город Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 мая 2021 г. N Ф10-1637/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
5 февраля 2021 г. |
Дело N А64-872/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 февраля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от ИФНС России по г. Тамбову: Елагиной В.С. - представителя по доверенности N 05-11/017650 от 22.06.2020, Сесюра Д.Д. - представителя по доверенности N 05-11/038140 от 17.12.2019 (сроком по 31.12.2021);
от общества с ограниченной ответственностью "Стройпремьер": Авдеевой Е.М. -представителя по доверенности от 22.01.2021, Кравчук Д.Е. - представителя по доверенности от 22.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройпремьер" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.10.2020 по делу N А64-872/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройпремьер" (ОГРН 1036894114894, ИНН 6833023116), г. Тамбов к ИФНС России по г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173), г.Тамбов о признании незаконным и отмене решения N 3157 от 12.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройпремьер" (далее- ООО "Стройпремьер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый органа) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3157 от 12.12.2019.
Решением от 26.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Закон Тамбовской области от 29.11.2017 N 168-3, отменяющий пониженную налоговую ставку для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих строительную деятельность, как ухудшающий положение налогоплательщика с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 5 НК РФ, не мог вступить в силу ранее 1-го числа очередного налогового периода и не мог распространить свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018, поскольку официально опубликован 30.11.2017, последний день срока попадает на нерабочий день - 30.12.2017, и в соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 09.01.2018. Кроме того, ссылается на то, что оспариваемым решением не дана оценка доводов сторон, изложенных в возражении УФНС России по Тамбовской области в судебном заседании 16.06.2020 об определении выходных и праздничных дней, и дополнении Налогоплательщика от 02.07.2020 об определении выходных и праздничных дней.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражал против доводов апелляционной жалобы Общество, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 14.06.2019 Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 год.
ИФНС России по г. Тамбову (далее - налоговый орган, инспекция) в период с 14.06.2019 по 16.09.2019 проведена камеральная проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 30.09.2019 N 2124.
Налоговый орган в ходе проверки установил исчисление в заниженном размере налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2018 год в размере 3232808 руб. в результате неправомерного применения пониженной налоговой ставки 5%.
На основании акта от 30.09.2019 N 2124 Инспекцией было принято решение N 3157 от 12.12.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в сумме 3232808 руб.; начислены пени по состоянию на 12.12.2019 в сумме 602308,91 руб.; общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату налога в виде штрафа в сумме 646318,00 руб.
Полагая, что решение инспекции от 12.12.2019 N 3157 не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение N 05-10/2/4 от 27.01.2020, которым оспариваемое решение оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 12.12.2019 N 3157, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктами 1, 2 статьи 346.14 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом для налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, признается календарный год.
В случае выбора объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (пункт 2 статьи 346.20 НК РФ).
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346.20 НК РФ).
ООО "Стройпремьер" применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2015 с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Законом Тамбовской области от 03.03.2009 N 499-3 "Об установлении дифференцированных налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" (далее - Закон N 499-З) в редакции Закона Тамбовской области от 27.11.2014 N 466-З установлена налоговая ставка в размере 5 процентов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, использующих в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе строительство (пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона N 499-З).
ООО "Стройпремьер" в проверяемый период осуществляло строительные работы, что не оспаривается заявителем.
Законом Тамбовской области от 29.11.2017 N 168-3 (далее - Закон N168-З) внесены изменения в статью 1 закона N 499-З: изменен перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых налогоплательщик вправе применять налоговую ставку по УСН в размере 5%. Из указанных видов деятельности исключено, в том числе, строительство.
Следовательно, налогоплательщики, осуществляющие строительные работы и применяющие при этом УСН, после вступления в законную силу Закона N 168-З обязаны производить исчисление налога, исходя из налоговой ставки в размере 15 %, предусмотренной пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ.
В статье 2 Закона N 168-З указано, что настоящий Закон вступает в силу с 01.01.2018, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по упрощенной системе налогообложения.
Как следует из пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, как верно указал суд области, Закон N 168-З в силу прямого указания статьи 5 НК РФ действуют во времени по правилам, предусмотренным статьей 5 НК РФ для актов законодательства о налогах и сборах, и, следовательно, предполагают соблюдение общего режима гарантий прав налогоплательщиков, связанных со сроками вступления актов о налогах и сборах в силу.
Коллегия судей полагает, что вывод суда области о том, что к рассматриваемому случаю положения статьи 6.1 НК РФ не применимы ввиду того, что не регулируют порядок исчисления сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, которыми вносятся изменения в акты законодательства о налогах и сборах, является правильным.
Закон N 168-З опубликован 30.11.2017 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, а также на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" www.tamlife.ru.
Таким образом, с учетом положений статьи 5 НК РФ, Закон N 168-З вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования - то есть с 31.12.2017, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода - то есть 01.01.2018, что и указано в статье 2 Закона N 168-З.
Довод Общества о том, что дата вступления закона в силу приходится на выходной день и подлежит переносу на следующий за ним рабочий день отклоняется апелляционным судом ввиду неверного токования норм действующего законодательства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.10.2020 по делу N А64-872/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-872/2020
Истец: ООО "Стройпремьер"
Ответчик: ИФНС России по г.Тамбову Тамбовской области, ФНС России Инспекция по г.Тамбову Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд