орджоникидзе, дом 11/1, офис 1) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, 34/1) об оспаривании предписания N ТО-11-61 от 28.05.2019,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" (далее - ООО "Тюменская УК по ЭЖФ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Госжилинспекция Тюменской области, инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 28.05.2019 N ТО-11-61.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.10.2020 по делу N А70-13795/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в момент передачи жилого дома по адресу: г. Тюмень, ул. Карла Маркса, д.110А, в управление ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" (01.01.2008) коллективная антенна в многоквартирном доме отсутствовала. Кроме того в силу действующих в сфере спорных отношений нормативных правовых актов коллективная телевизионная антенна не включена в перечень имущества, входящего во внутридомовую систему электроснабжения.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с правилами статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" является управляющей организацией в многоквартирное доме по адресу: г. Тюмень ул. Карла Маркса, д. 110 "А".
На основании приказа начальника административного органа от 30.01.2019 N 01-27-0219/19 с целью рассмотрения обращения от 28.01.2019 N 0517-ж/18 по многоквартирному дому по ул. Карла Маркса, д. 110А г. Тюмени проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, по результатам которой составлен акт проверки от 25.02.2019 N ТО-11-28. Проверкой установлено отсутствие системы коллективного приема телевидения (коллективной антенны), являющейся общим имуществом, и непринятие ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" мер по ее восстановлению.
25.02.2019 инспекцией в отношении общества было выдано предписание N ТО-11-09, в соответствии с которым на ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" возложена обязанность в срок до 01.05.2019 обеспечить восстановление коллективной антенны, относящейся к общему имуществу собственников помещений в указанном многоквартирном доме и ее наладку.
По окончании срока исполнения предписания Госжилинспекцией Тюменской области на основании приказа от 15.05.2019 N 01-27-1429/19 в отношении ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" проведена внеплановая проверка с целью проверки исполнения предписания от 25.02.2019 N ТО-11-09, в результате которой установлено, что предписание не исполнено.
По результатам внеплановой проверки обществу было выдано повторное предписание от 28.05.2019 N ТО-11-61.
Считая повторное предписание не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу положений статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2).
В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при осуществлении лицензионного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 названной статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в ЖК РФ введены раздел X "Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами" и глава 19, в которых, помимо прочего, закреплены специальные правила проведения внеплановых проверок в отношении управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и Закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 названной статьи (часть 1).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата (часть 2).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД по адресу, приведенному выше, на основании лицензии от 13.04.2015 N 072 000032.
При этом вступившим в законную силу судебным актом по делу N А70-7639/2019 установлены обстоятельства поступления в инспекцию обращения физического лица с требованием о проведении проверки законности демонтажа коллективной антенны (системы коллективного приема телевидения - СКПТ) в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень, ул. Карла Маркса, д.110 "А". На основании приказа начальника Госжилинспекции Тюменской области от 30.01.2019 N 01-27-0219/19 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, по результатам которой выдано предписание от 25.02.2019 N ТО-11-09.
Обществом в судебном порядке оспорено первоначальное предписание от 25.02.2019 N ТО-11-09. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.09.2019 по делу N А70-7639/2019 обществу отказано в признании недействительным предписания от 25.02.2019 N ТО-11-09. Постановлением от 16.03.2020 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 06.09.2019 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.11.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7639/2019 оставлены без изменения, кассационная жалоба ООО "Тюменская УК по ЭЖФ" - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая субъектный состав дел N N А70-7639/2019, А70-13795/2019, предмет исследования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А70-7639/2019, не подлежат повторному установлению при рассмотрении настоящего дела. В настоящем деле оспаривается повторное предписание (от 28.05.2019 N ТО-11-61), выданное административным органом обществу по установлении неисполнения предписания от 25.02.2019 N ТО-11-09. Существо требований предписаний, материальные и фактические основания их выдачи идентичны.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Состав общего имущества определен пункту 2 Правил N 491, в соответствии с подп. "д" которого общим имуществом, в частности, является механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). При этом в пункте 8 Правил N 491 системы коллективного приема телепередач, включая сети кабельного телевидения, оптоволоконную сеть, поименованы как информационно-телекоммуникационные сети, внешней границей которых является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Таким образом, коллективная антенна в многоквартирном доме, обслуживающая более одного жилого и (или) нежилого помещения, входит в состав общего имущества в таком доме. Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются как не основанные на положениях правового регулирования.
При этом требования об обязательном наличии в жилых зданиях телевизионных антенн закреплены в пункте 4.6 "СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр.
Согласно подпункту "а" пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, в том числе в документах технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что технический паспорт здания (строения) по ул. Карла Маркса, д. 110 "А" от 10.09.2003 содержит в разделе "Техническое описание здания или его основной пристройки" в качестве электроустройств указание на наличие телевидения, что установлено также арбитражными судами в рамках дела N А70-7639/2019.
Коллективная антенна была предусмотрена застройщиком при строительстве дома и, вопреки доводам жалобы, относится к общему имуществу многоквартирного дома. Доказательства легального уменьшения размера общего имущества дома в соответствии с правилами части 3 статьи 36 ЖК РФ в дело не представлены.
Отсутствие коллективной антенны нарушает права и охраняемые законом интересы собственников помещений в многоквартирном доме, а также свидетельствует о несоблюдении режима и состава общего имущества дома.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290) работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включают в себе техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Работы по восстановлению коллективной антенны, относящейся к общему имуществу собственников помещений в указанном МКД, наладка работы таковой входит в сферу обязанностей ООО "Тюменская УК по ЭЖФ". Иное не следует из нормативных правовых актов с учетом фактических обстоятельств дела. Само по себе несогласие общества с выводами суда первой инстанции, равно как неправильное толкование содержания релевантных нормативных правовых актов не имеют правового значения для результата рассмотрения дела. Инспекцией сделан верный вывод о нарушении ввиду отсутствия коллективной антенны требований закона и прав пользователей помещений дома. Основания для признания недействительным предписания от 28.05.2019 N ТО-11-61 не усматриваются судом апелляционной инстанции.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменская управляющая компания по ЭЖФ" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.10.2020 по делу N А70-13795/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13795/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ЭЖФ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