г. Саратов |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А12-27400/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н. В. Савенковой,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донской" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 декабря 2020 года по делу N А12-27400/2020, принятое в порядке упрощённого производства по правилам статей 227 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград", г. Волгоград, (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572),
к обществу с ограниченной ответственностью "Донской", п. Донской Калачевского района Волгоградской области, (ОГРН 1063455047699, ИНН 3409011462),
о взыскании задолженности в размере 381 530 руб. 28 коп., судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Донской" (далее -ООО "Донской", ответчик) в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 2894 от 01.01.2019 за период с января 2019 по июль 2020 в размере 387 530 руб. 28 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 751 руб.
Дело рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статьей 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 декабря 2020 года (мотивированный текст решения от 22 декабря 2020 года) по делу N А12-27400/2020 иск удовлетворен, с ООО "Донской" в пользу ООО "Управление отходами - Волгоград" взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 2894 от 01.01.2019 за период с января 2019 по июль 2020 в размере 387 530 руб. 28 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере 10 751 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Донской" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель указывает, что выводы, изложенные в решение арбитражного суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы утверждает, что в спорный период времени истцом не были представлены контейнеры, в связи с чем накопления ТКО осуществлялось в другие емкости (прицепы), которые были установлены на площадках, согласно условиям договора. Кроме того, в спорный период времени истец вывоз ТКО с площадок не осуществлял, о чем ответчиком был составлен односторонний акт. Также указывает, что норматив должен рассчитываться от торговой площади магазина, а не от площади всего здания, в связи с этим, ответчик обращался к истцу с заявлением о внесении изменений в условия договора с приложением технических паспортов. Наличие актов сверки взаимных расчетов подтверждает отсутствие задолженности со стороны ответчика.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 лицам, участвующим в деле, в срок по 01.02.2021 предложено представить отзыв на апелляционную жалобу. Публикация данного судебного акта в сети Интернет произведена 19.01.2021.
В установленный определением суда срок в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "Управление отходами -Волгоград" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из содержания искового заявления и представленных истцом в материалы арбитражного дела документов следует следующее:
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
По результатам конкурсного отбора с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06.08.2018 подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
В соответствии с условиями соглашения региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 01.01.2019.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
На официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО.
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
При этом, абзац 4 пункта 8(17) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 и от 20.12.2019 N 44/1 установлены единые тарифы на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" - 464,88 руб./куб. м. без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 514,14 руб./куб. м. без учета НДС с 01.01.2020 по 31.12.2020 соответственно.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с п. 5 раздела I Общие положения, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
В силу пункта 8(12) Постановления N 1156 в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п.п. 2.1.9, 2.1.10 Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для Регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1156.
Между ООО "Донской" (потребитель) и ООО "Управление отходами - Волгоград" (Региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 2894 (далее - Договор).
В соответствии с вышеназванными нормативными актами стороны в Приложении к договору согласовали места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Расчет производится исходя из норматива накопления и выглядит следующим образом: тарифы (неизменная величина) установленные в соответствии с приказами КТР N 47/23 и КТР N 44/1.
Среднемесячный норматив накопления ТКО, установленный в соответствии с приказом от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области".
Количество расчетных единиц = объем / среднемесячный норматив. Объем = кол-во расчетных единиц * на норматив накопления (в приложении указан годовой, чтобы рассчитать среднемесячный нужно получившийся объем / на 12мес.).
Сумма без НДС = объем * тариф Сумма с НДС = сумма без НДС * 1,2. Согласно п. 8.11. Раздела 1 Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В соответствии с условиями Договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с п. 2.1 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги Регионального оператора.
В соответствии с п. 2.2 Договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 2.4. Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 2.5. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Истец указывает, что за период с января 2019 года по июль 2020 года Региональным оператором ответчику были оказаны услуги по вывозу ТКО на сумму 387 530 руб. 28 коп., которые не были оплачены ответчиком.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 12961 от 14.09.2020 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Отказ ответчика оплачивать оказанные по Договору услуги, в том числе и на основании досудебной претензии истца, послужил основанием для обращения последнего в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующими нормами права.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно части 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 Гражданского кодекса Федерации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается. (Пункт 2 Информационного письма Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 48).
