город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2021 г. N Ф08-4287/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-7809/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от истца: представитель Шабашова И.С. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2020 по делу N А32-7809/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (ОГРН 1022302380638, ИНН 2315004404) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, ПАО "Новороссийский морской торговый порт", порт) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования железнодорожного состава в размере 474 020, 40 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.05.2019 по 25.02.2020 в размере 22 673,98 руб., а также процентов в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки с 26.02.2020, до момента фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель настаивает на обоснованности исковых требований, указывая на то, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства в обоснование требований, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
В судебное заседание ответчик, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом и портом 27.03.2017 заключен договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, вступивший в силу 27.03.2017 и действующий до 31.12.2019 (дополнительное соглашение N 3 от 04.04.2018) включительно, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого владелец не является, производится локомотивом Перевозчика.
Согласно п. 11 договора на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, принадлежащем ПАО "Новороссийский морской торговый порт", устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 (тринадцать) часов.
Данная временная величина определяет время разгрузки одного вагона на подъездных путях необщего пользования, принадлежащих грузополучателю. В случае нарушения грузополучателем указанного технологического оборота вагонов, а именно превышение данного предела, перевозчиком срываются планы подвоза вагонов к местам выгрузки, то есть сроки доставки грузов в целом, изменяется график движения поездов.
На основании п.п "в" п. 14 договора порт (владелец) уплачивает обществу (перевозчику) плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
Как указывает общество, допущены следующие случаи задержки поездов в пути следования на промежуточных станциях по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования порта и невозможности принятия к разгрузке спорных поездов ответчиком:
1) 28.02.2019 в 11:27 часов времени на станции Мичуринск-Воронежский Юго - Восточная железная дорога на основании оперативного приказа N 338 временно оставлен от движения поезд N 3387 индекс 5922-757-5210 в количестве 70 вагонов, по причине нарушения Портом технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора, что подтверждается актами общей формы на начало и на окончания задержки, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями.
11.03.2019 в 18:50 часов времени на основании оперативного приказа указанные вагоны были отправлены на станцию назначения Новороссийск Северо- Кавказская железная дорога.
на ст.Новороссийск поезд прибыл через 6 дней 17.03.2019 в 15:28, о чем составлен АОФ 15/4434 на 1 вагон.
2) 14.03.2019 в 02:41 часов времени на станции Лихая Северо- Кавказская железная дорога временно оставлен от движения поезд N 2308 индекс 5922-757-5210, по причине нарушения Портом технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами и соответствующим извещениями.
14.03.2019 в 09:00 часов времени указанные вагоны были отправлены на станцию назначения Новороссийск Северо- Кавказская железная дорога.
При этом в ж.д. накладных имеется отметка о наличии АОФ на продление срока доставки. В дорожных ведомостях такая отметка не указана.
Общество полагает, что задержки поезда допущены в связи с нарушением портом - грузополучателем технологических норм на выгрузку вагонов, установленных п. 11 Договора (13 часов). Груз прибыл на станцию "Новороссийск" с нарушением сроков доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования. Общество указывает, что по причине занятости путей грузополучателя, перевозчик вынужден был задерживать поезда в пути следования, то есть осуществлять "бросание" поездов на промежуточных станциях. Задержка состава по вине Порта привела к нарушению сроков доставки. Факт занятости путей, помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика, согласно которым в дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях грузополучателя и препятствовали подаче спорных вагонов.
Факты задержки спорных поездов подтверждаются актами общей формы:
- вагоны, указанные в актах общей формы NN 15/4434-15/4436, 15/4441, 15/4443 - 15/4452, 15/4454, 15/4455, 15/4459, 15/4482-15/4484, 15/4486-15/4488, 15/4491-15/4496, 15/4502, 15/4505 прибыли на станцию назначения Новороссийск Северо- Кавказская железная дорога 17.03.2019 в 15.28 час. с нарушенным сроком доставки, который истек 13.03.2019.
- вагоны, указанные в актах общей формы NN 15/4437-15/4440, 15/4442, 15/4453, 15/4456, 15/4457, 15/4458, 15/4460-15/4461, 15/4465, 15/4467, 15/4469-15/4471, 15/4473, 15/4475, 15/4477-15/4481, 15/4489, 15/4497-15/4501, 15/4503, 15/4504 прибыли на станцию назначения Новороссийск Северо- Кавказская железная дорога 17.03.2019 г. в 15.28 час. с нарушенным сроком доставки, который истек 14.03.2019.
Общество сообщило порту о задержке вагонов в пути следования, что подтверждается извещениями о задержке вагонов, контейнеров в пути следования N 3349 от 28.02.2019, N 3350 от 11.03.2019, N 3206 от 14.03.2019, N 3216 от 14.03.2019, телефонограммой от 14.03.2019.
