город Томск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 мая 2021 г. N Ф04-2419/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
2 февраля 2021 г. |
Дело N А45-18192/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Ярцева Д.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориально управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (N 07АП-12746/2020) на решение от 18.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-18192/2020 (судья Гребенюк Д.В.) по иску Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН 1105400000430), г. Новосибирск, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519), г. Новосибирск,
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 356 542 рублей 96 копеек.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284), город Москва,
УСТАНОВИЛ:
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере 356 542 рублей 96 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 18.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 215 461 рубль 21 копейка, в остальной части иска отказано.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение в части взыскания 215 461 рублей 21 копейки.
Указал, что все помещения в доме принадлежат Министерству обороны, дом имеет статус общежития, включение дома в региональную программу капитального ремонта является неправомерным; судом не принята во внимание специальная правоспособность ответчика.
Истец в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома по адресам: г. Новосибирск, ул. Солидарности, 70, р.п. Коченево, городок Военный находятся в собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, включены в региональную программу капитального ремонта 27.11.2013.
Поскольку ответчиком не произведена оплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт за период с августа 2014 года по февраль 2020 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В региональную программу включены все многоквартирные дома (пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации) за исключением указанных в пунктом 1 части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющего, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также не включаются в региональную программу многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов.
Ввиду отсутствия доказательств того, что спорные многоквартирные дома не подлежат включению в региональную программу, довод апелляционной жалобы о неправомерности их включения в региональную программу отклоняется.
Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 13.11.2013 N 490-п.
Размер взносов установлен постановлениями Правительства Новосибирской области N 512-п от 22.11.2013, N325-п от 10.10.2016 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области", согласно которым минимальный размер взноса на капитальный ремонт с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения, в месяц составляет:
- на 2014 год - в размере 5,60 рубля
- на 2015 год - в размере 6,10 рубля
-на 2016 год - в размере 6,10 рубля;
-на 2017 год - в размере 6,45 рубля.
-на 2018 год - в размере 6,80 рубля.
-на 2019 год - в размере 7,05 рубля.
- на 2020 год - в размере 7,72 рубля.
Ответчик за период с августа 2014 года по февраль 2020 года обязанность по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества дома не исполнил, в связи с чем, у него образовалась задолженность в размере 356 542 рублей 96 копеек.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о применении исковой давности в отношении помещений, расположенных в доме по адресу: р.п. Коченево, городок Военный, за период с августа 2014 года по июнь 2015 года, в отношении помещений, расположенных в доме по адресу: г. Новосибирск, ул. Солидарности, 70, с июля 2017 года по май 2017 года.
Применив статьи 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом пунктов 16, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд первой инстанции установил, что срок исковой давности по помещениям за период с июня 2017 года по февраль 2020 года не пропущен.
Сумма задолженности согласно представленному истцом расчету по помещениям по адресу: г. Новосибирск, ул. Солидарности, 70, за период с 01.06.2017 по 29.02.2020 составляет 215 461 рубль 21 копейка.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в той части, в которой истцом пропущен срок исковой давности, сторонами в апелляционной инстанции не оспорены.
Довод о том, что судом не принята во внимание специальная правоспособность ответчика, апелляционным судом также отклоняется в связи со следующим.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, с момента возникновения у учреждения права оперативного управления на помещение, расположенное в многоквартирном доме, у собственника (Российской Федерации) прекращается обязанность нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, такая обязанность переходит к лицу, владеющему помещением на указанном праве (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-10545).
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.11.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-18192/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориально управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Н.В Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18192/2020
Истец: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд