г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. N Ф05-11101/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А41-11929/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
судей: при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910) - Бородин А.А., представитель по доверенности от 11.01.21;;
от ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" (ОГРН: 1037789000787, ИНН: 7704506942,) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от КУ ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" Сизов В.А.:- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 года по делу N А41-11929/20,
по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к к ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Конкурсный управляющий ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" Сизов Виктор Александрович об изъятии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" (далее - ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО") с требованиями
1. Изъять для государственных нужд Московской области у ООО "Агрофирма Пирогово" земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь: 2195 кв. м, кадастровый номер: 50:13:0080422:1099, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Пушкинский р-н, в 300 м южнее с. Тарасовка, образованный из земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь: 66 647 кв. м, кадастровый номер: 50:13:0080422:573, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Пушкинский р-н, в 300 м южнее с. Тарасовка
2.Установить, что размер возмещения рыночной стоимости части земельного участка, площадью 2 195 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:573, общей площадью 66 647 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Московская область, Пушкинский район, в 300 м южнее с. Тарасовка, с учетом величины убытков составляет: 1 152 181 (один миллион сто пятьдесят две тысячи сто восемьдесят один) рубль, в том числе:
1) Рыночная стоимость части земельного участка, составляет: 1 086 525 (один миллион восемьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать пять) рублей.
2) Величина убытков, причиненных собственнику изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 65 656 (шестьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей.
Определением суда от 16.09.2020 г. по делу N А41-11929/20 в отдельное производство выделены следующие требования: об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок: - Установить, что размер возмещения рыночной стоимости части земельного участка, площадью 2 195 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:573, общей площадью 66 647 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Московская область, Пушкинский район, в 300 м южнее с. Тарасовка, с учетом величины убытков составляет: 1 152 181 (один миллион сто пятьдесят две тысячи сто восемьдесят один) рубль, в том числе: 1) Рыночная стоимость части земельного участка, составляет: 1 086 525 (один миллион восемьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать пять) рублей. 2) Величина убытков, причиненных собственнику изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 65 656 (шестьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей.
В настоящем деле рассмотрены требования Об изъятии для государственных нужд Московской области у ООО "Агрофирма Пирогово" части земельного участка площадью 2195 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0080422:1099, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, образованного из ЗУ с кадастровым номером 50:13:0080422:573, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Пушкинский рн, в 300 м южнее с. Тарасовка, образованный из земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь: 66 647 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство имущественных отношений Московской области., Конкурсный управляющий ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" Сизов Виктор Александрович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 года по делу N А41-11929/20, требования удовлетворены (л.д. 150-152).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела на основании постановления Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы", постановления Правительства Московской области от 25.02.2014 N 91/6 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги Осташковское шоссе ("Виноградово - Болтино - Тарасовка") (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Московской области от 23.03.2018 N 187/9"), распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 18.07.2018 N 490-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом 3 57_10070987 плане территории", решения Градостроительного совета Московской области от 03.07.2018 N 26 Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области принято распоряжение от 17.07.2018 N 357-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" (с изменениями от 08.10.2019 N726-Р), согласно которому подлежит изъятию для государственных нужд:
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь: 2195 кв. м, кадастровый номер: 50:13:0080422:1099, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Пушкинский р-н, в 300 м южнее с. Тарасовка, образованный из земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь: 66 647 кв. м, кадастровый номер: 50:13:0080422:573, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., Пушкинский р-н, в 300 м южнее с. Тарасовка, принадлежащий Правообладателю на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 07.02.2019 года сделана запись регистрации N 50:13:0080422:573-50/013/2019-6.
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области направила ответчику для согласования и подписания проект соглашения об изъятии принадлежащего ему объекта недвижимости для государственных нужд, что подтверждается описью вложения и кассовым чеком к направленной корреспонденции.
В связи с тем, что в досудебном порядке ответчик не подписал соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что ответчик не возражает против изъятия земельного участка, но не согласен с выкупной стоимостью, размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в рамках дела N А41-59257.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Согласно ч. 3 ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (Федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.
В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса, пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Согласно статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1997 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Согласно пункту 10 статьи 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 Земельного кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса (в редакции, действующей с 01.04.2015) установлено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
С учетом того, что ответчик не возражает против изъятия земельного участка, но не согласен с выкупной стоимостью, размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в рамках дела N А41-59257 путем проведения по делу судебной экспертизы.
В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество.
В рамках настоящего спора судом исследуется лишь вопрос соблюдения процедуры изъятия имущества со стороны государственных органов, предусмотренной в главе 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство. Реализация судом этого права обусловлена целесообразностью раздельного рассмотрения требований по иску и соответствием такого рассмотрения целям эффективного правосудия. В основе понятия эффективности правосудия лежат такие содержательные характеристики процесса принятия судебного решения, как законность, обоснованность, своевременность разрешения дел.
В силу части 4 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением суда от 16.09.2020 г. по делу N А41-11929/20 в отдельное производство выделены следующие требования: об установлении размера возмещения за изымаемый земельный участок: - Установить, что размер возмещения рыночной стоимости части земельного участка, площадью 2 195 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:13:0080422:573, общей площадью 66 647 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Московская область, Пушкинский район, в 300 м южнее с. Тарасовка, с учетом величины убытков составляет: 1 152 181 (один миллион сто пятьдесят две тысячи сто восемьдесят один) рубль, в том числе: 1) Рыночная стоимость части земельного участка, составляет: 1 086 525 (один миллион восемьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать пять) рублей. 2) Величина убытков, причиненных собственнику изъятием объекта недвижимого имущества, составляет: 65 656 (шестьдесят пять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей.
Таким образом, размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в рамках дела N А41-59257 путем проведения по делу судебной экспертизы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2020 года по делу N А41-11929/20, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11929/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры МО
Ответчик: ООО "АГРОФИРМА ПИРОГОВО"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области