город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2021 г. N Ф08-2491/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
дело N А32-11124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Нарышкиной Н.В., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2020 по делу N А32-11124/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг 23"
к администрации муниципального образования Туапсинский район, муниципальному образованию Туапсинский район
о признании незаконным постановления,
при участии посредством он-лайн связи от заявителя: представитель Гавура Д.В. по доверенности от 12.07.2019;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юг 23" (далее - общество, ООО "Юг 23") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к муниципальному образованию Туапсинский район, администрации муниципального образования Туапсинский район о признании Постановления N 2144 от 25.12.2019 администрации муниципального образования Туапсинский район "Об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 17.05.2017 г. N 758 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Юг 23" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой" незаконным.
Заявление мотивировано тем, что администрация муниципального образования Туапсинский район фактически в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора аренды земельного участка N 3300007564 площадью 400 кв. м с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, адрес: Туапсинский район, с. Агой, без оснований, предусмотренных действующим законодательством и договором.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что недопустима отмена ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в аренду после заключения соответствующего договора, поскольку в таком случае постановление о предоставлении земельного участка в аренду реализовано и фактически возникли гражданско-правовые отношения, которые не могут быть прекращены в рамках одностороннего действия администрации по отмене своего постановления о предоставлении земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрации муниципального образования Туапсинский район обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что спорный договор аренды земельного участка от 17.05.2017 не прошел государственную регистрацию, в связи с чем не порождает правовых последствий для третьих лиц. Заключение администрацией государственного контракта с третьими лицами на строительство на спорном земельном участке не приводит к нарушению публичных интересов. Заявитель не намерен использовать земельный участок для размещения объектов коммунального обслуживания. Поскольку договор аренды заключен в обход публичных процедур без намерения арендатора использовать его по целевому назначению, договор аренды является недействительным. При заключении договора аренды были допущены нарушения требований действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество полагает, что администрация в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора аренды земельного участка N 3300007564 площадью 400 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, адрес: Туапсинский район, с. Агой, без оснований, предусмотренных действующим законодательством и договором. Кроме того, 07.11.2018 администрацией муниципального образования Туапсинский район подано в Арбитражный суд Краснодарского края подано исковое заявление с требованием признании договора аренды земельного участка от 17.05.2017 N 3300007564 незаключенным (дело N А32-49098/2018).
В судебном заседании представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя, апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, зарегистрировано за муниципальным образованием Туапсинский район.
На основании Постановления администрации МО Туапсинский район от 17.05.2017 N 758, между администрацией МО Туапсинский район и ООО "Юг 23" заключен договор аренды от 17.05.2017 N 3300007564 земельного участка с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, сроком на 30 лет, предназначенный для коммунального обслуживания.
Договор аренды процедуру государственной регистрации не прошел.
29.03.2019 между Министерством здравоохранения Краснодарского края и муниципальным образованием Туапсинский район заключено соглашение N 25 о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций, согласно п.п. 1.1 которого муниципальное образование Туапсинский район организует мероприятие по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район 25.02.2020 выдано разрешение на строительство N 25-53-2745-2020 здания амбулатории врача общей практики в с. Агой, Туапсинского района на земельном участке площадью 400 кв.м с кадастровым номером 23:33:0907001:3001.
Администрация полагает, что поскольку договор аренды земельного участка от 17.05.2017 N 3300007564, не прошел государственную регистрацию, он не порождает правовых последствий для третьих лиц, в связи с чем, заключение администрацией муниципального образования Туапсинский район государственного контракта с третьими лицами на строительство социально-значимого объекта на спорном земельном участке, не только не приводит к нарушению публичных интересов, но и обеспечивает использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, установленного 29.01.2020 N 119 Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" - "общественное использование объектов капитального строительства", а также направлено на создание благоприятных условий для проживания граждан.
По сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, 17.09.2013 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за администрацией муниципального образования Туапсинский район. Указанное право администрацией МО Туапсинский район не прекращено.
Поскольку при наличии зарегистрированного за администрацией муниципального образования Туапсинский район права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:33:0907001:3001, предоставление его по договору аренды ООО "Юг 23" противоречит действующему законодательству, администрация приняла Постановление от 25.12.2019 N 2144 " Об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 17.05.2017 N 758 "О предоставлении ООО "Юг 23" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой".
