город Чебоксары |
|
5 февраля 2021 г. |
А79-11027/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 13.11.2020 по делу N А79-11027/2018, принятое по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1032128003720, ИНН 2128017682) к муниципальному образованию "-столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194), о взыскании 1 161 230 руб. 59 коп., при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1022101141765, ИНН 2128016103), общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Волга" (ОГРН 1132130012486, ИНН 2130125702), Заволжского территориального управления администрации города Чебоксары (ОГРН 1042128010660, ИНН 2128054518), Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ОГРН 1022101136507, ИНН 2128015438),
в отсутствие представителей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" (далее - ГУП ЧР "Чувашгаз", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Чебоксары-столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 1 161 230 руб. 59 коп. долга.
Решением от 13.11.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики в иске отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУП ЧР "Чувашгаз" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность обжалуемого решения, заявитель указывает на несогласие с выводом суда о том, что истец обязан обращаться в орган тарифного регулирования для установления тарифа на транспортировку газа. Полагает, что ответчик уклоняется от разрешения вопроса по надлежащей организации газоснабжения населения Заволжской территории г.Чебоксары, являющегося его обязанностью в силу положений Федерального закона от 06.102003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении". Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика и возлагает на истца бремя несения расходов по содержанию производственно-технологических комплексов при отсутствии возмещения со стороны ответчика.
Истец в судебное заседание не явился, направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложил свою позицию по доводам жалобы.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
В обоснование исковых требований ГУП ЧР "Чувашгаз" ссылается на положения с пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении" (далее - Закон о газоснабжении).
По мнению истца, поскольку на орган местного самоуправления в силу закона возложена организация газоснабжения, а Предприятие обеспечило доступ ООО "УК "Волга" к емкостям, через которые управляющая компания осуществляет и обеспечивает поставку газа населению, возмещение затрат ГУП "Чувашгаз" должны быть субсидированы Администрацией города Чебоксары.
В рассматриваемом случае Администрация г.Чебоксары является органом местного самоуправления муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики", на территории которого расположены многоквартирные дома (пос. Октябрьский и пос. Сосновка г.Чебоксары), имеющие технологическое присоединение к производственно-технологическим комплексам "Газораспределительные сети и сооружения", находящиеся в хозяйственном ведении истца.
Из пояснений ООО УК "Волга" следует, что управляющая организация оплачивает сжиженный углеводородный газ поставщику и присутствует при его закачке в групповые емкости. До 2015 года такой способ работы был организован с АО "Газпром газораспределение г.Чебоксары". После прекращения АО "Газпром газораспределение г.Чебоксары" поставок и расторжения договора поставки, ООО УК "Волга" обратилось в Администрацию г.Чебоксары с письмом об определении нового поставщика сжиженного углеводородного газа. По рекомендации Администрации г.Чебоксары был заключен новый договор поставки с ООО "Стратегия Восток-Запад", который действовал до конца 2017 года. После заключения договора с данным поставщиком сообщения об истощении запасов СУГ поступали от сотрудника ГУП "Чувашгаз". С 2018 года новым поставщиком СУГ является ООО "НПП Согласие".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 и пунктом 4 пункта 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация в границах населенного пункта (городского округа) газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 7 Закона о газоснабжении установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Основные понятия, используемые в Законе о газоснабжении, содержит статья 2, согласно которой поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Потребителем газа является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Применительно к рассматриваемой ситуации истцу на праве хозяйственного ведения переданы газораспределительные комплексы, посредством которых ООО "УК Волга" реализует сжиженный газ потребителям.
В пункте 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) дано определение понятия внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему
водоснабжению.
Аналогичное понятие внутридомовой инженерной системы газоснабжения многоквартирного дома содержится в абзаце третьем пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
По общему правилу внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома; границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 правил N 491).
Для сетей газоснабжения установлено специальное правило: внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491).
В силу пунктов 2 - 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в состав которых входят техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления.
Из названных норм следует, что эксплуатационная ответственность исполнителя коммунальных услуг по вопросам обслуживания сетей газоснабжения многоквартирного жилого дома распространяется до места соединения с газораспределительной сетью. При этом вводный и внутренний газопроводы не являются участками газораспределительной сети; предназначены для газоснабжения отдельного здания и относятся к внутридомовой инженерной системе, предназначенной для подачи газа от централизованной газораспределительной сети до внутриквартирного оборудования. Внутридомовая инженерная система является частью многоквартирного дома. Монтаж вводного газопровода в наружном исполнении (по фасаду здания) в отличие от прокладки прочих систем снабжения коммунальными ресурсами обусловлен особенностями коммунального ресурса (газа) и требованиями безопасности.
Как установлено судом первой инстанции, из материалов дела не усматривается, что в рассматриваемом случае имеет место несение истцом затрат на обслуживание газораспределительных сетей, подпадающих под понятие "бесхозяйные сети" и к которым в силу названных норм обязанность по эксплуатации могла быть возложена на орган местного самоуправления.
