г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А56-51428/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Романова Т.В. по доверенности от 03.03.2020;
от Выборгской таможни: Агаджагнян А.Н. по доверенности от 11.01.2021;
от Таможенного поста: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31342/2020) Общества "OU Artdrive" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 г. по делу N А56-51428/2020, принятое
по заявлению Общества "OU Artdrive"
к Выборгской таможне;
к Таможенному посту МАПП Торфяновка
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество "OU ARTDRIVE" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.03.2020 о запрете ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) товара "салака мороженая".
Решением суда 09.09.2020 г. в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.09.2020 г., принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение таможни является необоснованным и немотивированным. При ввозе товара обязательные требования о пломбировании транспортных средств не действовали. Кроме того, податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права в части не уведомления Общества о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Выборгской таможни жалобу отклонил по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Таможенный пост МАПП Торфяновка в судебное заседание представителя не направил, отзыв на жалобу не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.02.2020 на МАПП Торфяновка из Финляндии на таможенную территорию Союза прибыл состав транспортных средств международной перевозки с регистрационными номерными знаками 263ВТG/060GS (далее - транспортное средство).
Представителем перевозчика OU "SPEED TRANS" в целях регистрации прибытия товаров и транспортных средств представлены товаросопроводительные документы (далее - ТСД): товаротранспортная накладная CMR N 2802/01, инвойс N 21/20 от 28.02.2020, упаковочный лист, ветеринарный сертификат FI1038490 от 28.02.2020, согласно которым от отправителя LANSI-RANNIKON KALA OY (Финляндия) в адрес получателя ТОО "Балтик Трейд Хаус" (Республика Казахстан) перемещался товар "салака мороженая", классифицируемый кодом 0303 51 00 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), страна происхождения - Финляндия.
Продавцом перемещаемого товара являлось Общество "ARTDRIVE OU" (Эстония).
В отношении перемещаемой партии товара МАПП Торфяновка зарегистрировано сообщение о прибытии N 10206040/290220/0013960/001.
По результатам таможенного контроля таможенным постом 01.03.2020 принято решение о запрете ввоза на таможенную территорию Союза товара "салака мороженая", сформировано сообщение об убытии N 10206040/010320/0005608/001.
Указанное решение таможенного поста обжаловано Обществом в Северо-Западное таможенное управление. Письмом Северо-Западного таможенного управления от 12.03.2020 жалоба Общества направлена в Выборгскую таможню для рассмотрения по существу.
Решением Выборгской таможни от 18.05.2020 г. N 07-25/5 решение таможенного поста МАПП Торфяновка от 01.03.2020 о запрете ввоза товара "салака мороженая" признано правомерным, в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Не согласившись с решением таможенного поста МАПП Торфяновка от 01.03.2020, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного решения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза) в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС, товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет документы и сведения, в том числе, о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен.
В соответствии пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
При этом в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры.
Порядок помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита регламентирован главой 22 ТК ЕАЭС, а условия их помещения под таможенную процедуру - статьей 143 ТК ЕАЭС, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе, вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия страной происхождения которых является, в том числе страны Евросоюза, установлен запрет ввоза (эмбарго).
Пунктом 1 Указа установлен запрет либо ограничение осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 г. N 778 утвержден Перечень такой продукции.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.1 Указа от 06.08.2014 N 560 ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 Указа от 06.08.2014 N 560, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством РФ, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877) утверждены:
- Правила осуществления транзитных международных перевозок;
- Правила выдачи учетных талонов водителям транспортных средств;
- Требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при транзитных перевозках.
В развитие пункта 5 Постановления N 1877 Министерства транспорта Российской Федерации издан приказ от 14.01.2020 N 13 "Об осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны при обеспечении их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС" (зарегистрирован в Минюсте 19.02.2020 N 57539) (далее - приказ Минтранса России от 14.01.2020 N 13) утверждены:
- Порядок информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной таможенной службы с организациями, уполномоченными Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб, при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" без использования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
- Требования к организациям, уполномоченным Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб, и порядок определения организаций, уполномоченных Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб;
- Требования к функциональным свойствам систем сбора, обработки, передачи и хранения информации, включающих средства идентификации (пломбы), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, используемых организациями, уполномоченными Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) электронных навигационных пломб, а также к структуре, составу и формату такой информации.
