г. Челябинск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2021 г. N Ф09-2919/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А34-741/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Баканова В.В., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2020 по делу N А34-741/2020
В судебном заседании принял участие представитель:
истца - акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - Курлов И.Н. (паспорт, доверенность N Дв-В-2020-3662 от 01.01.2021, диплом).
акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - истец, АО "ЭК "Восток", податель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 36 "Сказка" (далее - первый ответчик) о взыскании 37468,97 рублей основного долга за поставленную в августе 2019 года электрическую энергию по муниципальному контракту N 60570036 от 30.01.2019, 2179,69 рублей неустойки за период с 19.09.2019 по 17.01.2020 с последующим начислением по день фактической оплаты долга. При недостаточности денежных средств просит взыскать указанную сумму в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования город Шадринск в лице отдела образования Администрации города Шадринска (далее - субсидиарный ответчик) за счет казны муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об увеличении размера исковых требований в части неустойки до 3060,93 рублей за период с 19.09.2019 по 13.03.2020. увеличение иска принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Также судом первой инстанции произведена замена стороны по делу ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 36 "Сказка" (ОГРН 1024501208731, ИНН 4502006652) на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 10 "Умка"" (ИНН 4502029829, ОГРН 1154501007638).
Также истцом был заявлен отказ от иска в части основного долга.
Отказ от иска в части взыскания основного долга в размере 37 468 руб. 97 коп. принят судом первой инстанции, производство по делу в указанно части прекращено.
Решением суда первой инстанции от 29.10.2020 исковые требования удовлетворены частично, с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 10 "Умка" в пользу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" взыскано 3060,93 рублей неустойки, а также 2000 рублей судебных расходов.
В иске к отделу образования Администрации города Шадринска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ЭК "Восток" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части отказа привлечения в качестве субсидиарного ответчика Муниципального образования город Шадринск Курганской области в лице отдела образования Администрации города Шадринска.
В обоснование доводов жалобы истец указывает, что Отдел образования как главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени муниципального образования в том числе и по денежным обязательствам основного ответчика.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.2020 N 23-П суду первой инстанции следовало исходить из того, что в данном конкретном случае Отдел образования несет субсидиарную ответственность по обязательствам основного ответчика.
До начала судебного заседания от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.01.2019 между истцом (исполнитель) и МКДОУ "Детский сад комбинированного вида N 36 "Сказка" (заказчик) заключен муниципальный контракт N 60570036 (л.д. 14-22), по условиям которого исполнитель обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) заказчику, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заказчику в точках поставки, определенных приложением N 1 к контракту, а заказчик обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом (пункт 2.1 контракта).
Согласно пункту 2.2 контракта сведения по каждому объекту энергоснабжения заказчика указаны в приложении N 1, N2 к контракту.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта определение объема покупки электрической энергии (мощности), в том числе, объема оказанных услуг по передаче электрической энергии, осуществляется исполнителем на основании показаний расчетных приборов учета (приложение N 1, N2 к контракту), в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
В силу пункта 4.8 контракта на основании полученных от заказчика показаний приборов учета и/или иных данных при применении расчетных способов исполнитель выставляет заказчику первичный документ (счет, универсальный передаточный документ) за соответствующий расчетный период.
Заказчик возвращает один экземпляр подписанного универсального передаточного документа в срок до 3-х дней. Универсальный передаточный документ в случае неполучения подписанного экземпляра считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
В силу пункта 5.3 договора расчетным периодом по контракту является один календарный месяц.
В соответствии с пунктом 5.4 контракта заказчик осуществляет оплату в следующем порядке:
- до 10 (десятого) числа текущего месяца 30 (тридцать) процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме
покупки в месяце, за который осуществляется оплата, без выставления счета;
- до 25 (двадцать пятого) числа текущего месяца - 40 (сорок) процентов от стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, без выставления счета;
- до 18 (восемнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, - окончательный расчет за объем покупки электрической энергии (мощности) в расчетном месяце с учетом средств, внесенных заказчиком в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение месяца, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта он вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2019, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019.
Истец, исполняя обязательства по договору, поставил МКДОУ "Детский сад комбинированного вида N 36 "Сказка" в августе 2019 года электрическую энергию, и выставил счет-фактуру N 19083102288/01/098 от 31.08.2019 (л.д.24) на сумму 37468,97 рублей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 36 "Сказка" (ОГРН 1024501208731, ИНН 4502006652) реорганизовано в форме присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 10 "Умка"" (ИНН 4502029829, ОГРН 1154501007638).
Первым ответчиком оплата произведена несвоевременно.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что спор в настоящем деле сводится к возможности привлечения Отдела образования к субсидиарной ответственности при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 10 "Умка"".
Первый ответчик является бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.
В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственным бюджетным учреждением признается учреждение, созданное субъектом (пункт 1 статьи 9.1) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 3 пункт 2 статьи 13). Его единственным учредительным документом является устав (пункт 1 статьи 14), утвержденный учредителем (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 14) и содержащий наименование учреждения с указанием его типа, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (пункт 3 статьи 14).
Согласно части 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Без согласия собственника бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества, а также недвижимым имуществом; остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом; бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах; доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (пункт 3 статьи 298 ГК РФ).
Следовательно, бюджетные учреждения, имея специальную правоспособность, обладают имущественными правами для решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, участвуют в гражданском обороте в очерченных законом границах и сообразно целям своей деятельности, выступая в гражданских правоотношениях от своего имени и неся, по общему правилу, самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
В силу пункта 1 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ответственность учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 ГК РФ, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Пункт 3 статьи 123.21 данного Кодекса закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 данного Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 1 статьи 322 ГК РФ установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу пункта 3 статьи 123.22 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Ответственность собственника имущества бюджетного учреждения предусмотрена пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ, которым, однако, установлена субсидиарная (а не солидарная) ответственность и только по обязательствам связанным с причинением вреда гражданам.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными ст. 120 данного Кодекса. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
В соответствии с нормой пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий распорядитель бюджетных средств.
Отдел образования Администрации города Шадринска является распорядителем бюджетных средств по отношению к первому ответчику.
Отказывая в иске к субсидиарному ответчику, суд первой инстанции пришел к выводу, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ может быть обращено взыскание, а также по обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения, вытекающим из публичного договора.
Вместе с тем, требование истца не основано ни на факте причинения вреда, ни на факте ликвидации бюджетного учреждения. Возможность взыскания задолженности не утрачена.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на приведенных выше нормах права.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
По мнению истца, выводы суда первой инстанции противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении от 12 мая 2020 года N 23-П, в котором Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2020 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ЛЫСЬВА-ТЕПЛОЭНЕРГО" признан не соответствующим статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1 - 3) Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).
С учетом вышеуказанных правовых норм апелляционный суд приходит к выводу, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, а также по обязательствам ликвидированного муниципального бюджетного учреждения, вытекающим из публичного договора.
Вместе с тем требования истца к субсидиарному ответчику не основано ни на факте причинения вреда, ни на факте наличия непогашенной задолженности у ликвидированного учреждения.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований к субсидиарному ответчику не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2020 по делу N А34-741/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
В.В.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-741/2020
Истец: АО "Энергосбытовая компания "Восток"
Ответчик: город Шадринск в лице ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАДРИНСКА, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад N 10 "" Умка", Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N 36"Сказка"
Третье лицо: АО "Энергосбытовая компания "Восток"