город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2021 г. N Ф08-2503/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
04 февраля 2021 г. |
дело N А32-7619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика посредством онлайн: представитель Свитин А.И. по доверенности N 4 от 01.01.2021, паспорт,
от третьего лица (ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"): представитель не явился, извещен,
от третьего лица (ФГВОУВО "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко"): представитель не явился, извещен,
от третьего лица (ФГКУ "ВГ 419"): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу N А32-7619/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
(ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889),
при участии третьих лиц: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище", ФГВОУВО "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии с.М. Штеменко", ФГКУ "ВГ 419"
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в размере 6 122 285,79 руб., пени за период с 11.09.2019 по 22.01.2020 в размере 266 276,10 руб., платы за негативное воздействие на системы водоотведения в размере 1 621 793,80 руб., пени за период с 11.10.2019 по 22.01.2020 в размере 54 605,60 руб., а также взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 63 325 руб.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФГКУ "ВГ 419" министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко", ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище".
Протокольным определением арбитражного суда от 30.06.2020 принято к рассмотрению ходатайство истца об уточнении исковых требований в части взыскания пени за неисполнения обязанности по внесению платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период с 11.09.2019 по 22.01.2020 в размере 191 718,78 руб. и пени за неисполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на системы водоотведения за период с 11.10.2019 по 22.01.2020 в размере 39 316,25 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено. В удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков ФГКУ "ВГ 419" министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко" и ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище" отказано. С ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России г. Москва в пользу ООО "Краснодар Водоканал" взыскана задолженность за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ за период июль-октябрь 2019 года в размере 6 122 285,79 руб., пени за период с 11.09.2019 по 22.01.2020 в размере 181 067,75 руб., плата за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период август-октябрь в размере 1 621 793,80 руб., пени за период с 11.10.2019 по 22.01.2020 в размере 37 132,02 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 62 775,40 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. ООО "Краснодар Водоканал" надлежит выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 449 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Превышение значений допустимых концентраций загрязняющих веществ было рассчитано на основании нормативов допустимых концентраций по составу сточных вод, утвержденных постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар N 5231 от 31.10.2016. Апеллянт полагает, что применение данных нормативов является необоснованным, ввиду того, что сторонами было подписано дополнительное соглашение N 6 к контракту N 10821 от 30.10.2018, которым ответчику были установлены нормативы допустимых концентраций по составу сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Краснодар Водоканал" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из отзыва, истец, в согласованных в приложении N 4 к контракту местах и в присутствии представителей ответчика произвел отбор проб сточных вод и составил соответствующие акты: N 306 от 22.05.2019 (ул. Северная, 267); N 305 от 22.05.2019, N 499 от 07.08.2019 (ул. Постовая, 6); N 304 от 22.05.2019, N 498 от 07.08.2019 (ул. Красина, 4). По результатам исследования отобранных проб выявлены факты превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, поэтому истец начислил ответчику плату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации в размере 6 122 285,79 руб. и плату за негативное воздействие в размере 1 627 793,80 руб. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Постановление N 579). Каждый акт отбора проб составлен в присутствии представителей ответчика, которые подписали акты отбора без замечаний, указав следующее: "К отбору проб претензий не имею". Нормативы, указанные в постановлении N 5231 от 31.10.2016 г., соответствуют нормативам, указанным в приложении N 6 к контракту, которое подписано ответчиком без замечаний.
В судебное заседание не явились представители истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 30.10.2018 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ)) и ответчиком (абонент) с учетом протокола согласования разногласий заключен контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 10821, по условиям которого истец обязался подавать ответчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а ответчик - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1 контракта).
Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что абонент обязан обеспечить беспрепятственный доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом 6 контракта.
В соответствии с разделом 6 контракта абонент обязан обеспечить представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке:
а) организация ВКХ или по ее указанию иная организация предварительно, не позднее 3-х дней до проведения обследования и (или) отбора проб оповещает абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется телефонограммой по телефону: 89384010843;
б) уполномоченные представители организации ВКХ или представители иной организации предъявляют абоненту служебное удостоверение (доверенность на совершение соответствующих действий от имени организации ВКХ или иной организации);
в) доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб воды, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным контрактом, осуществляется только в установленных контрактом местах отбора проб холодной воды и сточных вод;
г) абонент принимает участие в проведении организацией ВКХ всех проверок, предусмотренных 6 разделом;
д) отказ в доступе (недопуск) представителям организации ВКХ или по ее поручению иной организации к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к самовольному пользованию централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод;
е) в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод, предусмотренных контрактом, отбор сточных вод осуществляется в порядке, установленном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (пп "т" п. 4.3 контракта).
В соответствии с пунктом 9.1 контракта нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация ВКХ уведомляет абонента утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, указываются по форме согласно приложению N 5.
Сторонами в пункте 9.3 контракта предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
При превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 9.5 контракта).
