г. Москва |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А41-8451/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "УК Павлино": Волкова Ю.Л., по доверенности от 27.01.2021;
от ООО "Хартия": Чупрова Л.А., по доверенности от 10.03.2020;
от ООО "Мособлеирц": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Хартия" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2020 года по делу N А41-8451/20 по иску ООО "Хартия" к ООО "УК Павлино", третье лицо: ООО "Мособлеирц", о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хартия" обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Павлино" с иском о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.11.2018 N 0214-2019/МО в размере 2 860 800,80 руб., неустойки за просрочку выполнения обязательств по договору в размере 413 621,47 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2020 года по делу N А41-8451/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Хартия" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.11.2018 N 0214-2019/МО.
В силу п. 1 договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены договором, обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание. Захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Датой начала оказания услуг является 01.01.2019 (п. 4 договора).
Согласно п. 5, под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, доступного на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. Потребитель оплачивает услугу в соответствии с жилищным законодательством РФ, ежемесячно до 10 числа месяца следующего за истекшим месяцем (п. 6).
Пунктом 22 договора за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате предусмотрена неустойка в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Как поясняет истец, ответчиком ненадлежащим образом исполнено обязательство по оплате за оказанные услуги, возникла задолженность по состоянию на 24.01.2020 в размере 2 860 800,80 рублей.
Расчет оплаты произведен истцом следующим образом.
Согласно условиям договора (приложением к нему), объем ТКО исходя из жилой площади управляемых ответчиком домов 109 600,36 кв. м, составляет 26,122 куб. м/сутки, объем крупногабаритных отходов (КГО) - 8,107 куб. м/сутки.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 в 2019 году установлен размер единого тарифа 739,67 руб.
Пунктом 15 договора закреплено, что учет объема и массы отходов производится по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505.
В силу указанных правил, учет коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления коммунальных отходов, по формуле: ТКО + КГО) х единый тариф (Тотх) - количество дней в месяце. В месяце с 28 днями размер оплаты равен 708908,60 руб., 30 днями - 759544,93 руб., 31 днями - 784863,10 руб.
За период январь - декабрь 2019 общая сумма платы составила 8 456 266,92 руб., ответчиком не оплачено 2 860 800 рублей.
В претензии к ответчику истец потребовал погасить задолженность, после чего обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частями 1, 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 157.2 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами" предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Частью 7.5 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Спорный договор заключен между региональным оператором и управляющей компанией 01.11.2018, дата начала его действия определена с 01.01.2019.
Между тем, 26.04.2018 на общих собраниях собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика (Московская область г. Балашиха мкр Ольгино ул. Граничная д. 26, д. 28, д. 30, д. 32, д. 34, д. 36) приняты решения заключить с 01.06.2018 собственниками помещений в МКД, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающими организациями, а с даты возникновения обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с началом деятельности регионального оператора - договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Решения оформлены протоколами от 28.05.2018, п. 12.
О принятых решениях ответчик сообщил истцу письмом N 399 от 01.08.2018 с приложением копий протоколов, которое получено истцом 02.08.2018.
Решения общих собраний собственников не оспорены, недействительными не признаны.
Таким образом, договор между истцом и ответчиком и обязательства по нему прекратились до начала момента его исполнения в силу прямого указания закона.
С 01.01.2019 (дата, указанная в договоре в качестве начала деятельности регионального оператора в отношении спорных МКД) региональный оператор несет обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО по отношению к собственникам МКД, а собственники МКД несут обязательства по оплате за оказанные услуги.
В материалы дела представлен договор от 15.11.2018 N 812ТКО-0171 об организации расчетов за жилищно-коммунальные расходы, заключенный между ООО "МосОблЕИРЦ", ООО "Хартия" и ООО "УК Павлино", которым предусмотрена обязанность ЕИРЦ ежемесячно производить начисление платежей, подлежащих оплате плательщиками за услуги (обращение с ТКО), в порядке, установленном требованиями действующего законодательства, и по тарифам, утвержденным уполномоченным органом в области тарифного регулирования, а региональный оператор обязан принимать денежные средства, перечисленные ЕИРЦ.
Согласно представленному ответчиком контррасчету, задолженность за оказанные истцом услуги по обращению с ТКО по спорным МКД отсутствует, имеется переплата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный договор вступил в силу и в спорный период действовал, не прекращен и не расторгнут, а обязанность по внесению платежей по нему лежит на ответчике и не исполнена надлежащим образом, апелляционным судом отклоняются, ввиду следующего.
Заключение договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией после принятия решения собственниками о переходе на прямые договоры, в том числе дополнительного соглашения к нему, не влечет возникновение обязательств управляющей компании по оплате коммунальных услуг.
Применение пункта 2 статьи 168 ГК РФ к отношениям, связанным с заключением управляющей компанией договора в отсутствие предоставленного собственниками МКД полномочия на его заключение, соответствует сложившейся судебной практике, в частности определениям Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2018 N 305- ЭС18-20317 и от 20.09.2018 N309-ЭС18-13954.
Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 августа 2020 года по делу N А41-8451/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8451/2020
Истец: ООО "ХАРТИЯ"
Ответчик: ООО "УК ПАВЛИНО"
Третье лицо: ООО "МосОблЕИРЦ"