Довод истца о бездействии Администрации, выразившимся в непринятии мер по передаче в муниципальную собственность находящихся в собственности Чувашской республики производственно-технологических комплексов "Газораспределительные сети и сооружения от групповых емкостей", судом первой инстанции правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации.
Из представленной в материалы дела переписки и фактических обстоятельств дела следует, что вопрос о передаче сетей газораспределения от газовых резервуарных установок с газонаполнительной станции в муниципальную собственность муниципального образования "г.Чебоксары" в спорный период не был разрешен.
ГУП "Чувашгаз" как унитарное предприятие, которому на праве хозяйственного ведения переданы комплексы газоснабжения, вправе самостоятельно принимать решения по использованию имущества.
Из материалов дела следует, что реализацию сжиженного газа потребителям-жильцам домов, присоединенных к групповым емкостям через газораспределительные сети, находящиеся в хозяйственном ведении самого истца, осуществляет ООО "УК Волга".
Способы реализации природного газа и СУГ различны: природный газ поставляется потребителям по трубопроводу, СУГ для населения поставляется потребителям автоцистернами для закачки в групповые резервуарные установки (ГРУ), которые находятся в непосредственной близости от домов населенного пункта.
В соответствии с Законом N 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Постановление N 549) утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Постановление N 162) в целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" (далее - Постановление N 317) в целях обеспечения рационального и эффективного использования газа в Российской Федерации утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 5 Закона N 69-ФЗ для организаций - собственников газораспределительных систем независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 21 Закона N 69-ФЗ при государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
В соответствии со статьей 23 Закона N 69-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 и от 15.04.1995 N 332 розничные цены на сжиженный газ,
реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и рассчитываются в соответствии с Указаниями по регулированию цен.
В 2017 и 2018 годах действовали Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, введенным Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 N 129-э/2 (в редакции Приказа ФСТ от 29.04.2008 N 110-э/7).
Исходя из пункта 4 Указаний по регулированию цен, розничные цены в расчете устанавливаются на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности; в) учета в структуре регулируемых цен всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 29 Методических указаний N 129-э/2 было предусмотрено, что с целью расчета розничных цен по каждой категории, расходы субъекта регулирования, входящие в структуру себестоимости, прямо отнесенные на Категорию "3" - "Реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок" может включать, включать в том числе расходы на приобретение сжиженного газа для населения у оптовых поставщиков, относимые на данную категорию; расходы на транспортировку сжиженного газа для населения от оптовых поставщиков до ГНС, относимые на данную категорию; расходы на содержание объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности по снабжению населения сжиженным газом из групповых газовых резервуарных установок и находящихся в собственности субъекта регулирования или в пользовании на иных законных основаниях; прочие обоснованные расходы (хранение газа, если это не входит в расходы ГНС и т.п.), относимые на данную категорию.
Государственное регулирование розничных цен на сжиженный газ до 17.12.2018 осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".
С 18.12.2018 государственное регулирование розничных цен на сжиженный газ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 1021).
Порядок формирования розничных цен на сжиженный газ определен Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 15 июня 2007 г. N 129-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд" (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчет розничных цен на сжиженный газ предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для: а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа; б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности.
Согласно пункту 18 Методических указаний розничные цены на сжиженный газ рассчитываются и устанавливаются в рублях за 1 кг сжиженного газа с учетом в цене налога на добавленную стоимость (для сжиженного газа из газовых резервуарных установок дополнительно может рассчитываться цена за 1 куб. м).
Согласно сообщению Госслужбы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.06.2015N 209 "О предельных максимальных розничных ценах на сжиженный газ" утверждены розничные цены на сжиженный газ, поставляемый населению для бытовых нужд из групповых газовых резервуарных установок в размере 27,65 рубля за 1 килограмм (с НДС).
В последующие периоды регулирования в Госслужбу с заявлением об утверждении розничных цен на сжиженный газ организации не обращались, розничные цены на сжиженный газ не пересматривались.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда о том, что поскольку спорные объекты являются собственностью Чувашской Республики и переданы истцу на праве хозяйственного ведения для ведения определенной деятельности; газораспределительные сети от газорезервуарных установок до границы эксплуатационной ответственности управляющей организации не имеют признаков "бесхозяйных сетей", а истец фактически осуществлял деятельность по содержанию объектов, но при этом не обращался в орган тарифного регулирования для установления тарифа на транспортировку газа, а также то, что деятельность по поставке сжиженного углеводородного газа потребителям и получение дохода по регулируемой цене осуществляло ООО "УК Волга", правовые основания для отнесения на муниципальное образование "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики затрат на содержание объектов в 2017 году и шесть месяцев 2018 года в размере 1 161 230 руб. 59 коп. отсутствуют.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выше выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 13.11.2020 по делу N А79-11027/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11027/2018
Истец: ГУП Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: "город Чебоксары- столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация г. Чебоксары, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Заволжское территориальное управление г. Чебоксары, Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, ООО Управляющая компания "Волга", Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, ООО "Газпром газораспределение Чебоксары"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8768/20
13.11.2020 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11027/18
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11027/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11027/18