Исходя из системного толкования положений статей 781, 783, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (оказанных услуг) является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51).
В силу части 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Судом в качестве надлежащего исполнения истцом обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приняты счет - фактуры, универсально-передаточные документы подтверждающие задолженность с января 2019 года по июль 2020 года на общую сумму 387 530 руб. 28 коп., составленные и подписанные истцом, поскольку оформление и сдача выполненной работы подобным образом, соответствует требованиям действующего законодательства, однако ответчик от их подписания отказался.
Также в материалы дела, истцом представлен акт сверки взаимных расчетов за период с 01.08.2019 по 31.07.2020, в котором ответчик признает сумму задолженности в заявленной истцом сумме.
Представленные ответчиком акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2020 и акт по состоянию на 10.11.2020, правомерно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку они подписаны ответчиком в одностороннем порядке, тогда как в материалы дела представлен подписанный двухсторонний акт сверки за период с 01.08.2019 по 31.07.2020.
Представленный истцом расчет задолженности судами первой и апелляционной инстанции, проверен и признается верным.
Ответчиком, в письменном отзыве представлен контррасчет, произведенный от торговой площади магазина, а не от площади всего здания.
В отзыве также указано, что ответчик ранее обращался в адрес регионального оператора о внесении изменений в договор по обращению с ТКО.
В возражениях на отзыв истец указал, что в ответном письме ответчику было сообщено, что внести изменения в договор можно только после предоставления документов, подтверждающих уменьшение площади объектов.
В соответствии с п. 29 типового договора все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены, в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Учет объема и (или) массы ТКО по договору производится расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1 с 01 июля 2020 года внесены изменения в Приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области": добавлены новые категории объектов и изменены нормативы накопления.
Согласно вышеуказанному приказу для категории продовольственные магазины установлен норматив 0,163 м3/мес. на 1 м2 общей площади.
Общая площадь зданий, принадлежащих ответчику, не изменилась, о чем свидетельствуют представленные ответчиком свидетельства о государственной регистрации права по объектам, указанным в договоре.
В нарушение норм статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено обратное.
Истец в возражениях на отзыв также отметил, что ответчик каждый раз, обращаясь в адрес регионального оператора, указывает разные площади по своим объектам, без представления свидетельства о государственной регистрации права.
На основании изложенного расчет накопления ТКО в редакции ответчика не имеет под собой правовых оснований.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных правовых норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности, что является основанием оплаты выполненных работ.
Ответчиком доказательств оплаты задолженности в полном объеме в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности с января 2019 по июль 2020 в размере 387 530 руб. 28 коп., правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод жалобы о том, что в спорный период времени истцом не были представлены контейнеры, в связи с чем накопления ТКО осуществлялось в другие емкости (прицепы), которые были установлены на площадках, согласно условиям договора, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который правомерно отклонен в силу следующего.
Исходя из буквального содержания указанного пункт 13(1) Правил N 1156 следует, что региональный оператор, не позднее 25 декабря года предшествующего году фактического размещения контейнера и бункеров, направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Данный пункт не содержит обязательств по установке контейнеров региональным оператором.
Данная обязанность также следует из норм п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 статьи 15, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также из положений абзаца 2 п. 5.3. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923.
Согласно п. 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Правила N 484) необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1 процента от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.
Правила N 484 определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения и не устанавливают обязательные требования для регионального оператора в части обязанности по приобретению контейнеров и (или) бункеров для их размещения в местах (площадках) накопления ТКО.
Законодательством Российской Федерации прямо поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора, что подтверждается позицией Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо от 18.01.2019 года N 12-47/928).
В суде первой инстанции, со стороны истца представлены возражения на отзыв, в котором указано, что в настоящий момент региональным оператором уже приобретено контейнеров и бункеров на сумму более 1 процента от необходимой валовой выручки.
Пункт 9 Правил N 1156 указывает, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема).
В соответствии с частью 1 статьи 13.4, частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также пунктами 2.1, 3.1, 3.2 и 5.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 N 1923, накопление твердых коммунальных отходов осуществляется исключительно с использованием контейнерных площадок.
При этом, исходя из положений пункта 2 Правил N 1156, региональный оператор осуществляет транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Истец отметил, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере обращения с ТКО не содержит запрет на складирование ТКО вне зоны деятельности юридического лица, а именно на контейнерных площадках, расположенных вблизи объектов согласно Территориальной схеме обращения с ТКО для договоров с установленным нормативом накопления ТКО.
Приложением А6 (реестр контейнерных площадок) Территориальной схемы Волгоградской области установлены контейнерные площадки, согласованные с органами местного самоуправления (приложение находится в открытом доступе сети интернет на сайте Облкомприроды Волгоград https://oblkompriroda.volgograd.ru/norms/acts/obrashchenie-s-otkhodami/).
В указанном приложении А6 для объектов ответчика, расположенных по адресам: Волгоградская обл., Калачевский район, пос. Донской, ул. Центральная, 2 и Волгоградская обл., Калачевский район, х. Липичев, ул. 40 лет Победы, 9 отсутствуют, согласованные с органами местного самоуправления, контейнерные площадки. Однако, в соответствии с Территориальной схемой установлены ближайшие контейнерные площадки по адресам: позиция N 6630 приложения А6 - Волгоградская обл., Калачевский район, пос. Донской, ул. Центральная, 1; позиция N 6629 приложения А6 - Волгоградская обл., Калачевский район, х. Липичев, ул. 40 лет Победы, 22.
Между тем отсутствие, удаленность либо необустроенность мест (площадок) накопления ТКО от объекта ответчика, не является основанием, указывающим, что услуга по обращению с ТКО не оказывается либо оказывается ненадлежащего качества, так как в соответствии со ст. 8, ч. 4 статьи 13.4 Закон N 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, вопрос создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, в том числе вопрос соблюдения расстояния по удаленности, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Истец в возражениях на отзыв указал, что вывоз ТКО с контейнерных площадок (мест накопления) Волгоградской области осуществляется силами регионального оператора регулярно. Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывается в срок и надлежащего качества.
Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Довод жалобы о том, что в спорный период времени вывоз ТКО с площадок, истцом не осуществлялся, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку представленные ответчиком односторонний акт от 20.08.2019 и фотографии не являются подтверждением неоказания услуг истцом. Фотографии, сделанные в один день, не могут свидетельствовать о нарушении периодичности вывоза.
Пунктом 4 Правил 1039 предусмотрено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, в случае, если такая контейнерная площадка расположена на территории земельного участка потребителя, то именно ответчик обязан подать заявку на внесение такой контейнерной площадки в Территориальную схему.
При этом неисполнение ответчиком своих обязанностей не означает, что услуга по обращению с ТКО не оказывалась региональным оператором в полном объеме.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового Договора не предусмотрено.
Доказательств того, что до настоящего момента ответчик осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), ответчиком также не представлено.
Между тем, в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Таким образом, при отсутствии доказательств самостоятельного транспортирования, обработки, размещения твердых коммунальных отходов ответчик не освобождает от обязанности оплачивать оказанную региональным оператором услугу.
Поскольку услуги ответчику были оказаны, приняты им без замечаний, требования судом были обоснованно удовлетворены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Во втором абзаце пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству. Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
При указанных условиях рассмотрение судом дела в порядке упрощенного производства является не правом, а обязанностью суда.
Истцом заявлено требование в общей сумме 387 530 рублей 28 копеек, что соответствует указанному критерию.
Согласно пункту 31 Постановления N 10 переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 232.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Наличие указанных оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что заявленное ответчиком возражение относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства основано исключительно на том, что ответчиком не признаются исковые требования; какое-либо иное мотивированное обоснование необходимости такого перехода со ссылкой на наличие оснований, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено. Само по себе наличие у ответчика возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не является основанием для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 декабря 2020 года (мотивированный текст решения от 22 декабря 2020 года) по делу N А12-27400/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27400/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "ДОНСКОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-237/2021
02.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-236/2021
02.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-230/2021
22.12.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-27400/20