город Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 мая 2021 г. N Ф10-1434/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А14-408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года.
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Кораблевой Г.Н., Щербатых Е.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусаковой И.А.,
при участии:
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Ливандовской А.М., представителя по доверенности N 64-11/11 от 11.01.2021, паспорт,
от ООО Специализированный застройщик "Орион": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Орион" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2020 по делу N А14-408/2020 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Орион" (ОГРН 1103668017716, ИНН 3662154262, 394068, г. Воронеж, пр. Московский, д. 114В) к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987, 394036, г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти, д. 58) об обязании произвести перерасчет арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Орион" (далее - истец, ООО Специализированный застройщик "Орион") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее - ответчик) с требованием об обязании произвести перерасчет по выплатам арендной платы за период с 01.01.2015 по 30.06.2019 с учетом применения повышающих коэффициентов к минимальной ставке арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере 2 230 690 руб. 00 коп (договор аренды лесных участков для заготовки древесины от 11.06.2014 N 51).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2020 в удовлетворении искового заявления ООО Специализированный застройщик "Орион" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Специализированный застройщик "Орион" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что Управлением лесного хозяйства Воронежской области необоснованно применены повышающие коэффициенты к общему размеру арендной платы по договору аренды.
18.12.2020 через Информационный сервис "Мой Арбитр" Управлением лесного хозяйства Воронежской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик ссылается на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит оставить решением суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области поддерживал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ответчик явку уполномоченного представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанного лица о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.06.2014 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) и ООО Специализированный застройщик "Орион" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков для заготовки древесины N 51.
В пункте 2 указанного договора указаны лесные участки общей площадью 16 041,0 га, предоставляемые в аренду по настоящему договору.
Договор заключен по результатам аукциона (протокол от 27.05.2014 N 1).
Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области 27.10.2014.
Согласно пункту 5 указанного договора арендная плата по договору составляет 8 265 956 руб. 60 коп. в год.
В соответствии с пунктом 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также в соответствии с изменением законодательства в отношении лесных участков. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы в сумме, подлежащей уплате (зачету), без внесения изменений и (или) дополнений в настоящий договор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены повышающие коэффициенты на 2015 год - 1,37 и 2016 год - 1,43.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен повышающий коэффициент на 2017 год - 1,51.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2018 год и 2019 год ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответственно коэффициентов 2,17 и 2,38.
Полагая, что часть арендной платы, установленная по результатам аукциона и превышающая минимальный размер арендной платы, подлежащая зачислению в бюджет Воронежской области, не может быть изменена путем применения к ней повышающих коэффициентов, ООО специализированный застройщик "Орион" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае договорная обязанность истца как арендатора вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, рассматриваемого договора аренды, требованиями статей 307, 309, 310, 424, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 71, 73, 74, 78, 79 ЛК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Платность использования лесов в Российской Федерации предполагает сбалансированное решение вопроса относительно формирования арендной платы согласно как нормативным требованиям, так и условиям торгов, организованных и проведенных в конкретном случае согласно определенным правилам.
Суть настоящего спора сводится к вопросу о правомерности начисления Управлением арендной платы за указанные периоды с применением повышающих коэффициентов (ООО Специализированный застройщик "Орион" в обоснование искового заявления, полагает, что повышающие коэффициенты не подлежат применению к арендной плате, подлежащей перечислению в бюджет субъекта).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент заключения договора, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент заключения договора, начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Документация об аукционе, по итогам которого был заключен договор аренды с ООО Специализированный застройщик "Орион", размещена Управлением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://torgi.gov.ru 24.04.2014 вместе с извещением о проведении аукциона. Данная документация включала в себя проект договора аренды лесного участка, который содержал и спорный пункт 7 об изменении размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также в соответствии с изменениями законодательства в отношении лесных ресурсов.
Данный пункт соответствовал редакции пункта 7 примерного типового договора, форма которого предусмотрена приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка", действовавшим на дату проведения торгов и заключения договора аренды.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 8 указанного Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изменения ставок платы, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, размер арендной платы подлежит перерасчету пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2. Приложения N 1 к приказу Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков", согласно которому размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции по состоянию на 01.01.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
В действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации содержится аналогичное положение о запрете изменения условий аукциона. Так, согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
При таких обстоятельствах изменение условий, содержащихся в пункте 7 спорного договора недопустимо в силу законодательного запрета и исходя из целей аукциона, проведенного для передачи права на заключение договора аренды сроком на 10 лет.
Судебная коллегия учитывает, что в рамках дела N А14- 7662/2018 ООО Специализированный застройщик "Орион" обращался к Управлению лесного хозяйства Воронежской области с требованием об обязании внести изменения в пункты 5 и 7 раздела II договора аренды лесного участка от 11.06.2014 N51.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
В соответствии с часть 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного обстоятельства невозможности внесения изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, не подлежат доказыванию и оценке вновь в рамках настоящего дела.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, то есть пропорционально изменению минимальных ставок платы.
Названными выше постановлениями от 17.09.2014 N 947, от 14.12.2016 N 1350, от 11.11.2017 N 1363 изменены на 2015-2019 г.г. ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, устанавливаемые в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, путем применения к ним соответствующих коэффициентов.
В связи с изложенным Управление лесного хозяйства Воронежской области правомерно в соответствии с условиями пункта 7 договора направило ООО Специализированный застройщик "Орион" уведомление о необходимости оплатить определенную договором по результатам аукциона арендную плату с применением спорных коэффициентов.
Применение коэффициента к обеим составляющим арендной платы подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, от 28.02.2017 N701-ПЭК16, от 18.11.2019 N 303-ЭС19-19910, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.01.2017 по делу N А14-14570/2015.
Правовая позиция, согласно которой условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, изложена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств оспариваемый в настоящем деле расчет размера арендной платы за период с 01.01.2015 по 30.06.2019 по договору аренды лесного участка от 11.06.2014 N 51 соответствует условиям договора, основания для признания его недействительным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2020 не имеется.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ее заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2020 по делу N А14-408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Орион" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Г.Н. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-408/2020
Истец: ООО Специализированный застройщик "Орион"
Ответчик: Управление лесного хозяйства Воронежской области