В обоснование невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, обществом представлены ведомости подачи уборки вагонов: NN 031246, 031253, 031275, 031309, 031312, 031339, 031344, 031469, 032505, 032563, 032564, 032568, 032634, 032667, 032714, 032674, 033861, 033895, 033919.
Письмом от 01.04.2019 N 274 общество просило порт в семидневный срок подписать накопительную ведомость - претензию с требованием уплаты 395 017 руб. без учета НДС, за задержку состава инд. 5922-75705210 в период с 28.02.2019 11.27 по 11.03.2019 18.50 час. по станции Мичуринск-Воронежский ЮВС, в период с 14.03.2019 в 02.41 час. по 14.03.2019 в 09.00 час. по станции Лихая Северо-Кавказская железная дорога.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке, обществом в адрес порта 08.04.2019 направлена претензия N 310, в которой общество просило порт в соответствии с абзацами 11,12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) внести плату за нахождение вагонов на путях общего пользования по ставкам, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (далее- ФСТ РФ) N 127-т/1 от 29.04.2015 за период, указанный в актах общей формы ст. Новороссийск NN 15/4434, 15/4435, 15/4436, 15/4437, 15/4438, 15/4439, 15/4440, 15/4441, 15/4442, 15/4443, 15/4444, 15/4445, 15/4446, 15/4447, 15/4448, 15/4450, 15/4458, 15/4471, 15/4482, 15/4492, 15/4500, 15/4451, 15/4459, 15/4473, 15/4483, 15/4493, 15/4501,15/4452, 15/4460, 15/4475, 15/4484, 15/4494, 15/4502, 15/4453, 15/4461, 15/4477, 15/4486, 15/4495, 15/4503, 15/4454, 15/4465, 15/4478, 15/4487, 15/4496, 15/4504, 15/4455, 15/4456, 15/4467, 15/4469, 15/4479, 15/4480, 15/4488, 15/4489, 15/4497, 15/4498, 15/4505 в размере 395 017 руб. Указанное письмо получено портом 09.04.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
С 07.06.2015 вступил в силу Приказ ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство).
Согласно п. 1.6 Тарифного руководства, время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статей 31, 36, 39 и 44 Устава по данным актов общей формы.
Согласно п. 2.1 Тарифного руководства плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).
Согласно п. 2.3 Тарифного руководства плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 1.
Согласно части 19 статьи 39 УЖТ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также указанным пунктом Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Статьей 119 УЖТ РФ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 УЖТ РФ следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Исходя из вышеприведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений Общество при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры Общества, распоряжением Общества от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений Общества при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение Клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по(номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 года N 127-t/I, Регламента взаимодействия подразделений Общества при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением Общества от 30.12.2016 N 2827р, следует, что в рамках настоящего дела исследованию подлежат следующие обстоятельства:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения портом технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока- доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом, само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов, на которые ссылается истец в исковом заявлении, без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Из искового заявления следует, что причиной задержки вагонов в спорный период (с февраля по март) явилась задержка вагонов с грузом в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением портом установленного договором технологического срока оборота вагонов.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие причин, зависящих от грузополучателя.
Так, согласно акту общей формы N 2/856 от 28.02.2019 до оформления задержки поезда N 3387 индекс 5922-757-5210 на ответственность порта путем издания оперативного приказа от 28.02.2019, состав простоял на станции Мичуринск 12 часов 20 минут по причине, зависящей от перевозчика, поскольку фактически прибыл на указанную станцию 27.02.2019 в 22-06 час. И только в 11:27 час 28.02.2019 составлен акт общей формы о задержании поезда по причинам, зависящим от грузополучателя.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что длительный простой поезда N 3387 по причинам, не зависящим от грузополучателя, безусловно, повлиял на общее количество времени движения до станции назначения.
Извещение N 3349 от 28.02.2019 о задержке поезда N 3387 вручено истцом ответчику только 18.03.2019, то есть спустя пятнадцать суток после задержки. Извещение N 3350 от 11.03.2019 об отправлении указанного поезда получено портом 18.03.2019, то есть спустя 7 суток.
Представленные в дело обращения и оперативные приказы начальника станции Новороссийск N 3349 от 28.02.2019, 3350 от 11.03.2019, а также акт общей формы от 28.02.2019 N 2/856 никем не подписаны, что позволяет их признать недопустимыми доказательствами по вопросу о наличии правовых оснований для задержания поезда на станции Мичуринск по причинам, зависящим от грузополучателя.
