Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2021 г. N 17АП-16513/20
г. Пермь |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А50-19905/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя ООО "ГлобалГазИнвест" (ОГРН 1075905011247, ИНН 5905257040) - Ананин А.А., паспорт, доверенность от 04.02.2021, Калинина Н.Н., паспорт, доверенность от 04.02.2021, Гущина Е.А., паспорт, доверенность от 04.02.2021;
от заинтересованного лица ИФНС по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787) - Доминов К.Р., удостоверение, доверенность от 21.01.2021, диплом;
от третьего лица ИФНС по Индустриальному району г. Перми - Власова Е.С., паспорт, доверенность от 26.12.2020, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "ГлобалГазИнвест"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 ноября 2020 года
по делу N А50-19905/2020,
принятое судьей Завадской Е.В.
по заявлению ООО "ГлобалГазИнвест"
к ИФНС по Ленинскому району г. Перми,
третье лицо: ИФНС по Индустриальному району г. Перми,
о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГлобалГазИнвест" (далее - заявитель, общество, ООО "ГГИ") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ИФНС по Ленинскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция), содержащим следующие требования:
Признать незаконными действия (бездействие) ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, выразившиеся в непредставлении ООО "ГГИ" ответов на следующие обращения:
1. Предоставлялась ли ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Сплин" (ИНН 5902028370); ООО "ПОЛЯРИС ГРУПП" (ИНН 5902000488), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "ОРИОН" (ИНН 5902245689), ООО "ФОРМПЛАСТ" (ИНН 5902018164) за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);
2. Предоставлялась ли ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Сплин" (ИНН 5902028370); ООО "ПОЛЯРИС ГРУПП" (ИНН 5902000488), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "ОРИОН" (ИНН 5902245689), ООО "ФОРМПЛАСТ" (ИНН 5902018164) за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по налогу на добавленную стоимость;
3. Производилась ли ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Сплин" (ИНН 5902028370); ООО "ПОЛЯРИС ГРУПП" (ИНН 5902000488), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "ОРИОН" (ИНН 5902245689), ООО "ФОРМПЛАСТ" (ИНН 5902018164) уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость, если "нет", то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;
4. Производились ли в отношении ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Сплин" (ИНН 5902028370); ООО "ПОЛЯРИС ГРУПП" (ИНН 5902000488), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "ОРИОН" (ИНН 5902245689), ООО "ФОРМПЛАСТ" (ИНН 5902018164) мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.
5. Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ГГИ".
Определением суда от 07.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС по Индустриальному району г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель жалобы считает, что приятое судом решение является незаконным и необоснованным, судом неверно применены нормы материального права. Так, заявитель считает, что запрашиваемые налогоплательщиком сведения в отношении контрагентов не относятся к налоговой тайне, выводы суда о том, что запрошенные обществом сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 составляли налоговую тайну, являются несостоятельными и противоречат положениям статьи 5 НК РФ и норм Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Заинтересованное лицо, третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, заинтересованного лица и третьего лица поддержали доводы жалобы и отзывов на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в отношении общества ИФНС России по Индустриальному району г. Перми проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (сборов) за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2018 N 16-25/0776, в котором ООО "ГГИ" предложено доначислить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, связанные с исключением из налоговых вычетов по НДС и из состава расходов затрат по взаимоотношениям с ООО "Орион" (ИНН 5902245689), ООО "Полярис Групп" (ИНН 5902000488), ООО "Тайфун" (ИНН 5921032767), ООО "Нордгрупп" (ИНН 2311214841), ООО "СК Виктория" (ИНН 5904296103), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "Формпласт" (ИНН 5902018164), ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Альянс" (ИНН 2311214680), ООО "СК "МагТрансСтрой" (ИНН 5905262668), ООО "Стройинвестгрупп" (ИНН 5904340190), ООО "Ермак" (ИНН 5904645805), ООО "СПЛИН" (ИНН 5902028370), ООО "Строитель" (ИНН 4824069417), как не являющихся субъектами реальной предпринимательской деятельности.