Приказ Минтранса России от 14.01.2020 N 13 вступил в законную силу 02.03.2020.
Судом первой инстанции установлено, что отправителем LANSI-RANNIKON KALA OY (Финляндия) в адрес получателя ТОО "Балтик Трейд Хаус" (Республика Казахстан) перемещался товар - "салака мороженая".
Представителем перевозчика OU "SPEED TRANS" в целях регистрации прибытия товаров представлены товаросопроводительные документы.
Исходя из представленных документов и с учетом Перечня, утвержденного Постановлением N 778, ввезенный на территорию РФ товар, классифицируемый в товарных позициях 0302-0304, 0307 ТН ВЭД ЕАЭС, является запрещенным к ввозу в Российскую Федерацию, транзит таких товаров осуществляется в соответствии с Правилами.
На момент прибытия товара (29.02.2020), перемещаемого на транспортном средстве 263ВТG/060GS на МАПП Торфяновка, меры, направленные на исполнение положений постановления Правительства РФ от 27.12.202019 N 1877, декларантом не были реализованы в полном объёме, что исключало возможность исполнения требования подпункта 1.1 Указа от 06.08.2014 N 560 в части обеспечения прослеживаемости перевозки с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также наличия у водителя транспортного средства, осуществляющего автомобильную перевозку, учетного талона.
В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1877, осуществление международных транзитных перевозок, без предоставления сведений, указанных в пунктах 6, 8, не допускается. И в случае несоблюдения указанных требований, автомобильные перевозчики обязаны обеспечить незамедлительный обратный вывоз товаров с территории РФ.
В данном случае представителем перевозчика при подаче документов для регистрации прибытия на таможенную территорию не представлены документы и сведения, указанные в пунктах 6,8 Правил, утверждённых Постановлением N 1877, в связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности принятого таможенным постом решения о запрете ввоза товара "салака мороженая", перемещаемого на транспортном средстве 263ВТG/060GS, на таможенную территорию Союза и формированию сообщения об убытии N10206040/010320/0005608/001.
Довод Общества о том, что приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14.01.2020 N 13 вступил в законную силу уже после ввоза товара на территорию РФ, отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент ввоза товара действовали Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ N1877. Указанными правилами на момент ввоза товара был утвержден порядок, в том числе и о наложении (снятии) и применении средств идентификации пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной системы ГЛОНАС при осуществлении транзитных перевозок. Постановление действовало с 07.01.2020, а следовательно, после указанной даты ввоз товаров, включенных в Перечень продукции, запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию, без соблюдения установленных запретов и ограничений, был запрещен.
Доводы Общества о процессуальном нарушении судом первой инстанции в части не извещения заявителя о времени и месте рассмотрения дела также отклоняются апелляционным судом, поскольку в материалах дела имеются доказательства направления определения суда первой инстанции от 02.07.2020 в адрес как Общества (почтовый идентификатор 19085443596226), так и в адрес представителя Общества - Романовой Т.В. (почтовый идентификатор 19085443596233). Романовой Т.В. определение получено 15.07.2020.
Неполучение корреспонденции либо несовершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет Общество.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что вынесенное Таможней решение является необоснованным, мотивы отказа оспариваемое решение не содержит.
Из части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В данном случае апелляционная коллегия соглашается с доводами Общества о том, что оспариваемое решение не содержит мотивов запрета ввоза товаров со ссылкой на нормативные правовые акты (л.д. 8), вместе с тем, данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным в силу отсутствия всех необходимых условий для принятия такого решения.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1500 руб. Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина оплачена в размере 3000 руб. по международному платежному поручению от 24.11.2020 г. N 104, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 сентября 2020 года по делу N А56-51428/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества "OU Artdrive" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу "OU Artdrive" из федерального бюджета РФ 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51428/2020
Истец: OU Artdrive, Романова Т.В. (представитель ОИ "Артдрайв" в СПб)
Ответчик: Выборгская таможня, Таможенный пост МАПП Торфяновка