Судом первой инстанции также установлено, что согласно акту общей формы N 4/16197 поезд N 2308 прибыл на станцию Лихая 13.03.2019 в 07:57 час, простаивал на данной станции по причинам, зависящим от перевозчика, и только в 02:41 14.03.2019 перевозчиком издан приказ о задержании данного поезда по причинам, зависящим от грузополучателя. Длительный простой поезда N 2308 по причинам, не зависящим от грузополучателя, повлиял на общее количество времени движения до станции назначения.
Представленные истцом в дело извещение N 3216 от 14.03.2019 о задержании поезда на станции Лихая и извещение об отправлении поезда на станцию назначения получены портом 15.03.2019, то есть на следующий день после задержания и отправления поезда. Данное обстоятельство не позволяло порту повлиять на ситуацию.
Оперативный приказ от 14.03.2019 о задержании грузового поезда N 2308 индекс 5922-757-5210 в количестве 70 вагонов на станции Лихая, приказ на отправление поезда от 14.03.2019 а также акт общей формы N 4/16197 от 14.03.2019 на начало задержки и акт общей формы N 4/16249 от 14.03.2019 на окончание задержки никем не подписаны, что позволяет суду признать их недопустимыми доказательствами по вопросу о наличии правовых оснований для задержания поезда на станции Мичуринск по причинам, зависящим от грузополучателя.
Помимо существенных недостатков и пороков доказательственной базы истца суд первой инстанции указал на необоснованность действий перевозчика по задержанию вагонов, которые привели к потере времени и нарушению срока доставки вагонов. Так, после отправления 11.03.2019 поезда N 3387 со станции Мичуринск, следуя со средней допустимой скоростью 550 км/ч поезд мог быть доставлен на станцию назначения Новороссийск в пределах срока доставки (14.03.2019), то есть группа вагонов со сроком доставки 14.03.2019 прибыла бы без нарушений.
Однако, как указано выше по причинам, зависящим от перевозчика, 13.03.2019 состав был отставлен от движения на станции Лихая, простоял некоторое время, а затем оформлен на ответственность грузоотправителя путем составления акта общей формы в 02-41 час.
При этом усматривается, что спорные составы в части группы вагонов со сроком доставки 13.03.2019 отстранены от движения в связи с неприемом станции Новороссийск СКВ по причине "01 Неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования" уже за пределами срока доставки. Поскольку бросание вагонов со сроком доставки 13.03.2019 произведена 13.03.2019 в 07:57 час по причинам, не зависящим от ответчика, следует вывод, что плата в этой части начислена истцом необоснованно.
В распоряжении РЖД от 30.12.2016 N 2827р "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО РЖД" предусмотрена подача телефонограмм. Однако, обществом не представлены телефонограммы с подтверждением о получении их Портом.
Обществом для начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на путях Общества по причине неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя/ владельца путей необщего пользования портом представлены акты общей формы NN 15/4434, 15/4435, 15/4436, 15/4437, 15/4438, 15/4439, 15/4440, 15/4441, 15/4442, 15/4443, 15/4444, 15/4445, 15/4446, 15/4447, 15/4448, 15/4449, 15/4450, 15/4451, 15/4452, 15/4453, 15/4454, 15/4455, 15/4456, 15/4457, 15/4458, 15/4459, 15/4460, 15/4461 от 17.03.2019; NN 15/4465, 15/4467, 15/4469, 15/4470, 15/4471, 15/4473, 15/4475, 15/4477, 15/4478, 15/4479, 15/4480, 15/4481, 15/4482, 15/4483, 15/4484, 15/4486, 15/4487, 15/4488, 15/4489, 15/4491, 15/4492, 15/4493, 15/4494, 15/4495, 15/4496, 15/4497, 15/4498, 15/4499, 15/4500, 15/4501, 15/4502, 15/4503, 15/4505 от 18.03.2019; N 5/1421 от 01.03.2019; NN 5/1648, 1160 от 14.03.2019; N 985 от 28.02.2019
Из представленных в материалы дела актов общей формы, подписанных портом с замечаниями, следует, что вагоны прибыли на станцию назначения с нарушением сроков доставки, который истек 13.03.2019 и 14.03.2019. Согласно возражениям порта к актам общей формы N 15/4434, 15/4435, 15/4436, 15/4437, 15/4438, 15/4439, 15/4440, 15/4441, 15/4442, 15/4443. 15/4444, 15/4445, 15/4446, 15/4447, 15/4448, 15/4449, 15/4450, 15/4451, 15/4452, 15/4453, 15/4454, 15/4455. 15/4456, 15/4457, 15/4458, 15/4459, 15/4460, 15/4461, 15/4465, 15/4467, 15/4467, 15/4469, 15/4470, 15/4471, 15/4473, 15/4475, 15/4477, 15/4478, 15/4479, 15/4480, 15/4481, 15/4482, 15/4483. 15/4484. 15/4486, 15/4487, 15/4488, 15/4489, 15/4491, 15/4492, 15/4493, 15/4494, 15/4495, 15/4496, 15/4497, 15/4498, 15/4499, 15/4500, 15/4501, 15/4502, 15/4503, 15/4504, 15/4505, порт не отказывался от приема вагонов. Задержка составов произошла ввиду отсутствия своевременно переданной первичной информации. На момент уведомления Порта срок доставки вагонов уже истек.
