г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2021 г. N Ф07-5607/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А56-69915/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36736/2020) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2020 по делу N А56-69915/2020 (судья Сундеева М.В.), принятое
по иску ОАО "РЖД"
к ЗАО "Отель Введенский"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2, ОГРН: 1037739877295, (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Отель Введенский", адрес: 197198, г Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д. 37, ОГРН: 1147847154707, (далее - ответчик) о взыскании 4 068,60 руб. в счет возмещения убытков.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 13.11.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" фактически понесло убытки, выразившиеся в уплате неустойки за нахождение вагона N 60399383 в ремонте по причине, зависящей от собственника вагона - ЗАО "Отель Введенский".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 16.06.2018 на станции Сельцо Московской железной дороги истцом от грузоотправителя ПАО "Догобуж" принят к перевозке порожний вагон N 60399383, следовавший по железнодорожной накладной N ЭЦ718733 на станцию Азотная Московской железной дороги в адрес грузополучателя ПАО "Дорогобуж" со сроком доставки 21.06.2018, что подтверждается дорожной ведомостью приложенной к материалам дела.
В период перевозки вагон N 60399383 находился в собственности ЗАО "Отель Введенский", что подтверждается справкой о вагоне ИВЦ ЖА, справкой о вагоне из автоматизированного банка данных технических паспортов вагонов.
18.06.2018 в пути следования вагона, на станции Смоленск - Сортировочный Московской железной дороги вагон N 60399383 был отцеплен перевозчиком по причине обнаружения технической неисправности с кодом "214" - излом пружин, о чем был составлен акт общей формы от 18.06.2018 N 4/4027 на основании уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М от 18.06.2018 N 1253.
Согласно актам общей формы от 18.06.2018 N 4/4027, от 01.07.2018 N 4/4289, от 04.07.2018 N 1/2202, уведомлению на ремонт вагона от 18.06.2018 N 1253, уведомлению на выпуск вагона из ремонта N 3, период простоя вагона N 60399383 в ремонте по причине устранения выявленной неисправности составил 13 суток - с 18.06.2018 по 01.07.2018.
После выпуска из ремонта вагон N 60399383 проследовал на станцию назначения.
Вагон прибыл на станцию назначения Азотная Московской железной дороги 04.07.2018 с нарушением срока доставки груза.
ПАО "Дорогобуж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 493 041 руб. в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Решением суда от 21.06.2019 по делу N А40-49863/19-39-446 иск ПАО "Дорогобуж" удовлетворен частично: с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "Дорогобуж" взысканы пени в размере 360 000 руб. с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 12 860,99 руб. госпошлины, а всего 372 860,99 руб.
Во исполнение решения суда инкассовым поручением от 19.08.2019 N 83813 денежные средства в размере 372 860,99 руб. были перечислены ПАО "Дорогобуж".
Из общей суммы неустойки, за просрочку доставки вагона N 60399383 по транспортной накладной N ЭЦ718733 взыскано и оплачено 3 928,27 руб. пени и 140,33 руб. госпошлины (итого: 4 068,60 руб.).
Таким образом, ОАО "РЖД" фактически понесло убытки в размере 4 068,60 руб., выразившиеся в уплате пени из-за нахождения вагона N 60399383 в ремонте по причине, не зависящей от перевозчика.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, приняв во внимание установленные в рамках дела N А40-49863/2019 обстоятельства, а именно, что все неисправности, возникшие после начала движения груженого вагона, считаются допущенными по вине перевозчика, отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков (упущенной выгоды), предусмотренных статьями 15 и 1064 ГК РФ, истцом должна быть доказана совокупность условий: противоправность поведения причинителя вреда; причинно- следственная связь между действиями причинителя вреда и понесенными истцом убытками, размер убытков, возникших у истца в связи с противоправным поведением причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания суммы убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых по погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Пунктом 73 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом N 374, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 (далее - Правила N 374), установлено, что при приеме порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
При этом, согласно пункту 1 вышеуказанных Правил N 374 под собственными порожними вагонами понимаются, в том числе, и порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику.
Таким образом, при принятии к перевозке порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, на ОАО "РЖД", как на перевозчика, возложена обязанность по контролю технического состояния вагонов.
Поскольку вагон N 60399383 принят ОАО "РЖД" к перевозке без замечаний к его техническому состоянию, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в момент принятия к перевозке спорный вагон был исправен.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, составление актов общей формы по спорным отправкам с указанием на задержку вагона по железнодорожным накладным и на причины неисправностей вагона само по себе не может служить доказательством отсутствия вины перевозчика в задержке доставки груза, поскольку данные акты только констатируют факт обнаружения у вагонов технических неисправностей и не свидетельствуют о том, что неисправности возникли по вине собственника вагона.
Кроме того, при рассмотрении дела N А40-49863/19 судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ОАО "РЖД" не представлено доказательств того, что неисправность, послужившая основанием для просрочки доставки грузов, возникла по причинам, не зависящим от перевозчика, носила скрытый характер и не могла быть обнаружена ОАО "РЖД" при приемке вагона к перевозке.
При таких обстоятельствах, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что противоправные действия собственника вагона состоят в причинно-следственной связи с образовавшейся просрочкой доставки спорного вагона.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная коллегия считает, что при вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2020 по делу N А56-69915/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69915/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ЗАО "ОТЕЛЬ ВВЕДЕНСКИЙ"
Третье лицо: ЗАО "Акрон-Транс", ОАО "Дорогобуж"