г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А56-43117/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: Мороз Е.В. по доверенности от 26.05.2023
от 3-го лица: Логуа П.Р. по доверенности от 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42257/2023) СПб ГКУ "Дирекция заказчика" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2023 по делу N А56-43117/2023, принятое
по заявлению ООО "Аксиома"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: СПб ГКУ "Дирекция заказчика"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аксиома" (ОГРН: 1077847229767, адрес: 191040, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 69, лит. Б, 1-Н, далее - Общество, ООО "Аксиома", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 10.02.2023 N РНП-78-232/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (ОГРН: 1027809198812, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, 1-3, далее - СПб ГКУ "Дирекция заказчика", Учреждение, третье лицо).
Решением от 01.11.2023 суд первой инстанции признал недействительным решение УФАС по Санкт-Петербургу от 10.02.2023 по делу N РНП-78-232/23, обязал Управление в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу в установленном порядке исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Аксиома", взыскал с Управления в пользу Общества 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители Учреждения и Управления поддержали доводы апелляционной жалобы.
Апелляционный суд не приобщает к материалам дела приложенные Учреждением к апелляционной жалобе документов в связи с отсутствием соответствующего ходатайства и обоснования невозможности представления указанных документов суку первой инстанции (пункт 2 статьи 268 АПК РФ).
ООО "Аксиома", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Учреждением (заказчиком) 24.05.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещено извещение N 0372200231722000024 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по реставрации и ремонту лицевых и дворовых фасадов объекта культурного наследия регионального значения "Собственный дом архитектора Н.П. Басина" (Санкт-Петербург, Крылова пер., 7/5, лит. А).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 914 687,00 руб.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ,
Закон о контрактной системе).
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2022 N ИЭОК1 победителем конкурса признано Общество.
По результатам закупки Учреждением и ООО "Аксиома" заключен государственный контракт N ПД-1МКД-2022 от 30.06.2022 на сумму 5 100 000,00 рублей (далее - Контракт).
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту, заказчик в соответствии с условиями контракта и статьей 95 Закона о контрактной системе принял решение от 24.01.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил соответствующие сведения в Управление.
Решением УФАС от 10.02.2023 по делу N РНП-78-232/23 сведения в отношении Общества включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме, придя к выводу об отсутствии в действиях Общества признаков недобросовестности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей УФАС и Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Включение сведений в РНП является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в РНП, по существу, является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств.
При этом положения Закона N 44-ФЗ, Правил N 1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в РНП антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В силу части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 Правил N 1078 к обращению прилагается решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракт. Не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий: рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (подпункт "а" пункта 13 Правил N 1078
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (подпункт "б" пункта 15 Правил N 1078).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что по результатам закупочной процедуры между Учреждением и ООО "Аксиома" заключен государственный контракт N ПД-1МКД-2022 от 30.06.2022; согласно пункту 7.1 - срок действия контракта - до 31.12.2023.
Согласно пункту 2.3 Контракта работы должны быть выполнены Обществом в соответствии с графиком производства работ, согласованным в порядке пункта 2.4. Контракта.
Как указывает Заказчик, в соответствии с согласованным Графиком, работы, поименованные в Разделе 13 Графика и относящиеся к 1 этапу, в полном объеме должны быть сданы Заказчику не позднее 07.11.2022.
Вместе с тем, Управлением в ходе рассмотрения дела установило, что по состоянию на 24.01.2023 Обществом ряд работ по 1 этапу не выполнен.
Ввиду оставления направленных в адрес Общества претензий без удовлетворения, в соответствии с пунктом 7.3 Контракта, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта; 24.01.2023 сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
Факт нарушения исполнения обязательств по контракту в части нарушения сроков выполнения работ по 1 этапу в соответствии с графиком Обществом по существу не опровергнут.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришел к выводу о том, что Общество 04.02.2023 направило в Учреждение (исх. N 23 от 03.02.2023) результат работ по 1-й очереди: проектная документация по результатам проведения предварительных работ и комплексному исследованию, и научным изысканиям, относящимся к 1 этапу работ для осуществления приемки и оплаты. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество в срок, установленный пунктом 14 статьей 95 Закона о контрактной системе, устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.02.2023 Общество предоставило Заказчику проектную документацию, не соответствующую условиям Контракта (Служебная записка от 06.02.2023).
Доказательств приемки Заказчиком работ по 1 этапу материалы дела не содержат. Акт N 23 от 03.02.223 о приемку выполненных работ, направленный Обществом в адрес Заказчика 03.02.2023, последним не подписан (л.д.58-62).
Более того, документы, подтверждающие, по мнению Общества, факт исполнения первого этапа работ по контракту, направлен ООО "Аксиома" в адрес Заказчика в ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта (исх.N 2-85/23-0-0 от 24.01.2022 - л.д.57).
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Аксиома" устранены не были. Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.02.2023.
Указанное решение в установленном порядке Обществом не оспаривалось.
Согласно сведениям с официального сайта kad.arbitr.ru Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в порядке упрощенного производства рассмотрены и удовлетворены два иска СПб ГКУ "Дирекция заказчика" к ООО "Аксиома" о взыскании неустойки по государственному контракту N ПД-1МКД-2022 от 30.06.2022 (решение от 18.03.2023 по делу N А56-2798/2023) и неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса по указанному контракту (решение от 10.05.2023 по делу N А56-19486/2023).
Указанное обстоятельство дополнительно подтверждает факт неисполнения Обществом работ по контракту.
Принимая решение об участии в закупке, участник как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
Доказательства возникновения у Общества каких-либо объективных обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших своевременно и в установленном порядке исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом, в материалы дела не представлены.
Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами в материалы дела документы, существенность нарушения, степень вины Общества, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих добросовестность поведения при исполнении Контракта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Управления о наличии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 01.11.2023 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 ноября 2023 года по делу N А56-43117/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Аксиома" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43117/2023
Истец: ООО "Аксиома"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: СПб ГКУ "Дирекция заказчика", САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ЗАКАЗЧИКА ПО РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫМ РАБОТАМ НА ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"