В возражениях на акты N 5/1421 от 01.03.2019; N 5/1648 от 14.03.2019 портом указано, что заявленные в актах вагоны заставлены выгрузкой другого района, что препятствует их подаче на Центральный район. Доступ к грузу закрыт. Вагоны на ответственность не приняты. К тому же, на выставочных путях Центрального района находятся порожние, готовые к уборке вагоны. Данные вагоны не приняты перевозчиком.
Суд первой инстанции указал, что сам по себе акт общей формы, тем более подписанный ответчиком с возражениями, не является достаточным доказательством, подтверждающим факт простоя вагона на ж/д путях общего пользования по вине грузополучателя (пользователя).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины порта в нарушении срока доставки отсутствует.
Согласно п. 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства в обоснование исковых требований, в том числе анализ занятости путей ответчика, анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования.
Как следует из материалов дела, все ведомости подачи и уборки вагонов, представленные в материалы дела, подписаны портом с возражениями, в которых указано, что с временем указанным в пунктах 4, 5, ответчик не согласен ввиду нарушения истцом интервальности подачи вагонов.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача и уборка данных вагонов перевозчиком будет производиться с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 договора N 325/2 от 27.03.2017 (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 04.04.2018) передача вагонов на пути необщего пользования производится с интервалами подач, установленных по Восточному району - 2,7 часа (2 ч. 45 мин.), Центральному району - 2,2 часа (2 часа 15 мин), по Западному району 3, 3 часа (3 часа 20 минут) Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечении 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Согласно пункту 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Таким образом, независимо от объема прибывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на пути необщего пользования: (1) по заявкам ответчика, (2) с учетом установленных интервалов и (3) в количестве вагонов, не превышающем единовременную подачу (пункты 6 - 7 договора N 325/2 от 27.03.2017). Выполнение истцом изложенных обязательств позволяет ответчику исполнить встречные договорные обязательства, в том числе, в части соблюдения технологического срока оборота вагонов. Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
Ввиду ограниченной вместимости пути необщего пользования, на занятость данного пути влияет не объем прибывшего в адрес грузополучателя груза и не беспрерывность его подачи, а ритмичность подачи вагонов перевозчиком, исходя из заявленной грузополучателем к подаче номенклатуры грузов и с учетом того, что заявленная номенклатура определяется последним исходя из действительной загрузки фронта погрузки/выгрузки грузом определенного вида в конкретный интервал.
В соответствии с договором не только перевозчик имеет право рассчитывать на то, что поданные вагоны по истечении срока оборота вагонов будут возвращены на этот путь, но и ответчик вправе рассчитывать на то, что подача данных вагонов перевозчиком будет производится с соблюдением установленных договором правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершения приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Общество в исковом заявлении указывает, что срок подачи спорных вагонов истек 14.03.2019. При этом из представленных в дело ведомостей подачи и уборки вагонов за спорный период NN 031246, 031253, 031275, 031309, 031312, 031339, 031344, 031469, 032505, 032563, 032564, 032568, 032634, 032667, 032714, 032674, 033861, 033895, 033919 следует, что убрано 635 вагонов.
Из ведомости подачи и уборки вагонов N 031861 за период с 13.03.2019 по 13.03.2019 следует, что в 01.10 час. были освобождены 37 мест выгрузки.
Из ведомости подачи и уборки вагонов N 032674 за период с 09.03.2019 по 09.03.2019 следует, что в 16.00 час. были освобождены 72 места выгрузки.
Указанные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что в соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 истец обязан был "поднять" спорный ж/д состав в связи с освобождением мест выгрузки.
Однако, в нарушение действующих нормативных документов истец данную обязанность не выполнил, общество было обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что в заявленный период задержка вагонов на ж/д путях общего пользования происходила по вине порта, ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования.
Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
При этом нарушение сроков доставки подтверждается транспортной железнодорожной накладной, которая в соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки грузов.
Согласно п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 07 августа 2015 года N 245, указано, что исчисление сроков доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Транспортные железнодорожные накладные, без которых, в отсутствие иных доказательств, невозможно определить наличие либо отсутствие факта нарушения срока доставки грузов, истцом в материалы дела не представлены.
Таким образом, истцом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в подтверждение доводов о том, что пути были заняты по причине, зависящей от ответчика.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2020 по делу N А32-7809/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7809/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ПАО Новороссийский морской торговый порт "