г. Владивосток |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А51-10754/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтаир",
апелляционное производство N 05АП-8530/2020
на решение от 17.11.2020
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-10754/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" (ИНН 2527000761, ОГРН 1022500818394)
к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724),
третьи лица: Колхоз "Русановский" (ОГРН 1022500819780, ИНН 2527006072), Администрация Спасского муниципального района (НН 2527003240, ОГРН 1022500818780),
о признании незаконным отказа от 11.05.2020 N 20/6061 на ходатайство об изъятии участка недр площадью 50 га. для государственных и муниципальных нужд из земельного участка 25:16:010101:7.
при участии:
от ООО "Альтаир": директор Кравченко М.П. на основании протокола общего собрания участников ООО "Альтаир" от 30.12.2016 N 86, паспорт,
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края о признании незаконным отказа от 11.05.2020 N 20/6061 на ходатайство об изъятии участка недр площадью 50 га. для государственных и муниципальных нужд из земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7, об обязании Министерства удовлетворить ходатайство об изъятии участка недр площадью 50 га для государственных и муниципальных нужд из земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7 для проведения работ, связанных с добычей недр местного значения.
Решением арбитражного суда Приморского края от 17.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В доводах апелляционной жалобы заявитель указывает, что с учетом положений ч.4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), факт получения обществом лицензии на пользование недрами влечет за собой возникновение исключительных прав на пользование недрами, обусловленное предоставлением пользователю горного отвода. В паспорте N 1 месторождения, в лицензии СПР 00838 ОЩ, в техпроекте указывается, что при разработке месторождения торфа "Духовское" вскрышные породы отсутствуют, это означает, что на участке недр местного значения, занимаемого месторождением торфа "Духовское" отсутствует почвенный слой, следовательно, использование участка недр местного значения для сельскохозяйственного производства невозможно.
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, Колхоз "Русановский", Администрация Спасского муниципального района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "Альтаир" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 26.01.2021 объявлялся перерыв до 01.01.2021 до 14 часов 50 минут, об объявлении которого лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Заслушав доводы и возражения заявителя, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
На основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 22.11.2018 N 37-01-09/510 ООО "Альтаир" предоставлено право пользования участком недр местного значения месторождения "Духовское" с целью разведки и добычи торфа сроком на 10 лет.
ООО "Альтаир" является держателем лицензии на пользование недрами СПР 00838 ОЩ, выданной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края 28.11.2018 сроком действия до 28.11.2038, представляющей обществу право на разведку и добычу торфа на месторождении "Духовское" на территории Спасского муниципального района Приморского края в 4.1 км на СЗ от Администрации Духовского сельского поселения.
Письмом от 02.08.2019 N 60 общество обратилось в Управление градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Спасского муниципального района с просьбой заключить договор аренды участка первой очереди месторождения торфа "Духовское", в ответ на которое письмом от 08.08.2019 администрация сообщила, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7 площадью 11548,346 га, который предоставлен в аренду колхозу "Русановский", в связи с чем не может быть предоставлен в аренду ООО "Альтарир". Колхоз "Русановский" письмом от 27.01.2020 запретил ООО "Альтаир" производить работы по добыче торфа на принадлежащих ему землях.
В целях оформления прав на земельный участок для добычи торфа по лицензии на пользование недрами СПР 00838 ОЩ, на основании статей 56.2- 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации общество ходатайствовало перед Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края об изъятии для государственных и муниципальных нужд, формировании нового участка категории земель "земли промышленности" участка недр площадью 50 га из земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7 (письмо от 29.04.2020 исх. N 20).
Письмом от 11.05.2020 N 20/6061 Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края отказало ООО "Альтаир" в удовлетворении его ходатайства, указав, что само по себе наличие лицензии на пользование недрами не является достаточным основанием для изъятия спорного земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Не согласившись с отказом, оформленным письмом от 11.05.2020 N 20/6061, считая его незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в суд с рассматриваемы заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения в силу следующего.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Согласно статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со статьей 25.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом; допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью; вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией; любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
ООО "Альтаир" является держателем лицензии на пользование недрами СПР 00838 ОЩ, выданной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края 28.11.2018 сроком действия до 28.11.2038, представляющей обществу право на разведку и добычу торфа на месторождении "Духовское" на территории Спасского муниципального района Приморского края в 4.1 км на СЗ от Администрации Духовского сельского поселения.
Таким образом, с учетом положений части 4 статьи 7 Закона N 2395-1 коллегия полагает, что факт получения обществом лицензии на пользование недрами влечет за собой возникновение исключительных прав на пользование недрами, обусловленное предоставлением пользователю горного отвода.
В спорной ситуации ООО "Альтаир" настаивает на том, что наличие у него лицензии на пользование недрами является также безусловным основанием для изъятия земельного участка площадью 50 га, путем формировании нового участка категории земель "земли промышленности" участка недр из земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7, являющегося предметом договора аренды колхоза "Русановский".
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 Кодекса).
На основании статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством; в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В силу статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п. 2 названной статьи.).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Согласно пункта 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 Кодекса.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (подп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ).
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 4 вышеназванной статьи); в случае если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 ЗК РФ (п. 6 вышеназванной статьи).
В силу пункта 11 статьи 56.4 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Кодекса; ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подп. 1, 3-5 п. 16 ст. 11.10 Кодекса, в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Между тем, из положений ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ не следует, что лицензия на право пользования участком недр местного значения является основанием для удовлетворения такого ходатайства и влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными наличие государственной или муниципальной нужды правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, то есть, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Доказательств наличия таких обстоятельств, из материалов дела не усматривается.
Вместе с тем, спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, представляющие собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком их предоставления.
Заявитель по факту просит изъять земельный участок у собственника и передать его в пользование юридического лица для осуществления последним коммерческой деятельности, не имеющей общественно значимого приоритета, над ныне осуществляемым на участке сельскохозяйственным производством.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что деятельность общества, которую оно планирует осуществлять на земельном участке, лишь опосредованно служит интересам общества и направлена на извлечение прибыли самим заявителем.
Само по себе наличие действующей лицензии на право пользования участком недр местного значения, не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям; учитывая разрешительный характер деятельности по освоению недр, наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей.
Заявителем не представлено иных доказательств наличия государственной или муниципальной нужды в изъятии земельного участка для его использования частным субъектом в целях получения выгоды.
Следовательно, несмотря на то, что заявитель попадает под категорию лиц, имеющих право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, само по себе данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения такого ходатайства при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие земельного участка.
В отсутствие доказательств наличия государственной или муниципальной нужды, доводы заявителя о том, что на спорном участке отсутствует почвенный слой, не имеют правового значения для целей разрешения настоящего спора.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для удовлетворения требований общества о признании недействительным отказа от 11.05.2020 N 20/6061 на ходатайство об изъятии участка недр площадью 50 га. для государственных и муниципальных нужд из земельного участка с кадастровым номером 25:16:010101:7, и обязании Министерства удовлетворить данное ходатайство в целях устранения допущенных нарушений прав и интересов общества, не имеется.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого решения суда первой инстанции.
Излишне уплаченная 14.12.2020 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2020 по делу N А51-10754/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альтаир" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 194 от 14.12.2020.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10754/2020
Истец: ООО "АЛЬТАИР"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края
Третье лицо: Администрация Спасского муниципального района, Колхоз "Русановский"