город Ростов-на-Дону |
|
04 февраля 2021 г. |
дело N А53-26744/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от УПФР г. Ростова-на-Дону (межрайонное): представитель Польникова С.В. по доверенности от 30.12.2020, N 12072, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2020 по делу N А53-26744/2020
по заявлению арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Палмали Каспийские Морские Проекты" Жарченко Елены Вячеславовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
арбитражный управляющий ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, Управление Пенсионного фонда, Управление, фонд) о признании недействительным решения от 01.06.2020 N 071S19200007272.
Решением Арбитражного суда Ростовской области 18.11.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону от 01.06.2020 N 071S19200007272 о привлечении ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; взыскал с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города в пользу ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" денежные средства в размере 500 руб. и государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что индивидуальные сведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за март 2019 года ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" должно было предоставить в срок до 15.04.2019, вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона, обществом была представлена дополняющая форма СЗВ-М за март 2019 года на 1 сотрудника ранее не представленного, что свидетельствует о факте предоставления сведений позже установленного законодательством срока. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции.
В отзыве на апелляционную жалобу арбитражный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Палмали Каспийские Морские Проекты" Жарченко Е.В. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов о реорганизации Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону. Суд приобщил данные документы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону 29.12.2020 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону (юридическое лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (Межрайонное).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о процессуальной замене Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (Межрайонное).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, заявитель явку представителей не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону проведена проверка в отношении ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" (далее - общество) на предмет представления обществом сведений, установленных Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В ходе проверки Управлением выявлено, что обществом несвоевременно исполнена обязанность по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверных и полных сведений по форме СЗВ-М за март 2019 года на работающих у него застрахованных лиц, представив дополняющие сведения 05.02.2020 на одно застрахованное лицо. Данный факт отражен в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.03.2020 N 071S18200003348.
Указанный акт и извещение о рассмотрении материалов проверки направлены в адрес общества, что подтверждается почтовым уведомлением.
По результатам рассмотрения указанного акта, пенсионным фондом вынесено решение от N 071S19200007272 от 01.06.2020 о привлечении ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 года.
Не согласившись с указанным решением ООО "Палмали Каспийские Морские Проекты" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением и поставило вопрос об уменьшении размера штрафных санкций.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно части 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н (действующей в спорный период), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Материалам дела установлено, что обществом представлена форма СЗВ-М за март 2019 года в установленный срок (01.04.2019) до 15.04.2019.
05.02.2020 за вышеуказанный период обществом предоставлена дополняющая форма, в связи с чем, Управлением Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21 декабря 2016 г. N 766и (далее - Инструкция N 766н) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно нормам Инструкции N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются: случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в управление; выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N 766н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Повторное представление исправленного отчета по форме СЗВ-М с кодом "доп" за март 2019 года, представленное обществом 05.02.2020, не может расцениваться как представление сведений с нарушением срока, поскольку сами по себе индивидуальные сведения, хотя и содержащие ошибки в указании отчетного периода, представлены своевременно - 01.04.2019 и содержали достоверные сведения о работающих лицах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отчетность предоставлена обществом в пределах установленного законом срока установленного пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Следовательно, нет оснований для привлечения общества к ответственности за несвоевременное представление отчетности, так как в действиях общества отсутствует вина.
Суд учел право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренное абзацем 3 статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного), у Управления не имелось.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Судом принят во внимание тот факт, что общество самостоятельно выявило ошибку, исправив ее представлением дополняющей формы. В свою очередь фонд представление недостоверных сведений в отношении сотрудников общества выявил после самостоятельного устранения обществом представления недостоверной информации.
В материалы дела пенсионным фондом в нарушение статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что фонд изначально выявил в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Также фондом не представлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Доводы Управления о выявлении нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете несостоятельны, так как именно общество, раннее выявления специалистом Управления Пенсионного фонда нарушения, в добровольном порядке внесло дополняющие сведения и оплатило штраф во избежание финансовых санкций. Следовательно, предоставление дополняющих сведений не может расцениваться как нарушение срока предоставления формы СЗВ-М. Общество воспользовалось своим законным правом и добровольно дополнило сведения о сотруднике по форме СЗВ-М, что свидетельствует о необоснованном применении фондом к обществу финансовых санкции, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену ответчика с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Ростова-на-Дону (межрайонное).
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2020 по делу N А53-26744/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26744/2020
Истец: ООО арбитражный управляющий "Палмали Каспийские Морские Проекты" Жарченко Елена Вячеславовна, ООО "ПАЛМАЛИ КАСПИЙСКИЕ МОРСКИЕ ПРОЕКТЫ"
Ответчик: ГУ Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ростова-на-Дону, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