Общество, считая указанное постановление незаконным, нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Статья 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующая порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающаяся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлена на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в статье 12 Конституции Российской Федерации и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Однако это не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О).
В этой связи, реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Соответствующие решения должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты). Сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2017 N 4-АПГ17-22, от 22.02.2018 N 310-КГ17-23135).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута регламентировано положениями главы V.6 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (п.п. 4 п. 2 ст 39.6 ЗК РФ ).
Спорный земельный участок был предоставлен ООО "Юг 23" на основании п.п.4п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов, в связи с тем, что ООО "Юг 23" при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду указало на необходимость размещения на нем инженерных сетей, необходимых для обеспечения жилого дома, на строительство которого обществу было выдано разрешение. Вместе с тем ООО "Юг 23" не доказало, что намерено использовать земельный участок для размещения объектов коммунального обслуживания.
Доводы администрации о том, что согласно Проектной документации по объекту капитального строительства: многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Горная, 10/Г, п. Агой и Заключению негосударственной экспертизы на предоставленном по договору аренды земельном участке обществом запланировано размещение парковки на 18 мест, что противоречит виду разрешенного использования земельного участка и основанию его предоставления, обществом не опровергнуты.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Юг 23" не осуществляет деятельность, связанную с коммунальным обслуживанием, в том числе с размещением инженерных коммуникаций.
Таким образом, договор аренды земельного участка от 17.05.2017 N 3300007564, был заключен с ООО "Юг 23" в обход публичных процедур (без торгов), без намерения арендатора использовать его по целевому назначению.
При этом в рамках дела N А32-32276/2019, что 18.04.2014 администрация и общество по результатам проведенных торгов (итогам аукциона) заключили договор N 3300006525 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 6 641 кв. м с кадастровым номером 23:33:0907001:3482, расположенного по адресу: Туапсинский район, с. Агой. Договор аренды заключен на срок 10 лет, до 18.04.2024, земельный участок предоставлен обществу для строительства (размещения) многоэтажного жилого дома со встроенным универсальным магазином и подземной стоянкой автотранспорта. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН, запись государственной регистрации прав от 05.06.2014 N 23-23-01/2053/2014-176. Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район 04.07.2017 застройщику выдано разрешение N 23-53- 2074-2017 на строительство указанного объекта капитального строительства по адресу: п. Агой, ул. Горная, 10/Г, сроком действия до 04.07.2021.
В рамках дела А32-49098/2018 дела судом исследовалась проектная документация "Многоэтажный жилой дом со встроенным универсальным магазином и подземной стоянкой автотранспорта в п. Агой по адресу: ул. Горная, 10/Г", составленная ООО "Декарт Статик". Суд в решении от 18.01.2021 указал, что из проекта следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0907001:3001 предусмотрено размещение 18 парковочных мест для жильцов дома.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0907001:3001 предоставлен ООО "Юг 23" в аренду в отсутствие правовых на то оснований, а спорный договор аренды от 17.05.2017 N 3300007564 заключен в обход публичной процедуры (без проведения торгов, аукциона), в силу чего является недействительной (ничтожной) сделкой.
С учетом изложенного, Постановление администрации МО Туапсинский район от 25.12.2019 N 2144 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 17.05.2017 N 758 "О предоставлении ООО "Юг 23" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой" принято в порядке самоконтроля и отменяет ранее принятый акт, противоречащий закону.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данных норм права, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными.
При совокупности приведенных обстоятельств, у администрации отсутствовали основания для предоставления спорного земельного участка в обход публичной процедуры, в связи с чем изданное Администрацией муниципального образования Туапсинский район Постановление N 2144 от 25.12.2019 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Туапсинский район от 17.05.2017 г. N 758 "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Юг 23" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой", соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу.
Таким образом, судом первой инстанции не установлены предусмотренные ст. ст. 198 - 201 АПК РФ основания для удовлетворения требований общества, в связи с указанным решение суда об удовлетворении заявления подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2020 по делу N А32-11124/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11124/2020
Истец: ООО "Юг 23"
Ответчик: Администрация муниципального образования Туапсинский район, МО Туапсинский район, Туапсинский район
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2491/2021
03.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19394/20
25.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11124/20
26.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8083/20