Истцом в присутствии представителя ответчика произведен отбор проб и составлены соответствующие акты: N 306 от 22.05.2019 по ул. Северная, 267;
N 305 от 22.05.2019, N 499 от 07.08.2019 по ул. Постовая, 6; N 304 от 22.05.2019, N 498 от 07.08.2019 по ул. Красина, 4.
Обществом рассчитана плата за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с июля 2019 года по октябрь 2019 года, которая составила 6 122 285,79 руб., а также плата за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации за период с августа 2019 года по октябрь 2019 года, которая составила 1 621 793,80 руб.
Неисполнение ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обязательств по внесению платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, а также платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации послужило основанием для обращения общества "Краснодар Водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции руководствовался положениями статей 539, 544, 548, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановления главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края".
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, законодатель установил три самостоятельных вида платежа:
1) плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод (или плата за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ);
2) плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
3) плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Основание и порядок внесения первого платежа, вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), постановлением N 1310, условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и размер платы за превышение названных нормативов (в рассматриваемом случае таким нормативным актом является постановление главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края").
Ко второму виду платежа относятся разделы VI и VII Правил N 644 и нормативы, приведенные в приложении N 3 к Правилам N 644, установленные в соответствии с пунктом 114 названных Правил, которые применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. В рассматриваемом случае предметом спора является требование о взыскании платы за негативное воздействие на системы водоотведения и платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 17.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении").
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Нормативные показатели допустимых сбросов сточных вод в централизованную систему водоотведения утверждены в приложении N 3 к Правилам N 644.
Из содержания пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения следует, что расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев, то есть расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является квартал.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Порядок взимания платы за сброс сточных вод).
Согласно пункта 4.3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод за прием сточных вод в соответствии с пп 3.3 пункта 3 настоящего Порядка взимается дополнительная плата в размере 100 процентов действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами.
В силу пункта 4.5 Порядка взимания платы за сброс сточных вод объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения ДК и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод.
В силу пункта 114 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (п. 119 Правил N 644).
Согласно пункту 22 Правил N 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Истец, в согласованных в приложении N 4 к контракту местах и в присутствии представителей ответчика произвел отбор проб сточных вод и составил соответствующие акты: N 306 от 22.05.2019 (ул. Северная, 267); N 305 от 22.05.2019, N 499 от 07.08.2019 (ул. Постовая, 6); N 304 от 22.05.2019, N 498 от 07.08.2019 (ул. Красина, 4). По результатам исследования отобранных проб выявлены факты превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, истцом начислена ответчику плата за сброс загрязняющих веществ в систему канализации в размере 6 122 285,79 руб. и плата за негативное воздействие в размере 1 627 793,80 руб.
Отбор спорных проб производился в присутствии представителя ответчика, акт отбора проб подписан абонентом без возражений, в том числе по месту отбора проб.
При отборе проб ответчик не заявлял каких-либо возражений против мест (точек) отбора проб.
Материалами дела подтвержден факт превышения абонентом ПДК загрязняющих веществ по ряду показателей, ответчиком не представлены доказательства, достоверно подтверждающие факт подключения сторонних потребителей к канализационным сетям ответчика, а также доказательства того, что по вине истца, ввиду не исполнения им мероприятий по промывке и прочистке системы, произошло образование подпора и завышение показателей загрязняющих веществ.
Таким образом, правомерными являются выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных исковых требованиях о взыскании с ответчика задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в размере 6 122 285,79 руб., платы за негативное воздействие на системы водоотведения в размере 1 621 793,80 руб.
Подлежит отклонению довод апеллянта о том, что при составлении протоколов испытаний истец неправомерно руководствовался постановлением администрации МО г. Краснодар N 5231 от 31.10.2016 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар", поскольку пунктами 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999, и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с абонентов, а денежные средства, взимаемые с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, используются организациями водопроводно-канализационного хозяйства при исчислении платы за негативное воздействие в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с Правилами N 644 и Правилами N 167, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, в отношении которых не установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, администрацией МО г. Краснодар принято постановление N 5231 от 31.10.2016.
Нормативы, указанные в постановлении N 5231 от 31.10.2016, соответствуют нормативам, указанным в приложении N 6 к контракту, которое подписано ответчиком без замечаний.
К числу заявленных исковых требований относится требование о взыскании неустойки за период с 11.09.2019 по 22.01.2020 в размере 231 035,03 руб.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу ч. 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ч. 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие услуги по водоотведению для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие водоотведение, приобретающие услуги по водоотведению по договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по водоотведению уплачивают организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с подписанным сторонами протоколом согласования разногласий к спорному контракту, стороны решили включить в контракт п. 16.7, согласно которому в случае просрочки исполнения абонентом обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, абонент оплачивает организации водопроводно-канализационного хозяйства пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты Проверив представленный истцом расчет пени судом установлено, что он составлен арифметически и методологически неверно в части примененной при расчете ставки рефинансирования.
В соответствии с расчетом суда сумма пени за период с 11.09.2019 по 22.01.2020 составляет 218 199,77 руб.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу N А32-7619/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7619/2020
Истец: ООО "Краснодар водоканал", ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Монистерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России