г. Пермь |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2021 г. N Ф09-2880/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
05 февраля 2021 г. |
Дело N А50-16476/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Кощеевой М.Н., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полуднициным К.А.,
при участии от заявителя: департамента имущественных отношений администрации города Перми, - Шафранская С.В., доверенность от 18.12.2020;
от заинтересованного лица, МРИ ФНС России N 17 по ПК, - Бирюков В.С., доверенность от 18.01.2021;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, департамента имущественных отношений Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 октября 2020 года по делу N А50-16476/2020,
по заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248)
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю (ОГРН 1135906006510, ИНН 5906123280)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель, департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю (далее - МРИ ФНС N 17, ответчик) о признании действий по внесению записи о прекращении общества с ограниченной ответственностью "Продтрансавтоурал" (далее - общество "Продтрансавтоурал") в качестве юридического лица в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) незаконными, недействительной записи в ЕГРЮЛ от 29.01.2020 в отношении общества "Продтрансавтоурал"; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения записи из ЕГРЮЛ от 29.01.2020 о прекращении общества "Продтрансавтоурал" в качестве юридического лица.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2020 в удовлетворении иска отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить судебный акт. Заявитель жалобы ссылается на то, что у общества "Продтрансавтоурал" имеется задолженность перед департаментом в сумме 860 802 руб. 81 коп. Исключение общества из ЕГРЮЛ и прекращение его правоспособности приведет к невозможности исполнения решений по делам А50-11533/2012, А50-16319/2013, А50-27112/2014, А50-25474/2015, А50-25640/2016, А50-9774/2017.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель также указывает на то, что исключение общества из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопросов об удовлетворении департаментом своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества. Прекращение правоспособности общества в административном порядке приводит к необоснованному ограничению прав заявителя.
Заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласно, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы, приведенные в жалобе и отзыве на жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, общество "Продтрансавтоурал" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.03.2006 с присвоением ему основного регистрационного номера 1065906014371.
Установив, что общество обладает признаками недействующего лица, в частности, не представляет в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что подтверждается справками от 30.09.2019 N 417-О и от 30.09.2019 N 417-С о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю приняла решение от 07.10.2019 N 7660 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.10.2019/1567 N 40 (756) (часть 2).
Поскольку в установленный срок заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц не поступили, регистрирующий орган 29.01.2020 исключил общество "Продтрансавтоурал" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность юридическое лицо на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ), о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за N 2205900056350.
Обращаясь с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, заявитель в обоснование нарушения своих прав, указал на то, что по состоянию на 29.01.2020 общество "Продтрансавтоурал" имело непогашенную задолженность перед заявителем, подтвержденную решениями Арбитражного суда Пермского края от А50-11533/2012, А50-16319/2013, А50-27112/2014, А50-25474/2015, А50-25640/2016, А50-9774/2017.
В последующем заявитель обратился в арбитражный суд к обществу "Продтрансавтоурал" с заявлением об обращении взыскания на заложенное имущество (регистрационная запись ипотеки в ЕГРН N 59-59-22/057/2010-088). Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.06.2020 по делу N А50-37966/2019 производство по делу прекращено в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ как недействующего лица.
Заявитель считает, что прекращение правоспособности юридического лица в период осуществления судебного разбирательства приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
В силу ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 2 статьи 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
На основании п. 4 ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение вышеуказанного срока заявления кредиторами (иными заинтересованными лицами) не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (ч. 7 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как установлено судом первой инстанции, предусмотренная ст. 21.1, 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом соблюдена - по состоянию на 30.09.2019 общество "Продтрансавтоурал" обладало признаками недействующего юридического лица, решение о предстоящем исключении опубликовано в надлежащем источнике, возражения относительно исключения общества из реестра кредиторами, в том числе заявителем, регистрирующему органу не поступали, а потому, руководствуясь положением ч. 7 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ, регистрирующий орган исключил недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопросов об удовлетворении департаментом своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества, судом апелляционной инстанции не принимаются. Данные доводы были оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены. Как верно отмечено судом, сам по себе факт наличия у недействующего юридического лица неисполненных обязательств перед его кредиторами не является обстоятельством, препятствующим исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, а исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ, при этом в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 октября 2020 года по делу N А50-16476/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
М.Н. Кощеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16476/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