04.06.2020 ООО "ГГИ" обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г. Перми с запросами от 04.06.2020 N 87, N 74, N 76, N 79, N 80, N 84, в которых просило сообщить следующую информацию в отношении его контрагентов - ООО "Альянс" (ИНН 5902005052), ООО "Сплин" (ИНН 5902028370); ООО "Полярис Групп" (ИНН 5902000488), ООО "Партнер" (ИНН 5902030235), ООО "Орион" (ИНН 5902245689), ООО "ФОРМПЛАСТ" (ИНН 5902018164):
- предоставлялась ли за период 2015-2016 годы бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);
- предоставлялась ли за период 2015-2016 годы и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по НДС;
- производилась ли уплата в период 2015-2017 годы обязательных налогов и сборов, в том числе НДС, если "нет", то в какой сумме установлена недоимка и какие принимались меры к ее взысканию;
- производились ли мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 годы, в том числе: камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.
Ответами на указанные запросы налоговый орган отказал заявителю в представлении истребуемой информации, сославшись на то, что сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа к ним, а также отсутствие обязанности налогового органа по представлению указанной информации и возможности использования электронного сервиса на сайте налогового органа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2016 N 403-О раскрыл конституционный смысл, заключающийся в том, что в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Кодекса в их системной взаимосвязи: к числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса, статей 1 и 2 закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Законодательно закрепленное единство системы налоговых органов предполагает ведомственную субординацию территориальных налоговых органов - налоговых инспекций по отношению к федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов - Федеральной налоговой службе.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 6.3), к полномочиям Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации отнесено информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, разъяснение вопросов, отнесенных к сфере данного органа.
Правовой статус налоговых органов Российской Федерации во взаимоотношениях с налогоплательщиками определяется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506, Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.2020 N 343.
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ следует, что налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
Понятие налоговой тайны содержится в статье 102 НК РФ, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2673-О, одним из принципов налогового контроля является принцип соблюдения налоговой тайны, который проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (подпункт 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации). Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Так, в частности, в соответствии с подпунктами 3, 10, 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации") не является налоговой тайной информация:
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
- об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ.
При этом, указанная информация до 01.06.2016 (дата вступления в силу Федерального закона от 01.05.2016 N 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации") являлась налоговой тайной и не подлежала представлению.
Согласно пункту 2 статьи 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен в НК РФ, исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных НК РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральным законодателем предусмотрен ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях (определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-0).
Положения статьи 102 НК РФ являются частью публично-правового института налоговой тайны и направлены на защиту государственными органами сведений, разглашение которых может нарушить права и законные интересы налогоплательщиков.
Согласно пункту 1.1. статьи 102 Кодекса сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 настоящей статьи, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сроки и период размещения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, порядок их формирования и размещения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанность налоговых органов предоставлять по запросам физических и юридических лиц сведения, подлежащие размещению на сайте Федеральной налоговой службы в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 НК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель в запросах, направленных в налоговый орган, просил предоставить сведения, указанные в подпунктах 3, 7, 9 - 11 пункта 1 статьи 102 Кодекса, в отношении контрагентов.
Однако в силу пункта 1.1 статьи 102 Кодекса запрошенные обществом сведения с 01.01.2016 подлежат размещению в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обязанность предоставлять их по запросам у налогового органа, таким образом, отсутствует, что свидетельствует о законности его действий.
Кроме того, для проверки организаций на официальном сайте ФНС России предусмотрены интерактивные сервисы: "Проверь себя и контрагента", "Прозрачный бизнес", "Недействительные ИНН юридических лиц", а также информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Запрошенные же ООО "ГГИ" сведения о суммах уплаченных налогов и установленных недоимках до 01.01.2016 не подлежали представлению заявителю налоговым органом, поскольку до 01.01.2016 указанные сведения составляли налоговую тайну.
При изложенных обстоятельствах требования статьи 102 НК РФ налоговым органом не нарушены и соблюдены, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано правомерно, нарушений прав и законных интересов общества налоговым органом не допущено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности действий инспекции, об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 ноября 2020 года по делу N А50-19905/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19905/2020
Истец: ООО "ГЛОБАЛГАЗИНВЕСТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИНДУСТРИАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г.ПЕРМИ, ИФНС по Индустриальному району г. Перми